«Утром третьего дня даже НЕ пытаюсь выяснить, что дают на завтрак. Пихаю в сумку сухой паек и в путь. Сегодня день, которого я ждал так долго - знакомство с древним Иерусалимом.
[Читать дальше]Первый объект Иерусалима, который мне довелось повидать - это грандиозный торговый центр, на подземной стоянке которого я оставил машину.
Из торгового центра иду к Яффским воротам старого города. Прохожу внутрь крепостной стены и останавливаюсь напротив отеля «Империал».
На фасадной стене отчетливо видны отметины от пуль. За этот город воевали все. Арабы, христиане, евреи. Все. История сражений за Гроб Господень насчитывает многие века.
Улица, которая идет прямо - пограничная. Слева христианский квартал Старого Иерусалима. Справа - армянский.
Но мы с гидом туда пока не пойдем. Вначале мы поедем на Оливковую гору. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на стены старого города.
Прямо под нами еврейское кладбище. Очень дорого стоит место на этом кладбище. Говорят Алла Пугачева купила себе участок тут. Прямо под стенами Иерусалима еще одно кладбище. Оно мусульманское.
История его такая. Раньше прямо под стенами Иерусалима тоже были похоронены евреи. Почему?
Это Золотые ворота Иерусалима. Это старейшие ворота города, ведущие прямо на Храмовую гору. Они заложены камнем. Существует предание, что именно через эти ворота Мессия войдет в город. Хитрые евреи хоронили своих близких под этими воротами для того, чтобы они первыми «восстали из мертвых и наследовали землю» вместе со Спасителем. Чтобы этого не произошло Султан Сулейман приказал заложить ворота. Это произошло в 1541 году. Но христиане не обиделись, они сказали, что Мессия все равно придет и разрушит камень, и пройдет в город.
Тогда мусульмане попросту выкопали евреев из под стены и ворот и начали хоронить своих. Хитрые евреи, хитрые мусульмане…
Это не последняя хитрость евреев, о которой я расскажу здесь.
На храмовой горе мы видим голубую с золотом мечеть Купол Скалы.
Еще в VII веке на месте разрушенного римлянами еврейского Иерусалимского храма, по повелению омейядского халифа Абд Аль-Малика воздвигли эту мечеть. Внутри купола находится скала, на которой пророк Мухаммед совершил мирадж - вознесение на небеса. Сейчас это «женская мечеть».
Рядом с Куполом скалы знаменитая мечеть Аль-Аксы. Мы ее знаем в основном по имени террористической группировки «Бригады мучеников Аль-Аксы». А на самом деле это вот такая серенькая мечеть.
Это третья по значимости святыня для всех мусульман после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Меддине. В 1099 году крестоносцы захватили мечеть Аль-Аксы и превратили ее в дворец и церковь. Салладин выбил крестоносцев из Иерусалима и вернул ее мусульманам. А во времена крестоносцев в этой мечети был штаб тамплиеров.
Стена храмовой горы со стороны города и является той самой Стеной плача - священной для всех евреев. У нее они оплакивают Иерусалимский храм, разрушенный римлянами. Напомню, на его месте сейчас мечеть Купол Скалы.
Следующий пункт остановки - Часовня Вознесения на Елеоне.
На переднем плане слева можно видеть паломников из России, а справа идет араб. Он продает билеты для входа через ворота к Часовне. Дело в том, что она принадлежит мусульманской семье и эта семья «стрижет» неплохие деньги с этого объекта.
В XII веке крестоносцы построили над этим местом прекрасный храм «Асценсион» (Вознесение), но когда Саладдин выбил их из Иерусалима, он объявил это место святыней ислама, в которой почитается вознесение пророка Исы (Иисуса Христа). Раньше это место было открыто, а купол покоился на колоннах. Саладдин заложил пространства между колоннами и получилась капелла.
Внутри находится камень со следом стопы Иисуса Христа. Раньше было два камня с двумя следами, но после захвата храма Саладдином один из камней исчез. А второй вот он.
Интересный момент. По направлению следа стопы Спасителя видно, что в момент вознесения он смотрел на север.
От капеллы Вознесения спускаюсь к Церкви Всех Наций.
Это францисканский католический храм в Гефсиманском саду.
Гефсиманский сад, в котором находится францисканский храм, очень маленький. Но в нем растут самые древние оливковые деревья в Иерусалиме. Их 8 штук. По некоторым данным этим оливам около 2000 лет и они видели Спасителя.
Церковь Всех Наций построена на фундаменте, принадлежавшем часовне, которую в свою очередь построили крестоносцы аж в XII веке. Потом эту церковь долго не посещали и уже в начале прошлого века построили этот храм.
Внутри храма находится скала, на которой Иисус Христос совершил «Моление о чаше» в последнюю ночь перед арестом. Это «Моление» описывается в Евангелии от Марка. К теме святого Марка мы еще вернемся.
Итак, Гефсиманский сад это первая остановка перед первым армянским объектом Иерусалима.
У самого подножия Елионской горы находится Гробница Богородицы.
Один из самых почитаемых всеми христианами мира объектов - грот, где была погребена Дева Мария, принадлежит Иерусалимскому греко-православному патриархату. Армянская церковь также имеет право на его использование.
Гробница Богородицы - это так называемая пещерная церковь.
Спускаюсь по широкой лестнице вниз - в пещеру. Всего 48 ступеней.
Если визуально разделить лестницу на две части, то левая принадлежит армянам, а правая - грекам.
Слева потолок густо увешан армянскими светильниками.
Справа алтари православных греков.
А это армянский престол праведного Иосифа Обручника. Обрученного мужа Девы Марии.
Продолжаю спускаться в пещеру. И подхожу к мраморной кувуклии (часовне) с гробом Богородицы.
В храме находится очень почитаемая православными Иерусалимская икона Божией Матери.
Рядом с кувуклией находится армянская икона с изображением Тайной вечери.
А еще этот христианский храм почитается мусульманами и с южной стороны кувуклии есть маленькая молельня для мусульман. Вот такие дела…
Покупаю свечи и иконки и поднимаюсь на выход. Слева от выхода находится Гефсиманский грот.
Это место, где Иисус Христос укрывался с учениками. Во времена крестоносцев вход в грот был отстроен белым иерусалимским камнем.
Внутри грота сохранились наскальные рисунки времен крестоносцев.
Каменные колодцы для сбора воды существовали тут еще в дохристианскую эпоху.
Сегодня грот принадлежит францисканцам. О чем говорит иерусалимский крест на табличке.
На выходе видна ротонда в типичном мамлюкском стиле.
Прохожу мимо Золотых ворот.
Слева в Гефсимании сверкает золотом куполов русская Церковь Марии Магдалины. Очень красивый храм. Освящена она была в 1888 году и в ней с 1921 года хранятся мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Они были убиты большевиками на Урале в Алапаевске. Сброшены живыми в шахту…
Иду дальше. Слева белеет бесконечное еврейское кладбище. Нижняя его часть очень древняя, верхняя более современная.
Если присмотреться, то можно увидеть множество древних разрушенных могил, а также пещеры вырубленные в Масляничной горе, где в давние времена хоронили людей. Вид конечно впечатляет.
Наконец, достигаю угла стены, отделяющей меня от старого города. Там наверху святыня мусульман мечеть Аль-Аксы, серый купол которой отсюда очень хорошо виден.
Я уже входил в Иерусалим через самые популярные у паломников Яффские ворота. Сейчас я стою напротив Мусорных или Навозных ворот. Это вход в мусульманский квартал Иерусалима. Но нам пока туда не надо.
В город мы войдем через Ворота царя Давида, которые ведут в еврейский квартал.
Ворота изрешечены пулями и снарядами. Евреи штурмовали Иерусалим в войне с арабами. Эхо войны. Эти израильские солдаты тоже паломники. Их строем ведут к Стене Плача.
Но прежде чем войти через эти ворота в Иерусалим, вы пройдем чуть левее. Наша цель дом Святого Марка. Точнее комната на втором этаже этого дома.
В этой комнате проходила Тайная вечеря - последняя встреча Иисуса Христа со своими учениками.
Тут интересная история. Христиане очень долго искали дом Святого Марка. За христианами внимательно следили евреи. Зачем? А они тоже очень хотели знать, где находился дом Апостола Марка. Но причина была простая, по преданию дом Святого Марка стоял над тем местом, где был похоронен иудейский Царь Давид.
И когда христиане нашли дом Святого Марка, евреи немедленно организовали внизу синагогу в честь Царя Давида. Это одна из самых почитаемых синагог.
Во дворе перед домом Святого Марка стоит памятник Царю Давиду.
У царя нет носа. У ортодоксов запрещено изображение человека. Каждый год в Иерусалим приезжают реставраторы из Германии, приделывают нос царю на место. На утро носа опять нет.
Тайная вечеря проходила в так называемой «Сионской горнице».
Вход в дом, где проходила Тайная вечеря.
Идем на второй этаж. Откровенно говоря, во время крестоносцев здесь были руины. Это здание не есть дом Святого Марка. Это здание было построено во времена крестоносцев.
Внутри комната с типичными для времени крестоносцев колоннами, а также уже знакомыми ротондами в стиле мамлюков.
Кто только не захватывал эти места. И римляне, и крестоносцы, и мамлюки, и византийцы, и арабы, и турки, и французы. Все это отпечатано на стенах и в камне.
Типичный пример. В Сионской горнице арабские витражи, византийские колонны и мамлюкская ротонда.
Ну что войдем в город? Попадаем в Еврейский квартал Иерусалима.
Шумные улицы еврейского квартала кружат голову. Со всех сторон мелькают ортодоксы с бородами, пейсами, в модельных и простых широкополых шляпах, их детишки с еще куцыми пейсами, кипой и характерной (я ее назвал типично еврейской) походкой, их страшненькие жены в неизменных париках. В еврейском квартале Иерусалима огромное количество попрошаек. Как правило, это те же ортодоксы. Просят нагло. Они не милостыню просят, а реальные бабки. И не дай Бог вам «засветить» им кошелек с деньгами. Они будут виться возле вас, как мухи, всю дорогу.
Очень увлекательная это штука - бродить по еврейскому кварталу.
Вот такие дома в Еврейском квартале.
Подхожу к синагоге Ха-Хурва.
Очень почитаемая евреями синагога «Хурва». На фото видно, что раньше тут была мечеть. Евреи ее снесли, оставив только минарет и построили синагогу. Справедливости ради надо сказать, что ее строят уже третий раз. В первый раз она была построена в 1700 году. Мусульмане ее сожгли. В 1864 году ее восстановили, но уже 1948 году арабы синагогу взорвали. Евреи вернулись сюда в 1967 году и арабов доконали.
А еще в еврейском квартале раскопали древнюю улицу времен крестоносцев.
Невнятный узкий проход и вот она моя цель.
Маленький армянский квартал Иерусалима.
Армянский квартал Иерусалима это нечто. Первое что сразу бросается в глаза это трех и четырех метровые заборы.
За высоченными заборами не видно совершенно ничего. Армянский квартал кажется безлюдным. Изредка проходят люди, которые бросают на меня осторожные взгляды. Идут по улице, а потом неожиданно куда-то исчезают и опять тишина.
Навстречу идет девушка в длинной юбке. Говорит по мобильнику. Прислушиваюсь. Говорит на западноармянском. Как мило…
А вот такие окна в армянском квартале.
Выхожу на улицу… Впрочем смотрите сами.
А тут живет армянская семья. Табличка выполнена из иерусалимской керамики.
Армяне Иерусалима мастера по производству изделий из керамики. А ею торгуют в основном арабы. Хотя и армянские лавки попадаются.
Прохожу по практически безлюдному армянскому кварталу. Вдруг открывается тяжеленная деревянная дверь с металлической облицовкой и на улицу выпархивает стайка армянской ребятни. Весело чирикая они уносятся куда-то в лабиринты улиц. Дверь остается слегка приоткрытой и я спешу заглянуть во двор.
Над дверью (калиткой ее назвать язык не поворачивается) красуется типичная плитка из иерусалимской керамики.
За дверью легкая металлическая калитка. Она заперта. А за калиткой красивый дворик типичного армянского дома в Иерусалиме.
Красота!
Шаг за шагом, улица за улицей, я приближаюсь к одной из целей своего паломничества.
Иду по улице армянской патриархии, прохожу мимо интересной композиции из трех флагов. Это вход в Армянский квартал со стороны Яффских ворот.
Прохожу мимо армянской закусочной.
И вот он. Кафедральный собор Армянской Церкви в Иерусалиме. Главный храм Армянского Иерусалимского Патриархата. Собор Святых Иаковов.
Именно так он называется. Не Храм Святого Иакова, а Собор Святых Иаковов. Их было двое. Мощи обоих хранятся в храме. Церковь построена в XII веке по личному разрешению Салахаддина, который разгромил крестоносцев. Фундамент здания датируется аж VI веком. Как гласит легенда, на этом месте в 44 году был казнен Апостол Иаков, брат евангелиста Иоанна. Второй Иаков - это первый епископ Иерусалимский, которого в Евангелиях называют братом Иисуса.
Вы себе не представляете какие чувства я испытываю, стоя перед входом в этот армянский храм. Ведь именно Иаков Младший (Епископ Иерусалимский) благословил учеников Святого Фаддея, крестившего армянское государство Осроена еще при земной жизни Спасителя, на распространение христианства в Армении (Апостол Дади) и Кавказской Албании (Апостол Елисей).
На входе стоит мраморная чаша, а за ней надпись на арабском.
Надпись за чашей гласит следующее: «Настоящий декрет нашего повелителя султана и короля Аль-Дахра Абу Саида Мохаммада, да будут прокляты все его недруги и их род. Пусть всемогущий Бог проклянет всех тех, кто нанесет вред или совершит какую-либо несправедливость в этом святом месте. Абу Хайер Разан гарантирует это армянскому конвенту Святых Иаковов в Иерусалиме. 854 год хиджры» (1488 г. от Р.Х.)
Внутри Собора поразило обилие плитки из голубой иерусалимской керамики. К сожалению, фотографии внутри храма получились не очень качественные. Да и не старался я делать фотки.
Помолился, поставил свечи.
Из Собора Святых Иаковов я вышел духовно очищенным. На душе было спокойно. Я спустился в арабский квартал, прошел через его шумные, грязные и некоторым образом опасные улицы.
Подошел к лестнице, которая вела к мечети Купол Скалы и сделал фотографию.
Дальше меня не пустил израильский полицейский. На Храмовую городу разрешен вход только для мусульман. Отсюда я пошел по Виа-Долороса. Название этой улицы переводится с латинского как «Путь Скорби». По этой улице вели Спасителя на Голгофу. На этой улице находится девять из четырнадцати остановок Крестного пути Иисуса Христа. Последние пять остановок уже на территории Храма Гроба Господня. Пятая остановка, принадлежащая францисканцам, судя по эмблеме.
Здесь Иисусу помогает нести крест Симон Киринеянин.
Шестая остановка. Вероника вытирает лицо Спасителя.
Тут же Спаситель оперся рукой о камень.
Седьмая остановка. Иисус падает второй раз под крестом.
Так я добираюсь и до главного события своей жизни после посещения Храма Рождества Христова. Передо мной высится храм Гроба Господня.
Над входом стилистические изображения рыб. Это символ Спасителя. Внутри я уже не фотографировал. Более того, я мало что помню о том, как вошел в Храм. Как встал на колени и поклонился камню миропомазания, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса.
Я плохо помню тот момент, когда поднялся по мраморным ступеням на Голгофу, встал на колени и дотронулся рукой до того места, где стоял крест.
Я совершенно не помню каменной вазы, установленной в центре Храма Воскресения, символизирующей «пуп земли».
Смутно помню, как прошел к кувуклии - часовне, перекрывающей пещеру Гроба Господня. Я вошел в предел Ангела, а оттуда в Гроб Господень.
Энергетика кувуклии сносила с ног.
Когда я вышел из часовни, где каждую Пасху христиане обретают Святой Огонь, то был истощен морально и необыкновенно счастлив. И тут грянул хор армянских священников.
Откровенно говоря, очнулся только на берегу Средиземного моря в Нетании.
Уже потом я буду пробираться на машине по абсолютно пустой трассе через пустыню.
Под палящим солнцем подниматься по штурмовой насыпи к крепости Массада.
Спускаться к Мертвому морю.
Купаться в неизвестно откуда взявшемся водопаде посреди пустынных скал Эйн-Геди
Лежать к верху пузом в соленой воде Мертвого моря.
Бродить по музею ВМС Израиля в Хайфе.
Подниматься на грязнючей и вонючей канатной дороге на Стелла Марис.
Посещать монастырь Кармелитов.
Лазить по четырех тысячелетним развалинам римской крепости Акко.
По сути это уже не важно. Самое главное в духовной жизни сделано! Я увидел то что хотел - духовность, силу веры и мощь нации - Армянскую Палестину.