Распределение учащихся школ по языкам обучения в республиках Урало-Поволжья. Часть 3. 1980/81 гг.

Jan 13, 2025 16:14

Часть 1. 1938/39 гг.
Часть 2. 1956/57 гг.

Одной из причин угасания преподавания на национальных языках в республиках РСФСР, особенно остро обозначившегося с конца 1950-х гг., стал принятый в декабре 1958 г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования». Как это делалось в СССР, вслед за общесоюзным законом аналогичные должны были принять и все союзные республики. РСФСР сделала это в 1959 году.

Статья 15 этого закона была довольно противоречива. С одной стороны, она говорила о том, что обучение в школе проводится на родном языке учащихся. С другой - закрепляла единоличное право родителей на выбор языка обучения ребёнка. Не скажу, что это было началом конца преподавания на национальных языках, но с этого момент камень с горы покатился ещё быстрее. В той же статье было ещё одно важное положение: в русских школах автономных республик, автономных областей и национальных округов учащиеся могли по желанию изучать язык соответствующей автономии. Это, конечно, развитию национальных языков также не способствовало.

Здесь необходимо сказать о том, что проводниками такой языковой политики зачастую были сами представители различных национальностей, занимавшие советские и партийные посты в автономиях РСФСР. Они искренне пытались сделать учащихся своей родной национальности конкурентоспособными с выпускниками русских школ, что в условиях тотального преобладания русского в вузах и на рабочих местах виделось им только путём обучения на русском языке. Не надо забывать, что и родители также хотели видеть своих детей успешными, в связи с чем выбирали для них образование на русском языке.

В итоге, количество национальных школ стало сокращаться даже там, где они худо-бедно держались до конца 50-х. Постепенно исчезали национальные школы-десятилетки, затем и семилетки. Частой картиной было сохранение преподавания на национальных языках в начальной школе (до реформы образования 1958-1963 гг. это были 1-4 классы), 5-й рассматривался как переходный, далее школьники учились только на русском. К какой картине это привело к началу 80-х - см. ниже.



Источник: Российский статистический ежегодник. 1994. Статистический сборник. М., 1994. - С. 522-523 и др.

Связь языка обучения с долей этносов практически перестала прослеживаться. В финно-угорских республиках ситуация была совсем печальной: в Марийской и Мордовской АССР на национальных языках учились менее 10% школьников, в Удмуртии образование на удмуртском было полностью свёрнуто примерно в конце 60-х. В 1980/81 гг. в РСФСР на удмуртском ещё учились ок. 2 тыс. чел., но почти все - в Башкирии и Татарстане. У тюркских народов ситуация была чуть лучше, особенно в Татарской АССР, но вот в Чувашии доля учащихся на чувашском упала с середины 50-х в 2,5 раза. В Башкирии доля учащихся на башкирском оставалась практически неизменной с конца 30-х гг., но за то же время втрое сократилась доля получающих образование на татарском. Тут надо сказать о том, что татарский даже не упоминался в новой Конституции Башкирской АССР, принятой в 1978-м. Впрочем, не упоминались и никакие другие языки кроме башкирского и русского.

языки, образование, география

Previous post Next post
Up