Три месяца назад мне стукнуло в голову найти
материал о царских куклах, и в это же время независимо от моей головы был запущен проект МОАК о восстановлении экспозиции детских комнат в Александровском дворце. Ну конечно же, мы с ним встретились:)
От первоначальной идеи восстановить августейших кукол силами мастеров-кукольников отказались, было решено искать оригинальные антикварные куклы того периода тех же марок и моделей, которые указаны в каталоге ГИМ или которых удалось опознать по существующим фотографиям.
Время поджимало - до открытия дворца осталось всего два месяца, да еще этот исландский вулкан совсем некстати разверзся... К тому же в силу специфики предмета, поиск определенной куклы мог занять не неделю и не месяц, некоторые молды не попадались на глаза ни разу. Например, было совершенно непонятно, кто будет в роли куклы-"царицы", ведь в оригинале это Jumeau 32 см., к тому же с закрытым ртом. (АПД,: через полгода поняла, что
это же Жюль Штайнер! Но легче от этого не стало.). Вы уже должны представить, сколько килобаксов это стоит. Но даже если бы мне дали гору денег, то это проблему бы не решило - я за все время интернет-серфинга таких маленьких Жюмошек не видела вообще, даже битых! Но мы выкрутились:)
Параллельно с затяжным поиском полностью аутентичных кукол, искали кандидатов на открытие экспозиции - хотя бы по одному представителю от самых известных европейских кукольных фирм. Идейный вдохновитель всего этого безобразия Светлана Пчельникова
pchela2008 колесила по Европам и забрасывала меня фотографиями с рынков и антикварных салонов, я же ходила на интернет-аукционы, как на работу. Это было прекрасно - искать и покупать кукол, потому, что НАДО:) Минус тоже был - одна, кажется, потерялась, ибо едет из Канады уже больше двух месяцев (не иначе, как плыла-плыла и утонула), вторая оказалась не так хороша на личико, как обещала фотография, и была признана недостойной. Что-то проиграла, что-то очень нужное не получилось купить, потому, что продавец-новичок не умел получить деньги, что-то приехало и влюбило в себя так, что было невозможно расстаться, в общем, обломов было достаточно. Но тем не менее, для небольшой экспозиции набралось достаточное количество кукол. Все куклы, прошедшие через мои руки, были подробно отсняты, я их выложу отдельной записью. С некоторыми познакомилась лично только на месте, но и их увидите.
Кроме того, совершенно неожиданно для себя в проекте участвовали и некоторые из вас! Это Лариса
slon_v_lesy (подарила мне хлопковое шитье, и я сшила из него шляпку для самой большой куклы), Галя Ишимикли
galishik (подарила шелковые ленточки и хлопковое кружево, я это все использовала на наряды и белье для нуждающихся), Алёна Василь
teryele (подарила коробку обалденных сережек из натуральных материалов и помогла с шерстяными носочками), Артём
artmit подарил пригоршню свинцовых грузиков дя ремонта глаз. Лена
brodie_jean участвует в проекте лично, подарила музею куклу, но приехать на открытие не смогла, и я просто обязана написать дневник поездки максимально подробно.
Разумеется, огромное спасибо всем поддержавшим меня морально! Сразу скажу, что об этой затее знало совсем немного человек, я суеверная на этот счет, но теперь можно спокойно рассказать всё в открытой записи.
Итак, поехали.
1. Утром 22 июня в 6.45 мы с Соней Мартьяновой погрузились в скоростной Сапсан и полетели в Питер. Соня - художник-реставратор ГНИИ реставрации, 10 лет назад занималась куклами и нарядами для той самой выставки царских игрушек в ГИМ, "золотые руки" и интереснейший человек.
Никогда не ездила в Сапсане и ужасно боялась, почему-то казалось, что при скорости 250 км/ч заложит уши и вдавит в кресло:) Ничего подобного, если бы не табло с информацией в вагоне, не поверила бы, что мы так быстро летим. Сидеть не устала совершенно, ехали бизнес-классом, и поэтому нас покормили завтраком и горячим (и хорошо, потому, что дома в такую рань есть не хотелось совершенно), предложили все мыслимые напитки, включая огненную воду. Через четыре часа выгрузились на Московском вокзале и пересели в микроавтобус, присланный из Царского Села.
Говорят, женщины коварны, но Гисметео.ру хуже женщин - помня их привычку постоянно врать о погоде на пять градусов, не поверила прогнозу, что в Питере 16 тепла и дождь - ну как же такое может быть, когда в Москве 30! И ничего особо теплого не взяла. А Гисметео возьми и не соври! Там действительно было +14+16С и вялый дождь ВЕСЬ день.
Поселили нас в гостинице "Екатерина", это фрейлинский флигель, крыло дворца, противоположное тому, где церковь. Первый этаж, холодно, но нашли обогреватель, он нас спас. Еще спасли сныканные из Сапсана одноразовые тапочки (уплочено же!), а то я решила, что будет достаточно одних носков...
2. "А из нашего окна площадь Красная видна"... Какое-то мероприятие, оркестр, мокнущие гости. Фото действительно из окна номера.
3. Соня привезла манекенчик для комплекта кукольной одежды, "царицу" и плюшевого мишку, спасенного от обычной грустной участи ненужных игрушек. Мишка оказался совершенно очаровательный, с кожаными подложками под стеклянные глазки, короткий плюш, горбик, опилки, решили, что мишка довоенный. Он не совсем годится по возрасту, но очень даже подходил по настроению - какая детская комната без мишки?
4. И вот - рождение Венеры! Страстно желаемая музеем кукла-"царица". Узнаете? Нет? А вы ее видели! Идем
сюда и сравниваем. Раньше она носила светлый шерстяной матросский костюм и выглядела довольно мило, но в роли царицы кукла просто расцвела! Она немного меньше оригинала, на 5 см, но лучше варианта нет. Хотя я не против, если кто-то найдет более подходящую куклу, а эта вернется ко мне:)
Соня занималась ее царским нарядом, поскольку она видела эту куклу лично, то соответствие цветов и качества материалов максимально возможное, все ткани и позумент - антикварные, корона сшита также из него, бусинки современные, мех совершенно чудесного качества - шиншилловый кролик. Но не успела пришить "хвостики" и бусинки, поэтому работа продолжилась в гостинице.
5 и 6. Фотографии оригинальной "царицы". Некоторые считают, что именно ее Феликс Фор подарил Ольге, но это не так. "Царица" выставлялась на Международной Парижской выставке в 1900 году, где она прямо с прилавка и была подарена одной из маленьких княжон. Причем, ее одежда сшита достаточно небрежно, как будто это срочный заказ. Возможно, о посещении выставки русской царской семьей стало известно лишь накануне, и было решено по такому случаю сшить специальный наряд. А кукла Фора канула в лету, оставив только футляр и пару платьев.
Как говорится, хочешь рассмешить бога - расскажи ему о своих планах:)
Предполагалось, что мы будем распаковывать свои свертки в час дня, к тому времени подготовят зал, подъедут журналисты и будут снимать прибытие кукол, брать интервью. А как бы не так. Куклы подъехали только к вечеру, но зал все равно не был готов (причина довольно курьезная, но уважительная), и терпеливо ждущим журналистам была показана только одна, ходящая.
В зал мы попали только в полвторого ночи. Но и тут не все гладко - задерживался ковер, на который и было должно ставить наши игрушки. Так что мы могли только распаковаться, выбросить упаковку, подправить и одеть кукол.
7. Выглядело все очень странно. Полупустой зал, высоченные потолки и на полу - свалка. В идеале - все это должно быть на втором этаже, на детской половине, но ее реставрация начнется лишь после того, как будет сделан первый этаж, то есть очень нескоро.
8. Тут вы можете на меня немножко посмотреть:) Слева - Соня Мартьянова, справа - ваша покорная слуга.
Но тем не менее, проковырялись часа два. Красиво расставлять все экспонаты предполагалось утром, когда привезут исторический ковер. А перед этим надо было успеть позавтракать и привести себя в приличный вид, так что спать оставалось три часа.
Утром 23 июня все выглядело веселее, появилось обещанное солнышко, потеплело, и четыре нарядные девушки пошли снова ползать на коленях по паркету.
9. Центральный зал, Овальный.
10. Нам нужно направо. Но даже если и не нужно, головы все равно поворачиваются туда - там же стоит что-то интересное!
11. В противоположном углу стояла кое-какая мебель и подлинная антикварная тигровая шкура. Без нее не обходится ни один репортаж о коллекциях музея, и моя запись тоже не исключение. Этот тигр видел семью Николая II в ночь на 1 августа 1917 года, когда они сидели на узлах в ожидании переезда в Тобольск.
12.
13. А напротив - наш коврик. Это не окончательный вариант расположения, еще кое-что переедет.
Обратите внимание на книгу на переднем плане, я ее забыла щелкнуть поближе, но это не беда, попозже выложу ее сканы, уж это я догадалась сделать. Это найденная мною оригинальная антикварная английская детская книга "Puss In Boots" с картинками известного художника-иллюстратора Уолтера Крейна (Walter Crane), издательство J. Lane, 1897 год. Абсолютно такое же издание, что было подарено Ольге и Татьяне на Рождество 1900 года старшей сестрой Александры Федоровны Викторией. В идеальном для такого возраста состоянии. Ее фотография есть на стр. 41 каталога выставки ГИМ "На детской половине" 2000 года. Оригинал хранится в Российской Государственной библиотеке.
И мне чертовски обидно, что ценность этого экспоната была понятна только музейщикам. Ведь из того что лежит на этом ковре, эта книга - максимально точно соответствует цели восстановления детской половины. Она - не похожая, она - точно такая, какая была у детей. Никакие иные посетители, журналисты, даже экскурсоводы, не обращали внимания на эти бумажки. Ну ладно, журналисты, она всегда поверхностны, но уж экскурсоводы?!
Дополнительно мы с Соней притащим еще два стула, на них сядет кукла и разложатся наряды. Справа будет стоять еще детский стульчик с кукольным сервизом.
Продолжение:
happydolls.livejournal.com/51675.html.
Грустный апдейт: в 2019 году Сони Мартьяновой не стало.