Предыдущая часть
ЗДЕСЬ Слева - выкармливание личинок. Справа - вылупление первенца.
…и вот из куколок появляются первые рабочие, и с первых моментов жизни начинают вести себя не как роботы, а как существа со своими характерами. В них заложена любовь к яйцам и личинкам - и они начинают не просто заботиться о следующей партии яиц, отложенных самкой, но и соперничать в этом между собой. Между ними начинаются серьезные выяснения отношений, выстраивается иерархия - кому решать, как расположить яйца, кому их первому облизывать… Они могут в процессе конкуренции зашибить друг друга, и даже начинают конкурировать с самкой - за право заботиться о расплоде. Самку при этом могут случайно убить, и тогда муравейник гибнет, не начавшись. Когда молодых рабочих становится штук восемь или десять, они начинают выходить из гнезда во внешний мир, искать пищу. И за эту роль тоже начинается конкуренция. В итоге добытчиками становятся лидеры - самые активные и наглые особи, а тихони остаются при мамке.
Потом, когда гнездо разрастется, роль нянек - видимо, самую инстинктивную, не требующую обучения - выполняют самые молодые муравьи. Немного повзрослев, они становятся строителями и ремонтниками, а потом - охотниками, носильщиками, разведчиками или пастухами - в зависимости от склонностей и везения. Молодые, еще не приобретшие специфического опыта муравьи часто переносятся рабочими из гнезда в гнездо, с целью соблюдения определенного баланса численности. Молодые выполняют в разных гнездах разные работы - то мусор поносят немного, то кровлю чинят, то с личинками или куколками возятся, то ходят из гнезда наружу и обратно - регулировать температуру или влажность.
Охотник вернулся с холмов
Постепенно они пытаются вылезать наружу и чего-то делать, однако старшие обычно стараются загнать или утащить их обратно в муравейник - наружные команды состоят из сработавшейся иерархии муравьев, с установленными отношениями доминирования и привыкшие делать определенный вид работ; молодые, ничего не умеющие мураши мешают им работать. Наиболее активные из молодежи, чаще прочих сверстников забредают куда не надо - и если там оказываются другие молодые, начинают ими командовать, сами организовывают работы. Со временем из таких молодых образуются новые группы. Они получают кормовые участки на самых концах муравьиных троп, по периферии контролируемой гнездом территории. Становясь старше, постепенно перебираются на кормовые участки поближе к муравейнику, чтобы туда-обратно ноги бить меньше. Старослужащие становятся стражей гнезда, но если будут разрушены тропы, в первую очередь именно эти опытные старые муравьи вновь пойдут по почве, заново размечая дорогу - они помнят кормовые угодья муравейника, помнят, где расположены пастбища с тлями, где дорога идёт в заросли травы, которая дает отличные семена. Эти муравьи держат в памяти транспортную сеть - каждый обновляет те участки, где он раньше охотился, и все вместе они восстанавливают всю инфраструктуру (а федерация занимает площадь в сотни квадратных метров), так что у муравейника память распределенная.
Но и среди внутригнездовых тоже есть старые профессионалы, которые, хоть и давно выросли, не сменили "детскую" работу.
Основные источники пропитания для рыжих - охота на разную беспозвоночную живность и "дойное" скотоводство, причем разводят они не только тлей, но и разных червецов-щитовок, листоблошек, цикадок и даже гусениц некоторых бабочек. Они приносят этим занятием растениям не вред, а, наоборот, пользу - дело в том, что основной урон от тлей и щитовок не в том, что они пьют соки растений - от растений особо не убудет - а в том, что своими липкими выделениями закупоривают поры листьев и вызывают распространение сажистого грибка - возбудителя опасного заболевания. Муравьи же собирают эту сладкую липкость и не дают растениям чахнуть, а плесени - расти, к тому же, охраняя свою "скотину" и охотясь, уничтожают массу других, более серьезных вредителей.
Поза обороны от чего-то крупного - например, человека: жвалы наизготовку, брюшко подогнуто вперед - брызгать кислотой
Муравьи ухаживают за гусеницами бабочки-голубянки
Кроме охоты и скотоводства, муравьи занимаются земледелием - используют в пищу семена некоторых лесных трав и цветов, которые растут, как правило, вокруг муравейников - там земля плодороднее, чем бедные лесные почвы вокруг. Семена этих растений имеют особые придатки, содержащие масло, которые муравьями и поедаются. Сами семена они при этом не трогают, но растаскивают на разные расстояния, способствуя их расселению.
Есть специализированные виды муравьев, которые в ходах своих гнезд устраивают теплицы для выращивания плесневых грибков, коими и питаются, например, американские муравьи-листорезы аtta cephalotes (вверху). Они приносят в гнезда кусочки листьев, тщательно разжевывают, смешивая с экскрементами и слюной, и на всем этом выращивают грибы-приболотники рода Rhozites. Муравьиная кислота стимулирует рост грибницы и образование на ней вздутий, которыми муравьи и питаются. Но не только американские муравьи-листорезы вступают в такие своеобразные отношения с грибами. В гнездах рыжих лесных тоже выращиваются микроскопические грибы Debaryomyces cantarellii и formicarius.
…Распространено мнение, что муравьи - более древняя форма жизни, чем млекопитающие. Это не так. Колониальные перепончатокрылые появились только в конце мезозоя. То есть стартовые выстрелы на дистанции от древесной крысы до человека и от "обычных" букашек до обитателей современных муравейников прозвучали почти одновременно. И если сравнить разницу интеллекта опоссума и человека с разницей в сложности и разнообразии поведенческих реакций жука какого-нибудь и муравьиной колонии - то еще неизвестно, кто за этот период времени достиг большего. Хотя вообще-то такое сравнение бессмысленнее, чем спорить, кто кого победит - кит или слон; мы с мурашами слишком разные и живем в разных мирах. На одной планете.
В качестве постскриптума - интересный момент из
наблюдений за рождением муравьиной семьи в неволе: "Из пяти появившихся рабочих один «не удался». Концы всех лапок и усиков у него как бы скручены, недоразвиты. Этот муравей почти все время лежит на спине и иногда шевелит своими неразвитыми конечностями. Не смотря на это, здоровые муравьи не оставляют его и кормят. Брюшко у этого бедолаги также наполнено сиропом, как и у других муравьев. Здесь налицо явное предложение корма более сытыми собратьями, а не выпрашивание пищи. Ведь в таком состоянии муравей вряд ли смог бы попросить корм постукиваниями усиков и передних лапок по голове другого муравья." Трактуйте как хотите.