Для многих Навруз стал неотъемлемой частью весны и праздником весеннего равноденствия. Некоторые, ввиду отсутствия знаний, ошибочно приписывают Навруз к Исламу, полагая, что этот праздник имеет исламские корни. Однако, на самом деле, Навруз ничего общего с Исламом не имеет, и напротив, он полностью противоречит исламскому вероучению.
Многие люди не знают, что Навруз является праздником зороастрийцев, в котором практикуются религиозные обряды огнепоклонников, и которые, в последствии, влились в традиции многих мусульманских персо и тюркоязычных народов.
Каков же взгляд Ислама и в частности ханафитского мазхаба на празднование Навруза?
Мухаммад Аляуд-дин аль-Хасакафи аль-Ханафи, да помилует его Аллах, пишет в книге «Ад-дурруль-мухтар шарх танвируль-абсар»: «Подарки ко дню Навруза и Михржона не разрешаются» т.е. подарки по случаю этих двух дней - запретны! «Если же целью является возвеличивание» как возвеличивают многобожники, то (дарящий) «становится неверным».
Абу Хафс аль-Кабир, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы человек поклонялся Аллаху пятьдесят лет, потом подарил бы многобожнику в день Навруза яйцо, желая возвеличить этот день, то становится неверным и разрушаются его деяния». Если же подарит мусульманину, не желая возвеличивать этот день, а просто по привычке, то не становится неверным. Но следует делать это до или после, для отвода сомнений. Даже если покупает в этот праздник то, что не покупал раньше, то если желает возвеличить, то становится неверным, а если желает поесть, попить и получить удовольствие, то неверным не станет».
Сказал шейх Усман аз-Зайляги аль-Ханафи, да помилует Аллах его, в книге «Табйинуль-хакаик шарх канзуд-дакаик»: «Подарки ко дню Навруза и Михржона не разрешаются» т.е. подарки по случаю этих двух дней - харам, более того неверие! Абу Хафс аль-Кабир, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы человек поклонялся Аллаху пятьдесят лет, потом пришел бы в день Навруза и подарил бы некоторым многобожникам яйцо, желая возвеличить этот день, то становится неверным и разрушаются его деяния».
Автор «Ас-сагируль-джами’» сказал: «Если подарит в день Навруза другому мусульманину, не имея целью возвеличить этот день, но по обычаю некоторых людей, то не становится неверным. Но следует ему не делать этого именно в этот день, а за день раньше или позже, чтобы не уподобляться этим людям. Ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто уподобится какому-то народу, то и будет из них» (Абу Давуд)».
И сказал в книге «Ас-сагируль-джами’»: Человек покупает в день Навруза то, что не покупал раньше, то, если желает возвеличить этот день, как возвеличивают его многобожники, то становится неверным, а если желает поесть, попить и получить удовольствие, то неверным не станет».
Кадыйхан аль-Ханафи сказал в своих «Индийских фетвах», да помилует его Аллах:
ونقل صاحب الفتاوى الهندية عن الشيخ إسماعيل الزاهد الحنفي ما نصه: رجل اشترى يوم النيروز شيئاً لم يشتره في غير ذلك اليوم إن أراد به تعظيم ذلك اليوم كما يعظمه الكفرة كفر، وإن فعل ذلك لإجل
السرف والتنعم لا التعظيم لا يكون كفراً، وإن أهدى يوم النيروز إلى إنسان شيئاًولم يرد به تعظيم اليوم وإنما فعل ذلك على عادة الناس لا يكون كفراً، وينبغي أن لايفعل في هذا اليوم ما لا يفعله قبل ذلك اليوم ولا بعده، وأن يحترز عن التشبه بالكفرة، وعن الإمام أبي جعفر رحمه الله تعالى: إذا عبد الرجل خمسين سنة ثم جاء يوم النيروز وأهدى إلى بعض المشركين بيضة يريد به تعظيم يوم النيروز فقد كفر بالله وحبط عمله
«Человек купивший в день праздника навруз то, что не покупал в другие дни: если он желал этим возвеличить этот день как возвеличивают кафиры, то это будет куфром, а если сделал это из-за чрезмерности (в покупках) и наслаждения не возвеличивая этот день, то не будет куфром. Если подарил человеку что-либо в день навруза и не желал этим возвеличить этот день, а сделал это по обычаю людей, то не будет куфром. Не следует делать в этот день то, чего не делают в предыдущие и последующие дни, необходимо предостерегался от уподобления кафирам.Сказал Абу Джа‘фар, да смилуется над ним Аллах:"Если человек поклонялся пятьдесят лет затем наступил день (праздника) навруз и подарил мушрикам яйцо желая этим возвеличить день навруз, то он становится кафиром и сжигаются его деяния"»-[«Аль-Фатаваль Хиндийя», 3/577]
Зайнуддин ибн Нуджейм аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Становится человек неверным если участвует в праздниках неверных оставляя молитву, возвеличивая их!»
И сказал аль-Кади Абу аль-Махасин аль-Хасан ибн Мансур аль-Хинки в книге «Аунуль-ма’буд»: «Тот кто купил в этот день, что-то из того что не покупал обычно, или подарил в этот день подарок кому-то другому человеку, и хотел этим возвеличивания этого дня, так же как его возвеличивают неверные, то он стал неверным. Если же он хотел этой покупкой просто наслаждения, и развлечения, а подарком проявление хорошего отношения как это обычно принято, то это не будет неверием, однако это будет нежелательным, по причине нежелательности уподобления неверным, и нужно в этом случае остерегаться этого».(islamngy.biz/ru)
Пророк мир ему и благословение Аллахьа сказал:«Кто стремиться быть похожим на какой-либо народ, тот из них».
Салим ибн Амир (да будет доволен им Аллах) передал:"Делегация Хамраов (название племени) пришла к Усману (да будет доволен им Аллах), и было предложено им принести клятву:не придавать Аллаху сотоварищей, выполнять намаз,выделять закят, поститься в месяц Рамадан и отказаться от празднеств маджусов (огнепоклонников). Когда они сказали "да", Усман принял их клятвы".
Также великий ученый Ислама Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах) сказал:"Почитание праздников индуистов,огнепоклонников (Навруз),Нового года и Пасхи христиан,следование их обычаям собьет верующего с Истинного пути,лишит подлинной веры".
Поэтому мусульмане должны остерегаться подражать заблуждениям представителей различных конфессий и беречь от этого своих детей.
А Аллах знает лучше
Подготовил: Хадис Аль-Ханафи