Диссопсалис - один из последних гиенодонов
Предки хищных млекопитающих ("хищные" в данном случае - это название отряда, а не описание рациона, так-то мясо и грызуны едят) произошли от насекомоядных еще при динозаврах, и при динозаврах же, в меловом периоде, успели разделиться на миакоидов - предков настоящих хищных (отряд Carnivora) - и креодонтов, а миакоиды чуть позже тоже разделились на две ветви-подотряда - собакообразных и кошкообразных.
(Не путайте эти подотряды с семействами псовых и кошачьих - к подотряду собакообразных, кроме собственно псовых, относятся также енотовые, медвежьи, большия и малыя панды, куньи, скунсовые, а также ушастые и настоящие тюлени и моржи.
К кошкообразным же из ныне живущих принадлежат кошачьи, гиеновые, мангустовые, виверровые, а также малоизвестные нандинии и малагасийские хищники. Вот тáк вот - собаку и моржа, а также гиену и кошку объединяет более близкое родство, чем кошку и собаку).
Справа: табличка получилась длинноватая, зато она, в отличие от других подобных, "в масштабе" (кроме нынешней, голоценовой эпохи, начавшейся всего 11 400 лет назад и продолжающейся по сей день - в масштабе она выглядела бы тоненькой линией).
Но сначала разберемся с креодонтами - так сказать, альтернативными хищными. Еще их можно было бы назвать суперхищными, ибо их зубная система для современных мясоедов могла бы служить эталоном. Зубы креодонтов были идеально приспособлены для разрезания мяса, да к тому же были самозатачивавшимися, как резцы грызунов.
Среди них встречались и мелкие зверьки и гиганты крупнее медведя, но вне зависимости от размеров всех креодонтов характеризует крепкое, "сырое", как говорят собаководы, сложение и непропорционально, на наш взгляд, большая голова с крупными челюстями (метровый зверь мог иметь тридцатисантиметровый череп). Строение их зубной эмали и мощнейшая челюстная мускулатура позволяли разгрызать самые крепкие кости - в экскрементах крупных креодонтов находят зубы их жертв - эти хищники дробили даже черепа. Усиленное челюстное сочленение позволяло челюстям двигаться только в одной плоскости, как пассатижи - жевать гиенодоны не умели, а значит, уже не могли переключиться на другие источники питания.
Отряд креодонтов включал в себя два больших семейства - гиенодоновые и оксиениды - своеобразные альтернативные "псовые" и "кошачьи".
Гиенодоновые были собакоподобными хищниками, с огромной головой и очень мощными челюстями. Как и собаки, гиенодоны при ходьбе опирались на пальцы задних лап, а не на стопу, а значит, были хорошими бегунами, активно преследовавшими свою добычу - не столь быстрыми, как псовые, но не менее выносливыми.
Гиенодоны ужасные (так вид называется)
У нескольких видов гиенодонов сохранился окаменевший мозг, а по его строению можно узнать довольно много о поведении и образе жизни животного. Можно предполагать, что при охоте гиенодон (в частности, гиенодон ужасный - так называется исследованный вид, животное размером с крупную собаку) ориентировался в основном по зрению; слух и особенно обоняние, напротив, были развиты намного слабее, чем у большинства современных хищников - это говорит о том, что это был хищник открытых пространств. Манипуляции с добычей, пока она не попала в пасть, гиенодон проделывал передними лапами. Язык служил ему еще одной конечностью наподобие руки - для перемещения пищи во рту и исследования незнакомых предметов, их гиенодон тоже брал в рот.
Очевидно для снижения смертности при внутривидовых конфликтах, у них был хорошо развит центр контроля агрессивного поведения (что необычно для древних хищников: сумчатые хищники или архаичные виды куньих, например, совершенно отмороженные). Голосовые способности у него были развиты хуже, чем например у современных псовых. Хищник был спокойнее и молчаливее современных собак.
Монгольский гиенодон. Автор коллажа Роман Евсеев.
Ассоциативное поле коры полушарий у гиенодона большое, что неожиданно для столь древнего зверя, которого палеонтологи традиционно считали простым, как сумчатый опоссум. Тупым и скучным его назвать никак нельзя. Гиенодону все было интересно, он любил пробовать все на зуб, как щенки. Возможно, его получилось бы приручить. О совершенстве их говорит то, что описанный вид просуществовал в неизменном виде почти 20 млн. лет, а это чрезвычайно много для крупного хищника. И, видимо, это же совершенство завело его в тупик, лишив возможностей для дальнейшего развития по сравнению с постепенно вытеснившими более универсальными хищными.
Самым большим из гиенодонтид был мегистотерий (вверху), обитавший на территории Ливии и Египта в миоцене. Он был размером с быка и весил от 800 кг до тонны - точнее сказать нельзя, обнаружены только его череп и часть плечевого пояса, остальное воссоздано в соответствии с пропорциями других аналогичных видов - поэтому на рисунке он и лежит в позе, скрывающей очертания тела. Судя по воссозданному внешнему виду, это был могучий хищник, способный расправляться с небольшими хоботными (кстати, в дополнение к ответу на комментарий
ecoross1 : ефремовский зверь гишу скорее всего был мегистотерием, а не эндрюсархом: совпадает и описание внешности, и место обитания, и по времени он жил гораздо ближе к нам)
Оксиениды же по своему сложению больше напоминали енотов, медведей или кошек. Большинство были небольшими - такими, как эоценовый махайроидес (справа), представлявший собою маленького - с домашнюю кошку - саблезубого "тигрика". Отдельные поздние виды достигали более крупных размеров. Патриофелис (внизу) - последний и самый крупный из американских оксиенид - был длиной с леопарда, но при этом гораздо массивнее. Название переводится как "отец котов" - его одно время считали предком кошек, потом выяснилось, что он настоящим кошкам в лучшем случае отчим, но переименовывать не стали. Поначалу его вообще считали полуводным зверем, типа выдры, и рисовали соответствующе (рисунок справа)
Еще крупнее был азиатский эоценовый саркастодон, напоминавший огромного медведя с длинным хвостом (еще так иногда рисуют созвездие Большой Медведицы)). Весил он, как и мегистотерий, около тонны, был довольно коренаст, имел массивное туловище, сильные стопоходящие лапы, вооружённые мощными когтями и башку полметра длиной. Толковых картинок саркастодона я не нашел, но кто видел вживую мишку, тот поймет.
Голова саркастодона
Справа - хайнайлюрос, крупный гиенодонтид (череп длиной до 50 см). Возможно, определенную часть его рациона составляла падаль (предки настоящих гиен в то время питались, главным образом, насекомыми и конкуренции им не составляли).
Все оксиениды вымерли в конце среднего эоцена, возможно, в результате конкуренции с нимравидами и гиенодонами. Гиенодоны, в свою очередь, вымерли около 11-10 млн. лет назад, последние их представители жили в Индии.