Да, иногда я медленно запрягаю. Зато потом какая всем радость!
7-8 сентября в Москве, в выставочном центре "Сокольники" проводилась выставка "Частные музеи России".
Я помогала Наталье Сафоновой, которая привезла из Красноярска часть экспонатов своего музея игрушки и рукоделия. (
Мой анонс.)
Знаете, как во всяких видео-блогах часто показывают процесс распаковки приехавшей посылки. Сейчас будет так же, только в фото. Видеообзор витрин - в другой части. Буду рассказывать по-порядку, часть кукол увидите еще на распаковке, потом их же - в витринах.
Приехало три чемодана с сокровищами! Я разворачивала кукол и ставила их на подставки. И постоянно ахала и охала. Было, чему удивиться! А уж потрогать самолично!!! Это дорогого стоило! Вполне можно отдать три дня жизни за непосредственное общение с такой красотой .
1. Деточки лежали как селедки в бочке:)
2. Изобретателю памперса, как он выглядит сейчас - золотой памятник! И изобретателю пленки с пузырьками. Что бы мы без них делали!
3.
4. Здесь самая удивленная кукла:)
5. Чудесный мальчик фабрики "Ленчи" (Lenci, Италия). 300-я серия, 1926 г. Высота 45 см. У него костюм военного альпиниста - сзади свернутый плащ-палатка! А еще будет ледоруб! А посмотрите на его кожаные ботинки!!! Ленчи в таком состоянии, с такими мудреными костюмами, да еще с сохранившимися отделяемыми/снимаемыми аксессуарами - огромная редкость и ценность.
6. Вот на этом моменте в зобу дыхание сперло. Это ж поздняя Брю! Их мало кто видел, таких нет даже в "Брю Бук".
Голова из композита или папье-маше. Насчет костюма неясно, может весь оригинал, может частично оригинал. Расцветочка ткани юбки - первая половина ХХ века.
7. Глаза формованные, рисованные.
8. Тело очень плохого исполнения, пятикомпонентное. Чулки прибиты к ногам гвоздиками. Белье символическое. Качество покрытия тела говорит за себя - кукла явно начала ХХ века, а значит, это уже творчество концерна SFBJ, получившиего в собственность молды фабрики Брю. Такие жуткие ноги очень характерны для дешевых сувенирных куколок в провинциальных костюмах.
9. Туфли тоже прибиты гвоздиками. Верх - дерматин (клеенка), подошвы картонные. Что за штамп - так и не разобрала, может кто узнал фирму?
10. Сестра! Эта точно во всем оригинальном. Смотрите, какой ядовитый цвет кружева, кукол наряжали ярко, чтобы дети не могли оторвать взгляд:)
11.
12. Механическая кукла "Autoperipatetikos" по патенту E. R. Morrison, производство "Martin & Runyon", США, 1862. Высота 23 см.
13. Заводится ключом. Ходит, перебирая ножками. Видео не получилос снять, кукла была не в настроении.
14. Большая кукла с головой-бюстом из папье-маше. Высота 60 см. Глаза эмалевые, вставные. Тело кожаное. Первая четверть XIX века. Сохранность уникальная.
15. Ее туфли. Они великоваты, возможно, что от ранней более крупной куклы. Может, и свои.
16. Нравится очень! Мечтаю такую найти. Голова из папье-маше, с легким поворотом направо. Cuno & Otto Dressel, Германия, 1880-1900 гг.
17. Особенно мило смотрится короткая юбочка, кукла одета как девушка-подросток! :)
18. Как заложены складки.
19. И такое случается! Сердце просто упало. Вот почему участие в выездных выставках так опасно. Всегда что-то случится - или потеря аксессуара, или что похуже, как вот тут...
Я взяла бедняжку домой подлечить, и она нормально выстояла выставку. После выставки забрала ее на более углубленное лечение. Расскажу об этом позже.
Вот так выглядит укрепленный воск (reinforced wax). Германия, 1860-1880 гг. Высота 48 см.
20. Вторая восковушка доехала нормально, но разворачивала ее с опасением.
Голова, нижние части рук и ног из литого воска (poured-wax). Тело - ткань. Montanari, Англия, 1850-80 гг. Высота 45 см.
Какое прелестное детское шерстяное платье!
21. У нас этих чудушек называют "Тубуа" - от оригинального "Bebe Tout en Bois" - полностью из дерева (фр.). Головы и тела этих кукол деревянные. На голове используется немного композитной массы - для фиксации глаз. Вот эта - в полностью оригинальном состоянии, даже фирменная ленточка сохранилась.
Куклы делались в Германии для французского рынка с 1901 по 1914. Торговая марка была зарегистрирована Рудольфом Шнайдером (Rudolph Schneider) лишь в 1914 г. Но потом началась Первая мировая, и поставки Тубуа во Францию прекратились.
Эта маленькая, всего 24 см.
22. Вторая Тубуа. Глаза невероятные. Краска и грунт на носу и щеках стерлись (видимо, целовали много) - хорошо видно дерево.
23. Вот и подружка для Альпиниста! Ленчи, 300-я серия, 1926 г. Высота 45 см. Эта войлочная парочка была самой фотографируемой. Все удивлялись, как такое можно сделать из войлока.
24.
25. Кринолин даже!
26. Ангел во плоти - ранняя модная Жюмо, сделана еще при Франсуа Жюмо. Середина 1860-х гг.
27. Платье из пике, особенно интересно рассмотреть рисунок отделкина лифе и юбке.
28. Работа идет, куклы освобождаются из коконов.
29. Наташа - герой. Поднять и содержать ТАКОЙ музей!!! И это не простое собирательство, чтобы заполнить витрины. Экспонаты подбираются интересные, лучше одна редкость, чем 5 обычных кукол. Вот так выглядят любовь и уважение к предмету. И в Москву проходных экспонатов не привезла! Такой шикарный срез кукольной истории, и вглубь, и вширь! Разные техники, разные материалы, от самых ранних до самых поздних. Витрины битком, полки ломятся. И я чуточку поучаствовала - принесла прессопилочную куклу и чернильницу с пером для поддержания советской темы.
ВСЕ экспонаты подписаны подробнейшим образом - производитель, страна, год, маркировка, модель, высота, особые характеристики. Красноярцы, как же я вам завидую!
30. Стенд украшен фотографиями из музея. В глубине - антикварное дамское платье их шелка с вышивкой пайетками.
31. Вон моя красотуля стоит, в платье цвета морской волны.
32. Вот что вышло в итоге.
33. Вообще, организация монтажа выше всяких похвал - постоянно была связь с личным куратором, если что надо - он либо делал сам, либо командовал в рацию. Стол? Сейчас все будет!
А в два часа участников и их помощников позвали на бесплатный обед!! На улице стояла походная кухня, надо показать бейджик и получишь миску гречневой каши с мясом, жареным луком и морковкой - очень вкусно! Чай и кофе тоже бесплатно.
И потом, каждый "рабочий" день куратор приносил на стенд воду и какие-то закуски, сэндвичи (тоже очень неплохие).
Такое отношение к людям, которые потратили свое время для общественной пользы очень-очень порадовало. Очень приятно. Организаторы молодцы.
Организаторы - Музейно-просветительский комплекс "Сокольники", Ассоциация частных музеев России и Современный музей каллиграфии.
Участие в выставке было бесплатное. Только приезжай! Но вот дорогу, перевозку экспонатов и гостиницы участники оплачивали сами (насколько я поняла).
Все участники получили каталоги, в которых каждому отведено несколько страниц, фотографии экспонатов. Некоторые собирали автографы.
--------------------------------------------
Красноярский музей игрушки и рукоделия:
г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 15.
Музей открыт:
среда - суббота 11.00 - 19.30
воскресенье 11.00 - 18.00
Билеты в кассе магазина "Дело и забава".
Телефон 220-07-07
В Фейсбуке:
https://www.facebook.com/groups/toy.and.craft.museum/В Инстаграм:
https://www.instagram.com/toy_and_craft_museum/--------------------------------------------------
Это далеко не все. Впереди еще две части!