Христианство как интеллектуальный вызов

Jul 01, 2011 02:44

Я давно вынашивал эту идею. Где-то месяц. И вот наконец основные положения созрели, мысль обрела форму и может быть выплеснута из недр моего сознания.
Христианин за время своей жизни как правило сталкивается со множеством проблем. Проблемы эти бывают разного характера. По мере осознания ответственности за свои поступки любой христианин рано или поздно приходит к мысли, что выбор быть ли во Христе и со Христом или же отвернуться от Него, преследует его постоянно. Более того, о этой дилемме написаны сотни книг, миллионы проповедей. Начинает казаться, что по сути это и есть сама суть христианства. Но во всем этом массиве наставлений, советов, мудрых мыслей как-то ускальзывает ещё одна тема, о которой я хотел бы поведать.
Моя мысль проста - помимо личной веры, ответственности, личного благочестия, благовествования любой христианин призван к интеллектуальному росту. Знать и понимать свою веру, великолепно разбираться в истории церкви, патрологии, литургике, богословии. Конечно, тут можно сразу же возразить, что все это никак не влияет на спасение отдельно взятой личности. Я полностью согласен. Но полное понимание христианства как Благой Вести о смерти и воскресении Сына Божьего невозможно без изучения того коллосального интеллектуального наследия которое хранится церковью на протяжении столетий. Этот интеллектуальный вызов стоит перед любым христианином пришедшим на воскрестную литургию. Начиная от понимания богослужебного языка, заканчивая пониманием того, что вообще происходит на службе. Без понимания этих вещей, участие в воскресном богослужении бессмысленно. Нет никакого толку вставать с утра, идти куда-то чтобы простоять полтора часа не понимая ничего, получая удовлетворение лишь от благолепности храма, красоты пения и каких-то личных переживаний. Осознанность нахождения на службе это лишь вопрос изучения определенных книг.
Отсюда и растут ноги у клерикализма. Ведь в сознании среднестатистического человека - священник это носитель некоего сакрального знания, советчик, лучшая подружка на исповеди. А ведь священник не носит никакого тайного знания. Житейского опыта - возможно. А ответы на остальные вопросы уже есть. Как поститься, как молиться, и т.д. Для этого достаточно лишь повышать свой интеллектуальный уровень. Церковь за века существования накопила такой огромный опыт, изучение которого займет всю жизнь.
К сожалению, многие христиане перекладывают на плечи клира те функции, которые не были присуще ему изначально. Расписываясь в собственном нежелании учиться, фактически, мы отсекаем себя от христианства как такового. Христианство вообще очень интеллектуальная штука. Изучение опыта церкви, прочищает ум.
А какие книги мы видим в церковных лавках? Я думаю тут каждый знает ответ. Кажется, что христиане отказались от того вызова который бросает им их собственная вера. Готовы взять на свои плечи любой крест, кроме креста осознанности своей веры. Кроме выбора познания Христа не только личным опытом, но и знанием.
Церковь всегда стояла в авангарде мысли. Первый век христианства это воистину золотой век осознания человеком, того дара, который принес в этот мир Иисус. Без осознания этого дара, наша вера неполноценна. Мы призваны к интеллектуальному познанию того, что принес нам Господь почти две тысячи лет назад. 
Пожалуй на этом закончу. Всего хорошего, дорогие мои)

Мысли

Previous post Next post
Up