Природа человека двойственна: телом он - животное, духом же подобен богам и способен помнить единожды сказанное и выполнять обещания. Помнится,
ЗДЕСЬ я грозился рассказать вам, почему человек по сравнению с насекомыми не только вывернут, но и перевёрнут… точнее (учитывая вертикальное положение), развёрнут задом наперёд.
Первым эту любопытную особенность позвоночных заметил французский зоолог Этьен Жоффруа Сент-Илер в 1822 году, перевернув на спину вкусного омара. "Ба! - сказал Этьен, вскрыв омару панцирь, - Взгляните на этого омара, опрокинутого на спину, и вы увидите, что различные системы его расположены совершенно так же, как у высших позвоночных животных!" И немедленно опубликовал статью, в которой утверждал, что позвоночные и членистоногие животные, при всех различиях между ними, устроены по одному плану, однако у позвоночных центральная нервная система расположена на спинной стороне, сердце - на брюшной, а у членистоногих наоборот. Печень расположена слева над средней кишкой у членистоногих, и справа под- - у позвоночных; направление кровотока у членистоногих и хордовых совпадает, но только если последних перевернуть, и протчая.
Сент-Илер имел в виду примерно это ↑
К 1830 г. статья дошла до видного палеонтолога Жоржа Кювье, и тот затеял с Сент-Илером публичный спор - в аккурат во время июльской революции, когда все нормальные люди свергали Бурбонов. Сам Кювье тоже был хорош - он полагал, что, существует четыре типа животных - позвоночные, моллюски, членистые и лучистые, каждый из которых характеризуется особым планом строения, и неча их сравнивать. Тем не менее он сокрушил Сент-Илера, после чего Бурбонов свергли, а о гипотезе на некоторое время забыли, пока в конце XIX в. основатель Неаполитанской морской зоологической станции Антон Дорн не попытался поговорить о происхождении позвоночных если уж не от членистоногих, то хотя бы от перевернутых кольчатых червей. Ему строго ответили, что даже червие различает верх и низ, и смелая гипотеза вновь была похерена.
А зря - начать с того, что существует масса животных, прекрасно различающих верх и низ, но тем не менее предпочитающих пребывать вверх тормашками. Из беспозвоночных для плавания поворачиваются на спину гладыши (вверху слева), щитни (вверху справа) и мечехвосты; всю жизнь проводят в таком положении обитающие в толще воды жаброногие рачки, например, артемии (тоже вверху справа). Много перевернутых животных в гипонейстоне - сообществе морских и пресноводных организмов, обитающих снизу поверхностной пленки воды: ресничные черви-турбеллярии, родственники дафний Scapholeberis mucronata, что прикрепляются к поверхностной пленке за счет несмачиваемых щетинок, расположенных на брюшной стороне панциря (внизу слева), или улитки-янтины, всю жизнь проводящие у поверхности открытого океана, прикрепившись снизу к поплавку, который они сами строят из воздушных пузырьков (внизу справа).
Кверху брюхом зарываются в грунт ланцетники. Любители существовать вверх тормашкми есть и среди рыб, и даже среди млекопитающих. Если гипотеза “перевернутости” позвоночных верна, то ленивцев и перистоусых сомиков следует считать вернувшимися в нормальное для далеких предков положение. Надо добавить, что бывают и другие нестандартные положения животных - достаточно вспомнить лежащую на боку камбалу или вертикальную позу человека.
Перистоусым сомикам Synodontis nigriventris пришлось перевернуться, чтобы питаться у поверхности, так как рот у сомов расположен с брюшной стороны. Остальные сомы кормятся на дне водоемов, а этот хватает падающих в воду насекомых или объедает обрастания с плавающих на поверхности листьев.
Сообразно положению тела шерсть у ленивцев растет не от спины к брюху, как у других млекопитающих, а наоборот - чтобы лучше стекала дождевая вода.
Еще один старый аргумент противников "теории перевернутости" гласит, что ротовое отверстие у кольчатых червей находится на нижней стороны головы, как и у позвоночных, и мол перевертывание с брюшной стороны на спинную подразумевает, что прежнее ротовое отверстие червя замкнулось и вместо него в процессе эволюции образовалось новое или же оно должно было бы переместиться через головной мозг вверх и вперед, чтобы оказаться на верхней стороне головы, следы же ни того, ни другого обнаружить не удается. Конечно, не удается! Потому что ротовое отверстие и у червей, и у позвоночных находится не "на нижней стороне головы", а на переднем метамере тела - следы метамерии сохранились даже у нас с вами, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть к примеру на схему иннервации человеческого лица (справа; на курсе неврологии у нас были на эту тему картинки покрасивее, но в интернетах ничего лучше не нашлось) - а уж куда этот метамер "подогнут", зависит от положения животного и его образа жизни. Что касается "перемещения через головной мозг" - то так и есть: у тех же червей рот расположен посреди окологлоточного нервного кольца.
Но бог с ними, этими аргументами позапрошлого века. В последние годы убедительные доказательства гипотезы “перевернутости” хордовых получены благодаря молекулярной биологии и сравнительной эмбриологии. Так, родственные гены, ответственные за формирование брюшной стороны у беспозвоночных, способствуют формированию спинной стороны у хордовых, и наоборот. У членистоногих желток всегда располагается на спинной стороне зародыша, а у позвоночных - всегда на брюшной… разных фактов много, но я не собираюсь здесь вас грузить диссимметриями первой пары целомов и гомологичностью белков CHD/SOG и BMP-4/DPP. Скажу лишь, что Сент-Илер, Дорн и иже с ними промахнулись лишь в одном - они слишком омолодили хордовых, выводя их из таких специализированных и сформировавшихся типов, как членистоногие или черви-аннелиды. Всё произошло раньше, гораздо раньше...
Отпечаток хайкоуэллы - предка хордовых, жившего около 570 млн лет назад. 20-30 мм в длину.
Продолжать?