Друзья , мне безумно интересно , с помощью каких технологий в 18/19 веке обрабатывали гранит . Конечно на первом месте по шедеврам гранитного зодчества в России это Санкт-Петербург . Колонны и первые этажи домов оставим до лучшего случая , а сейчас читаем о набережных . Основной вопрос по ним , возникающий у сторонников альтернативной истории , это как при Екатерине было зашито в гранит столько километров берега .
На видео человек без сверла , использую только молоток и зубило , лихо делит на две части камень .
Click to view
"...С ростом города были изданы первые правительственные распоряжения об устройстве набережных. Владельцы домов на набережных, согласно специальному указу 1715 г., должны были приготовить к сентябрю "каждый против своего дома паженые сваи (шпунтовые, т. е. одна свая входит продольным гребнем в паз другой. - Прим. ред.) для обивки берегов, мерою трёхсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти". Одновременно с укреплением берегов на Адмиралтейской стороне и Васи-льевском острове сооружали небольшие гавани для причала судов и лодок.
После наводнений 1720 и 1721 гг., когда набережные были основательно разрушены, вновь последовали указы об их ремонте и строительстве, повторявшиеся вплоть до сооружения "каменного берега" во второй половине ХУШ столетия С начала 60-х гг. строились уже гранитные набережные "от Галерного двора до Литейного дома". В 1764-1790 гг. созданы набережные Екатерининского канала, затем Крюкова канала, реки Фонтанки, в 1798-1811 гг. - реки Мойки и т. д. На набережных, декорированных гранитом, сооружали парапеты и чугунные решётки. В XIX в. были облицованы камнем берега Васильевского острова. Всего до 1917 г. на Неве построили почти 10 км гранитных набережных.
Строительство набережных возобновилось после наводнения 1924 г. Появились новые типы набережных: терраса на стрелке Елагина острова на естественном основании; одно- и двухъярусные набережные откосного типа, мощённые булыжником, диким камнем, брусчаткой; монолитные и сборные железобетонные; с навесной гранитной облицовкой и др. Сейчас в городе около 150 км укреплённых набережных..."
То есть речь о том , что основная масса гранитных набережных была сделана в советское время . Безусловно , 10 км гранитного берега это тоже очень не мало . Но согласитесь , 10 и 150 это всё-таки разные вещи .
И как наглядное свидетельство технологий 20 века фотографии с места обрушения гранитных плит у литейного моста .
Ссылочка на ЧП
http://karpovka.net/2011/09/09/26849/И инфа о самом мосте
http://opeterburge.ru/bridges/litejnyj-most.html он безусловно прекрасен , как и многое в Петербурге .
И я не знаю "литой" это гранит или тесаный , НО для создания тротуаров и проезжей части бюджет особенно не раскошеливался . (далее снова цитата)
"...Кроме наказа местным жителям Петр распорядился брать каменную дань с корабелов: судно должно было сдать в порту 30 диких камней, лодка - 10. Путешествующие по суше платили 3 камня с телеги. Несмотря на такое количество материала, первые мостовые из булыжников в городе клали кое-как, и улицы находились в состоянии перманентных ремонтных работ. Сначала мостовые появились на Березовом (ныне Петроградском) острове в 1710 году. До того местные жители пользовались исключительно грунтовыми дорогами.
Со временем самодеятельность заменили профессионалами, и в городе появились улицы, вымощенные гранитными брусками. Импульсивного Петра сменила вдумчивая Екатерина II, собравшая специальную комиссию по благоустройству города, которая взялась за систематизацию наследия основателя имперской столицы. В 1824 году, например, появилась рекомендация производить мощение улиц «рядовой стилкой одномерных булыжных камней». В 1826 году на Невском были установлены деревянные колеи для колес карет. В этот период дерево потеснило камень: спустя 6 лет изобретатель Гурьев предложил для борьбы с надоедливым шумом мостить улицы деревянными торцами. Затея понравилась императрице - опыт на Невском проспекте прошел успешно. Идею переняли в Европе, однако в самой Северной столице от нее в итоге пришлось отказаться: дерево не слишком хорошо реагировало на капризную петербургскую погоду. Существуют официальные данные, что находилось в ведении городского управления к 1882 году: в проезжей части - 674 000 квадратных метров булыжных мостовых, 9605 торцовых, 138 000 шоссе, 1015 асфальтового покрытия; тротуаров - 40 290 плитных, 76 385 гранитных, 7040 деревянных, 7002 грунтовых.
(Прим ред. Что весьма не мало)
В 1909 году дума установила типы покрытий для улиц. Проезжая часть должна была быть булыжной, асфальтовой или белым шоссе, пешеходная - асфальтовой или замощенной лещадной плитой.
Тотальным асфальтированием Петербург обязан, разумеется, экономным большевикам, несмотря на то, что журналист Николай Иванович Греч еще в середине XIX века отмечал: «Асфальт оказался неудобным по нашему климату: он трескается зимою от замерзания просачивающейся в него воды». Попытка, о которой упоминает Греч, случилась в 1839 году и, между прочим, это был один из первых опытов асфальтирования в Европе. В 1871 году, несмотря на первый блин комом, было решено повторить попытку. И первый асфальтированный участок дороги появился на набережной Фонтанки, между Симеоновским и Пантелеймоновским мостами. Строители осмелели и продолжили эксперименты, которые имели место быть вплоть до революции.
После свержения царского режима город погряз в бездорожье. Оказалось, что 90% дорог держали в приличном состоянии домовладельцы, однако война 1914 года помешала многим из них в этом нелегком деле. Когда в семнадцатом году большевики пересчитали площади, они выяснили, что им досталось почти 700 000 квадратных метров, требующих немедленного ремонта дорог.
Следующие пять лет новые управленцы тщетно пытались справиться с этими объемами. Тем временем деревянные мостовые разбирали на топливо местные жители, а в 1924 году наводнение смыло свыше 350 000 квадратных метров торцов - почти три четверти от общего количества. (А торец это деревянная колодка для мостовой. Прим. Ред.)Коммунисты спешно стали закрывать прорехи диабазовой брусчаткой, что было красиво, прочно, но слишком дорого. Наконец, в 1932 году было принято решение убрать под асфальт все улицы города. И только под занавес прошлого века, уже после развала СССР, плитка вернулась на улицы города.