Roma mussolinea-4: Как фашисты Тарпейскую скалу искали

Jul 26, 2016 14:07

Оригинал взят у mlle_anais в Roma mussolinea-4: Как фашисты Тарпейскую скалу искали
Ну что, строили мы строили и в результате всё снесли :)
Продолжаем тему муссолиниевского градостроительства, оборачивавшегося зачастую градосносительством.
Сегодня у нас в прицеле вот этот приятный пейзаж:


Широкая улица, именуемая сейчас улица Театра Марцелла, сам театр в глубине её и зелный склон Капитолийского холма (он на фото слева). Это самый центр города (улица Императорских форумов, которую мы проходили в прошлый раз, отходит в одну сторону от главной площади, а эта - в другую). По сравнению с тем, что тут было раньше, сейчас - живого места не осталось. (Да, под катом ещё и хвост от не влезших в предыдущий пост рынков Траяна.)
Да, граждане - они снесли практически весь Капитолий. Спокойно, спокойно - снесли, а не срыли! Ибо Капитолийский холм был, как водится в Риме, густо застроен по всем склонам жилыми домами разных столетий. Собственно, Капитолийская площадь с её дворцами и лестницей - это всё, что от него осталось. Прочая застройка погибла. И мы сечас пронаблюдаем, как это случилось по одну сторону холма. Тут прокладывали "Морскую дорогу" - путь из Рима в Остию, главный муссолиниевский урбанистический проект. В итоге дорога пошла другим путём :) Но улица осталась. И на повороте её "расчистили" театр Марцелла, прекрасный, огромный, I век до н.э.
Одна из первых сделанных в Риме фотографий запечатлела именно его:


Вот так он тогда выглядел: ставший в средние века крепостью, потом дворцом семейства Орсини, приютивший в нижних этажах, во вросших в культурный слой арках, лавочки.


Вот так выглядит он сейчас.


Это "было-стало" производит на меня, пожалуй, одно из сильнейших римских впечатлений.








Эти громадные арки, выступившие из-под земли во всей своей красе, были "достаны" оттуда в самом конце 1920-х. Но театр - это ещё полбеды. Или полсчастья. Градостроительное преступление творилось рядом - при прокладке улицы, которую видно на первом фото и немного - вот тут (на фото мешает крыша церкви Санта-Мария-ин-Арачели):


Застройка, что справа, - сохранена. Вся левая часть улицы, включая зелёный склон Капитолийского холма, - уничтожена.
Вот у нас фрагмент этой части города на плане 1928 года (театр Марцелла - слева внизу, очерчен характерным полукругом, обозначен ещё как "застроенный". Между ним и площадью - несколько узких изгибающихся улиц).


А вот как оно выглядит на современной спутниковой съёмке (театр Марцелла опять-таки слева внизу, полукругом).


И вот они роют.
Два вида процесса прокладки улицы, из театра Марцелла.
Это - ноябрь 1928 года.


А это - то же место в октябре 1929.


Повод для сноса застройки на склоне холма был вполне себе повод: там велено было откопать Тарпейскую скалу. Точнее - её остатки, потому что давным-давно не было уже никакой Тарпейской скалы.
И вот - ищут:


Не нашли практически ничего - за неимением того, что искали :(
Вот ещё один грустный кадр примерно с той точки, откуда наша первая фотография: дома слева на переднем плане скоро исчезну (обратите внимание на нижние арки театра - они ещё в земле)...


Ну и вот она - готовая улица:


В самом её начале, у подножия лестницы, ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, сейчас туристы толпятся посмотреть откопанный в процессе этих сносов занятный остов:


Это инсула - многоэтажный римский дом, построенный в начале II века н. э. на базе стоявшей тут ещё до него постройки.


Её первый этаж ушёл в землю на 9 метров ниже нынешней мостовой,


В одной из ниш инсулы осталась роспись:


И она, понятно, не Древнего Рима остаток. Это то немногое, что сохранилось от снесённой в 1928 году церкви Святой Риты,"вобравшей" в себя древнюю инсулу.
Вот такой была эта церковь:


Между прочим, погиб при сносе и дом Микеланджело (его, правда, и до того подвинули при строительстве памятника Виктору-Эммануилу II...).
В общем, от городской средневековой и возрожденческой жизни остался только оборудованный лестницами и обсаженный кустами склон холма.
Вот фрагмент плана развития города 1932 года. На нём как раз Капитолий, улица и театр Марцелла. Жёлтым обозначены зоны сноса, зелёным - соответственно зелёная зона, типа парк (посреди зелёной зоны, на стыке частей карты, видна подпись "Тарпейская скала" :)).


Как видите, снесли вокруг холма действительно всё, ибо зелёная зона образовалась также на месте бывшей застройки...
Поднимемся уже на холм, что ли (он невысокий совсем. Капитолий - самый маленький холм Рима).
Нет, вы ж меня поймите правильно - мы не в Капитолийские музеи сейчас пойдём, в них все ходят... Мне было интересно, нет ли там, наверху... Есть.
Вот. Это - бок (почти зад :)) палаццо Каффарелли (он же дворец Консерваторов),собственно, вмещающего часть Капитолийских музеев.


Что на нём можно при желании прочитать? Ну да - что тут в царствование Виктора-Эммануила III понавосстанавливал Рим Бенито Муссолини...


А если пройти через Капитолийскую площадь на противоположную сторону, то там можно найти ещё кое-что.
В садике Арачели лежит, никого не трогает, внимания к себе не привлекает большой куб (ну, не вполне куб - так, параллелепипед) из розового гранита.


Этот камень, мирно числящийся под каким-то инвентарным номером за Капитолийскими музеями - не что иное, как памятник чернорубашечникам, погибшим во время похода на Рим. То есть остатки памятника, конечно.
Притащенный в 1920-е годы к форумам из другой части города, он был "телом" "Алтаря павших фашистов".
Вот он в 1926:


Судя по позднейшим фотографиям, его потом доделали и украсили.




А потом - своротили.


Лишили декора, оттащили туда, где он сейчас лежит (приписали к музеям? Или это случилось ещё пока он стоял???), повернув так, чтобы никто никаких надписей прочитать на нём не мог (мне, впрочем, показалось, что его задняя сторона подверглась воздействию инструментов для обработки камня... но вообще-то я не сильно разглядывала, да там и не сильно разглядишь :)).

Ну что, у Колизея надпись "здесь был Бенито Муссолини" обнаружилась, на Капитолии тоже... Может, он ещё где расписался?
Пошли, проверим. У нас есть ещё один неосмотренный на форумах объект - рынки Траяна.


Они частично торчали из своего культурного слоя всегда, их было видно. На них тоже жили - стояли дома, даже виллы... Понятно было, что тут - какая-то часть форума Траяна. Но (вот тут, если кто знает, может меня поправить, я не знаток древних записей :)) о рынке упоминаний не сохранилось. Расчищенные от позднейшей застройки остатки здания были опознаны как рынок по своей конструкции на рубеже 1920-1930-х.
В общем, тут мы кратенько. Вот их расчищают и прочее сносят:




Вот они открылись:


Ну да, так и стоят:


Не могу не пригласить заглянуть внутрь. Рынки прекрасны. На самом деле, я просто слов иногда к этому не подберу - сколько на них не смотри со стороны, чтобы осознать размах построек, надо походить внутри них.




Римляне сейчас используют рынки как площадку для выставок современного искусства. Поэтому там, на фоне входов в лавки, виднеются некие пластиковые дизайнерские скамейки, на них можно сидеть :)




Пускают только в верхнюю часть - внизу раскопки (а вниз страсть как охота сходить!).






При расчистке вот этого, кажется, коридора (только с другой стороны, коридор длинный и изгибающийся)


снесли вот такой фонтан:


А теперь про надписи.
Чтобы выйти ко всем этим красивым лавкам и коридорчикам, надо спуститься по лестнице, перила которой попала в кадр внизу :)


Главным образом на самом деле тут попала в кадр довольно крупная мемориальная доска, на которой - всё те же (+проводившие работы и ими руководившие) :)


Вот что-то, а доску снять можно было запросто! Нет - висит.
А в каждой лавочке, внутри...
Вот одна из них изнутри (тут на полу - паркет для овец :) Это не шутка - помещение опознали как загон, в котором держали скот, а углубления в кладке на полу - следы от столбиков, к которым скот привязывали. Но дело было уже в средние века, так что какого времени сама кладка на полу - увы, не скажу - не успела понять).


Так вот, в каждой лавочке изнутри, над выходом - стоит дата проведения работ. В этой - 1932 год, например.


В других тоже есть (я проверяла :)). Честно говоря, такие подписи считываются, думаю, только маньяками вроде меня. Если бы мне довелось их увидеть в прошлый приезд, в 1996 году, я приняла бы "XII" за какую-нибудь внутреннюю нумерацию, про год фашистской эры мне бы и в голову не пришло. А то и вовсе бы не заметила, что там что-то написано (я предполагаю. что большинство туристов, идущих "по местам" и ограниченных временем, всего этого и не замечают.И то немногое, что сумела приметить я, пришло ко мне само только оттого, что у меня была куча свободного времени, желание это найти и отвоёванное (не без борьбы, да) право на поиски заинтересовавшего меня "Рима в Риме".

Ну всё, походили по руинам - и будет. На этом я приторможу. Пока :)
У нас ещё много прекрасного и печального впереди.

античный мир, Рим, археология, Архитектура

Previous post Next post
Up