Жизнь в полосе прибоя

Nov 19, 2010 23:26



Пляж между пустыней и морем кажется безжизненным, единственное видимое шевеление здесь - какие-то былинки, перекатываемые ветром из-под ног. Но если приглядеться, окажется, что это совсем не былинки, да и ветер здесь ни при чем - по пляжу бегают крохотные, с одно-двухкопеечную монетку, крабы-привидения - оциподы. Один из них спрятался на этой фотографии:



Да вот же он:



Искусством маскировки эти создания (как, впрочем, и большинство обитателей литорали) владеют в совершенстве, человеческий глаз не выделяет их очертаний среди песчинок и камешков, отмечая только движение, но не самого краба, даже когда тот бежит. Краб же видит всё - его глаза дают обзор в 360°…. не в смысле "могут поворачиваться в все стороны", а одновременно на 360°, и подобраться к нему вплотную, а тем более поймать сложно, от ловца он убегает со скоростью 16 км/ч и молниеносно меняя направление движения.



В полдень оциподы таятся в норках или щелях между камнями, а с поближе к вечеру выходят на охоту, перемещаясь на более высокие участки во время прилива и спускаясь вниз с отступлением воды. В отличие от других крабов, просто замыкающих на суше жаберную полость, у этих развилось даже некое подобие легких.







В высыхающих соленых лужицах затаились в ожидании прилива маленькие офиуры и морские ежата, вжимаясь в какие-то незаметные человеку норки, гротики, выбоины… скала здесь, на уровне моря и чуть выше, пористая и пронизанная тайными ходами, как кусок пемзы. Потому что это не скала, а древний коралловый риф - времен последнего глобального потепления, когда уровень моря был выше; на фотографиях эта старая береговая линия (точнее, старая площадка прибрежного риф-флета, находившаяся в отлив на уровне воды) тоже хорошо просматривается:







Современный, "действующий" риф-флет. Глубины в отлив человеку здесь хватает только на то, чтобы лежать на воде по стойке "смирно", чуть пошевеливая ластами. Из-за рефракции кажется, что дно со всех сторон загибается вверх, и там еще мельче. Обитатели рифа считают, что живут на внутренней стороне сферы…


В толще ископаемых кораллов, как изюм в булочке, в изобилии замурованы останки моллюсков, губок и прочих существ, живших в то время (впрочем, замурованы - не точное слово: все эти обломки ракушек, кораллов, песок и камни, сцементированные более молодыми кораллами и известковыми водорослями, сами по себе и составляют риф, что ископаемый, что современный):







В такой же риф-флет ниже полосы прибоя переходит и пляж с бегающими крабами - это в бухте, а на мысах - ни пляжа, ни отмели за ним: обросшие кораллами и актиниями подводные скалы отвесно уходят вниз, в непроглядную синюю бездну. Кое-где там, на глубине десять-пятнадцать метров, есть уступы, за ними - новая, еще более глубокая пропасть, и так - до черных глубин. Где-то там, ниже двух километров, температура воды превышает 60°С, а ее минерализация возрастает в несколько раз из-за повышенного содержания солей металлов из недр Земли - Красное море с Суэцким и Аденским заливами представляют собой заполненные океанской водой трещины между медленно раздвигающимися Африканской и Аравийской плитами. Дно этих свежих шрамов на лике планеты образовано вулканическими породами, а в самых глубоких местах их происходят спокойные, но постоянные извержения базальтовых лав и тянутся подводные хребты наподобие Срединного Атлантического в миниатюре - перед нами зародыш будущего океана… мы же с вами вернемся на литораль.



Продолжение следует

Синай, живые природы

Previous post Next post
Up