Первая часть
здесь Как, значитца, показывают результаты генетического и молекулярного анализа, пути предков человека и шимпанзе разошлись от 8 до 5 млн. лет назад, и чуть позже - предков человека и бонобо. Бонобо, он же карликовый шимпанзе, имеет более изящное, чем у шимпанзе, тело и более гибкое и разнообразное поведение, в том числе и социальное. Самое интересное отличие бонобо от классических шимпанзе - их половое влечение не зависит от течки, они занимаются любовью не только в период овуляции у самки, а, как и мы, в любое время, когда захотят - для собственного удовольствия. Так что возможно, что человеческая сексуальность старше и прямохождения, и тем более разума.
Бонобо тут для примера. Предки совсем не обязательно выглядели именно так - бонобо тоже эволюционировали с того времени - в свою сторону.
Следующим этапом на пути к человеку было
прямохождение и, возможно, потеря волос на теле. Ардипитеки, жившие 5,8-5,2 млн лет назад, судя по строению скелета, могли передвигаться как на двух, так и на четырех конечностях - в зависимости от обстоятельств. А вот появившиеся около четырех миллионов лет назад их потомки
австралопитеки были уже вполне двуногими. Эти существа напоминали маленьких - метр-полтора ростом - прямостоящих шимпанзе. При весе в 30-50 кг они имели 450-550 см³ мозгов - поболе, чем у шимпанзе, но меньше, чем у гориллы (надо, правда, учесть, что и сама горилла намного крупнее).
Такие двуногие обезьяны - без всяких там разума, огня и орудийной деятельности - оказались вполне конкурентоспособными созданиями. Останки их встречаются хоть и нечасто, но все же чаще, чем предков современных человекообразных обезьян.
Род их проживал в Африке в течение двух миллионов лет лет (4 млн-2 млн лет назад) и породил несколько видов, из которых нашими непосредственными предками могут считаться только самые ранние - австралопитек аннамский (слева) и, возможно, австралопитек афарский. А вот более поздние виды, такие, как австралопитек африканский, предпочли развивать челюсти, а не мозги, и потомками их являются парантропы
Парантропов сегодня известно три вида - парантроп могучий и парантроп Бойса (в честь спонсора раскопок), называемый также зинджантропом - некоторые палеоантропологи считают, что это подвиды или расы одного вида из Южной и Восточной Африки соответственно - и их предок парантроп эфиопский. Были они гораздо массивнее любого австралопитека: при среднем росте в полтора метра весили по разным оценкам 60-90 кг (этакие дварфы), но при этом среди них, говорят, встречались и здоровяки ростом с человека.
Череп парантропов вмещал около 550 см³ мозгов, но примечателен был не этим, а здоровенными челюстями, обезьяньими надбровьями и костным гребнем на макушке, куда крепились мощные жевательные мышцы. Своим мощным телосложением эти существа напоминали прямоходящую гориллу. Как и у горилл, самцы были значительно крупнее (и продолжали расти дольше, чем самки), и, видимо, жили парантропы такими же семейными группами - старый самец и несколько самок с детьми. Молодые самцы, достигнув зрелости, уходили из группы и долго жили поодиночке или компаниями, пока не набирались мощи и не создавали свой гарем. Судя по анализу зубной эмали, парантропы были всеядны, причем, несмотря на приспособленные для перетирания жестких стеблей и корней зубы, в обычной ситуации предпочитали мягкую растительность и… термитов. Внушительные челюсти помогали им пережить на грубой пище периоды бескормицы да, возможно, служили половым признаком.
Вместе с костями зинджантропа, возраст которых составляет 1,8 миллиона лет, была найдена оббитая галька, так что можно предположить, что эти существа начали целенаправленно обрабатывать камень (необработанные подручные камни, палки и кости они по-любому использовали - это и обезьяны делают). С другой стороны, не исключено, что те парантропы пали жертвой своих преуспевших в применении каменных орудий современников, о которых речь пойдет ниже. Так или иначе, позже, чем 1,5 млн лет назад, их останки не встречаются.
А вот у другой ветви австралопитеков - которая рано отделилась - челюсти стали уменьшаться - видимо, благодаря большему участию рук в процессе питания и большей доли мягкой и калорийной животной пищи в рационе - а мозги увеличиваться (что нормально для хищника).
Кто из них - наш непосредственный предок - сказать не так просто. На уровне видов гоминид нарисовать эволюционного древа как такового не получится - точнее, получится не древо, а что-то типа сети, в которой отдельные ветви сливаются, расходятся, обмениваются генами... Внутри родов между близкими видами - тем что сегодня палеонтологи классифицируют как виды - часто возможно было скрещивание.
Представителями этой ветви являются откопанный в 2004 году кениантроп возрастом 3,5 млн лет, и жившие позже человек рудольфский (с озера Рудольф то бишь) и человек умелый - практически современники, 2,5-2 млн лет назад (на картинке вверху в том же порядке). Умелость последнего заключалась в сознательном обивании кварцевой гальки для получения рубящих и режущих граней (т.н. Олдувайская культура - древнейшая из известных. С другими предметами он наверняка тоже чего-нибудь вытворял, но сохранились только камни). Современные обезьяны, между прочим, не способны изготовить и таких орудий; даже самые талантливые из них добились лишь очень скромных успехов в этом, хотя экспериментаторы старательно пытались их научить. С этих пор ловкость рук человека начала расти, а сила их, наоборот, уменьшаться - за всё надо платить. Мышцы рук человека иннервируются гораздо большим числом отдельных нервных волокон, чем у обезьян - это необходимо для мелкой моторики - но из-за этого нашей нервной системе в обычных условиях нужно приложить гораздо больше усилий, чтобы включить сразу все мышцы руки, как это делают те же шимпанзе.
Дальнейшее развитие подобных существ и привело к появлению 1,9 млн лет назад хомо эргастер ("человек-мастер"; он же ранний
хомо эректус- в зависимости от классификации), ну а что было дальше, я уже рассказывал.
Портреты знаменитых эректусов и памятник синантропу в Китае.
UPD для прояснения дальнейшей картины:
Генетические данные показывают, что человечество происходит от небольшой популяции, жившей в восточной Африке 160-200 тыс лет назад; самые древние ископаемые останки анатомически более-менее современных людей обнаружены как раз в этом районе и имеют возраст 195 тысяч лет.
В культурном отношении древнейшие сапиенсы ничем не превосходили современных им ранних неандертальцев из Европы. У тех и других была примерно одинаковая среднепалеолитическая каменная индустрия и никаких сохранившихся материальных признаков духовной культуры. Однако уже около 110 тысяч лет назад появились первые украшения - бусы из ракушек (справа).
Первый выход сапиенсов за пределы Африки состоялся около 135-115 тыс. лет назад и, по археологическим данным, не привел к далеко идущим последствиям, сапиенсы в Передней Азии вскоре передохли. 90-85 тыс. лет назад произошел второй выход сапиенсов из Африки, и вот от этой небольшой группы по большому счету произошло все внеафриканское человечество.