"То, что мне было суждено сотворить, было велико. Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца"
Инени
"Люксор" по арабски означает "дворцы". Три с половиной тысячи лет назад здесь шумели легендарные Стовратные Фивы (не путать с Семивратными Фивами в Греции - родиной Геракла!) - столица Великого Египта в эпоху Среднего и Нового царств…
Город (сами египтяне называл его Уасет, Нут-Амон (город Амона), или просто Нут (Город), в Библии он упоминается как Но) был расположен по обеим сторонам Тропы Богов, соединявшей два храмовых комплекса в честь Амона-Ра: Ипет-сут на севере (ныне - Карнак) и Ипет-ресит на юге (ныне - собственно Луксор). Тропа эта представляла собой 3-километровую мощеную дорогу с двумя шеренгами вырубленных из камня сфинксов с бараньими головами, по которой во время ежегодного праздника Опет статую Амона в священной ладье переносили из Карнака в храм Рождения в Луксоре и под всеобщее ликование торжественно спускали на воду.
Строительство храма Амона-Ра. Впоследствии подъемный кран был демонтирован, и сегодня весь мир гадает, как египтяне возводили свои грандиозные постройки.
На самом деле все было примитивно, хотя и трудоемко: насыпали земляной пандус и по нему на катках втаскивали каменные блоки; по окончании строительства насыпь разбирали. Пирамиды строили так же.
Каждый из правителей, воздавая богам должное за свои победы и успехи, чего-нибудь добавлял к убранству храмов, пристраивал новые помещения, достраивал, перестраивал… В результате довольные боги хранили город полторы тысячи лет, а храмы становились все величественней и грандиозней.
Вверху: руины колонного зала в храме Амона. Это таинственное божество носило имя "Сокрытый" и таким же и было - мрачным и загадочным. Его Истинное Имя и материальная оболочка были тайной, и не существует единого изображения этого бога.
Таким же был и его храм - колонны раньше поддерживали сплошной потолок из каменных плит; солнечные лучи проникали в зал только через расположенные между двумя уровнями крыши решетчатые просветы, высвечивая яркие росписи на колоннах и не достигая пола. Здесь царили полумрак, почти темнота, прохлада и эхо шагов.
К нему примыкал лабиринт святилищ; чем дальше они располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Здесь они собирались на тайные советы, решая судьбу цивилизации, сюда стекались знания и богатства со всей тогдашней Ойкумены.
Камни помнят…
Вверху: руины Храма Рождения. Стены его когда-то, по слухам, были покрыты золотом - в любом случае в VII в. до н.э. всё разграбил Ашшурбанипал. Пришедшим слишком поздно арабам материальных ценностей уже не досталось, поэтому они от досады разобрали сами стены (не понравились!) и из полученных камней построили прямо посреди развалин симпатичную мечеть.
Обелисков у входа раньше было два - второй стырили французы (понравился!) и воткнули у себя на площади Согласия в Париже:
Вообще, куски Стовратных Фив можно найти сейчас в самых разных уголках планеты - не в пример диким ассирицйцам и мусульманам, уничтожавшим культурное достояние Египта, европейцы предпочитали его бережно разворовывать. Знаменитые сфинксы в Питере возле Академии художеств тоже попячены из храма Амона-Ра… по их лицам видно - они тоскуют.
PS
Почти в каждом месте на земном шаре, посещаемом "организованными туристами" есть Волшебная Хрень для гламурных кыс тех, кому история и красота сами по себе неинтересны или малопонятны. Или неинтересны и малопонятны. Волшебной Хренью произвольно объявляются любые предмет или деталь рельефа, выделяющиеся среди окружающей местности. Общие принципы использования Хрени следующие: а) если она торчит, вокруг нее надо обойти N раз; в) если это углубление, в него надо кинуть деньги; с) если вокруг Хрени нельзя обойти кругом и она не представляет из себя углубления, до нее надо с`) дотронуться или c``) потереть ее наиболее фрейдистский фрагмент. И тогда (обычно один из вариантов) сбудется желание/станешь богат/удачно выйдешь замуж. И это справедливо - даже недалекий клиент за свои деньги должен получить моральное удовлетворение. В храме Амона в Фивах роль Волшебной Хрени в наши дни выполняет изваяние Божественного Навозного Жука на постаменте, ритуал по схеме "а", N=7. Хоровод дурней не иссякает, правда, увлекаемые стадным инстинктом, все почему-то прутся противусолонь, что противно естеству как скарабея, так и хоровода. Ну да для среднего туриста скарабей - это «жук богатства».
Рассказать вам о божественной жуколице (Да/Нет)?