Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Поистине в Посланнике Аллаха был для вас хороший пример…» (Коран 33:21) в другом месте Аллах говорит: «Ты скажи им (о Мухаммад!): если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, тогда и Аллах возлюбит вас» (Коран, смысл 3:31)
В чем же заключается смысл приведенных аятов? Посланник Аллаха (салаллоаху алайхи ва салам) сам сказал: «Я был послан лишь для усовершенствования благих нравов».
Сегодня мы поговорим о нравственных качествах. Некоторые из этих качеств имеют место среди нашего народа. Наши праведные предки воплощали их в жизнь, и такой нрав любим Аллахом и Его Посланником. За каждое хорошее качество - вознаграждение от Аллаха. Что это за качества? Какая польза от них? Посланник Аллаха сказал: «Если кто-то из вас уподобится какому-либо народу, то в Судный день вы будете из них». В судный день, когда нас воскресят заново и будет народ, на который были похожи наши нравственные качества, то мы будем из этого народа. Если наши нравственные качества будут похожи на качества Посланника Аллаха, то нас посчитают из его окружения. Кто же это будет? Это будет Посланник Аллаха, его сподвижники, табиины и другие праведники, которые воплотили в себе совершенные нравственные качества. Какие это нравственные качества? Какие качества мы имеем в себе, какие должны возродить? Сегодня мы поговорим об этих качествах.
Первое качество - это примирение определённых групп людей, какими бы людьми они ни являлись. Мужа с женой, которые в ссоре, брата с сестрой, двух братьев, двух соседей или два рода. Сюда входят любые люди, которые находятся в ссоре. И примирение таких людей - сунна Пророка. Рассказывают, что Посланник Аллаха спросил своих сподвижников: «Хотите я научу вас совершать лучшее, чем те, кто совершает много суннат-намазов, держит дополнительные посты, дает милостыню?» Сподвижники сказали: «Да, о Посланник Аллаха!» И Он сказал: «Это примирение людей, которые в ссоре. Это лучше, чем выполнение суннат-намазов, соблюдение постов, выплата милостынь и времени, которое вы проводите в мечети». Кто выше перед Аллахом? Тот, кто все время совершает дополнительные намазы, держит пост, часто ходит в мечеть, читает Коран, но ему нет дела до общества, он никак не помогает своим братьям, или тот, кто подчиняется Аллаху и одновременно смотрит, нужна ли его помощь обществу, например, примиряет двух людей? Посланник Аллаха говорит на этот счет: «Лучше тот, кто подчиняется Аллаху, примиряет людей, смотрит, что же понадобится от него обществу, чем тот, кто сидит все время в мечети, читает Коран, совершает намазы, много постится». Почему так? Потому что эта сунна выше, чем личное поклонение. Ибаду ты делаешь для себя, а примиряешь людей - для других, то есть другие получают от тебя пользу. Посланник Аллах сказал: «Лучший из вас тот, от кого люди получают пользу, в Судный день у него будет высокая степень, и в Раю он получит большое вознаграждение». Человек, от которого люди больше всего получали пользу, - это Посланник Аллаха, и поэтому Он является самым лучшим человеком. Мы получили нашу религию от Посланника Аллаха и благодаря этой религии мы войдем в Рай, а тот, кто остался за рамками этой религии, тот в убытке.
Второй сунной является удовлетворение нужд людей. Это благое качество, которому нас обучил Пророк Мухаммад. Что значит удовлетворение нужд людей? Это любая просьба, например, кто-то попросил тебя подержать забор или поднять что-то тяжелое, и ты из тех, кто удовлетворяет нужды людей и возрождает сунну Пророка. Какая тебе будет польза от этого? Ведь у тебя тоже есть свои нужды, свои дела. Пророк говорит: «Твои нужды сам выполнит Аллах, если у тебя дома лежит больной, то Аллах вылечит его, или если есть любая другая нужда, Аллах выполнит все за тебя, и в Судный день это не обернется для тебя бедой, более того тебе записывается вознаграждение. Вот таким ценным качеством является удовлетворение нужд людей.
Третей сунной является посещение своих братьев, то есть ходить в гости к брату-мусульманину. Не для того, чтобы попросить у него что-то, а с намерением: «Это мой брат-мусульманин, узнаю, как он поживает, ведь это сунна Пророка. Ведь Аллах и Его Посланник любит такое дело». После чего одеться и сходить к соседу, к обычному мусульманину, который живет на другой улице, к родному брату, к дяде или к родственникам. Если с таким намерением сходить в гости, то выполнишь очень ценную сунну Пророка. Пророк говорит: «Когда человек отправляется в гости с таким намерением, есть Ангел, который обращается к нему: «О такой-то! Ты обеспечил себе место в Раю». То есть «манзиль», место, в котором остаются. За что он получил такую награду? Что он сделал? Если нас спросить, то он ничего особенного не сделал. Это качество, которым обладали наши предки, с давних временен наши деды были такими, а в наше время мало ходят в гости. Раньше соседи часто ходили в гости друг к другу, пили чай, обсуждали свои дела и спокойно приходили домой. Сегодня мы немного отдалились от такого образа жизни, мы должны возродить его. Эта сунна, которую берегли наши деды, более того это в крови у нашей нации. Мы не имеем права отдаляться от такого красивого свойства, потому что когда мы отвыкаем от чего-либо, сложно бывает заново возрождать. Нам всего лишь надо продолжать это дело, и это очень легко. Человек может за полчаса обеспечить себе место в раю, сходив в гости, и не надо напрягаться. Спокойно сходить в гости к соседу, выпить чай, побеседовать и вернуться домой. Посланник Аллаха говорит нам, что такой человек обеспечил себе место в раю. Конечно, это человек, который выполняет обязанности, которые Аллах на него возложил.
Также сунной является почитание старшего. Не имеет значения, старше он тебя на год или два, а если совсем пожилой старик, то это еще лучше. Потому что Пророк сказал: «Тот, кто не почитает пожилого человека и не милосерден к младшему, не из моей религии». Таким качеством мы обладаем. Когда идет пожилой старик, открываем ему дверь, уступаем дорогу или обращаемся к нему «Добро пожаловать». Когда он идет по улице, ты здороваешься с ним и спрашиваешь, как он поживает. Это качество, которым мы обладаем, и наши деды и прадеды были такими, и на сегодняшний день большинство стараются беречь такой нрав. Однако в последнее время мы отдаляемся от этого, потому что мы пассивны в этом направлении. Сегодняшние старики не обучают нас, не делают замечаний, как раньше, из-за этого молодежь забывает нормы морали. Раньше, когда приходил гость, молодой человек из семьи должен был стоять рядом с гостем, проявляя к нему уважение. Нужно ему что-то или нет, он должен был стоять, чтобы гость не звал кого-то, если ему что-то понадобится. Когда гость заходил во двор, молодых юношей учили встречать гостя, провожать в комнату для гостей, показывать место для гостей. На сегодняшний день из-за того, что мы не обращаем внимание на такой обычай, некоторые молодые ребята, когда ты в гостях, бывают в растерянности, не знают, как к тебе подойти, что тебе сказать. Не знают, кого пропустить вперед, с кем сперва поздороваться. Почему они бывают в такой растерянности? Потому что их не обучили. Это наша обязанность обучать их? Да, обязанность, потому что это сунна Пророка. Пророк говорит в другом месте: «Поистине, кто почтил пожилого старика, тот почтил Аллаха». Ведь это есть среди нашего народа. Почти пожилого старика любым способом: здороваясь, помогая чем-то, открывая дверь машины и помогая выйти из нее. Если ты проявишь свое почтение к старику, где бы это ни происходило, ты сделаешь такое дело, в которым проявилось твое уважение к нему, то ты из тех, кто почтил Всевышнего Аллаха. В этом месте Аллах запишет тебя среди тех, кто почтил Его. Посмотрите, насколько значимо такое благое дело перед Аллахом, даже если ты просто встанешь перед ним или пойдешь ему навстречу, без разницы. Сегодня, когда кто-то приходит к нам в гости, мы встаем перед ним, здороваемся… все это входит туда. Ты хочешь оказать ему честь, имея намеренье: «Аллаху и Его Посланнику любимо то дело, когда оказывают честь старшим». И в этом месте Посланник Аллаха тебе говорит: «Ты из тех, кто возвысил, почтил Всевышнего Аллаха». Не только этого старца почтил, а именно Аллаха. Если мы поразмышляем, то поймем, насколько важный и глубокий смысл заключен в этих словах. Это то, что есть в нас, и если мы оставим этот адаб, то мы будем в убытке. А если будем усердствовать в этом, то достигнем степени людей, которыми Аллах доволен. Это относится ко всем типам людей, и ко взрослым, и к маленьким. Если ты почтил того, кто старше тебя, то подпадаешь под эти слова. Уступая ему свое место, подавая стул, здороваясь, поднося ему воду, ты даже не успеешь сделать все это, как Аллах запишет тебе: «Этот мой раб, проявил ко мне уважение». Это сунна, которую мы должны беречь, и это качество Посланника Аллаха. Если будем практиковать все это, то мы из тех богобоязненных мусульман, кто уподобился Пророку. Потому что в них проявился этот нрав. Рассказывают, что когда к Умару ибн Хаттабу приходил гость, он не садился перед ним, будь этот гость младше или старше него.
Следующей сунной является посещение больного, что также является обычаем, свойственным нашим предкам. Они уделяли особое внимание посещению больного, читали салават, делали дуа, спрашивали, как он поживает и, тем самым обрадовав больного, возвращались домой. Сегодняшние старики тоже ходят, но нынешнее поколение, то есть мы, проявляет слабость в соблюдении этого обычая и не следит за этим. Мы должны возродить его, а вы, наши старейшины, должны нам напоминать об соблюдении должного уважения к суннатам. Если даже такой обычай был у нас в крови до того, как мы приняли Ислам, то сегодня мы - мусульмане и, практикуя эту сунну с намерением: «Эта сунна любима Аллахом и Его Посланником», мы можем надеяться на награду от Аллаха. После чего Аллах и Его Посланник полюбят нас. Что трудного сходить к больному? Будь это твой дядя, двоюродный брат, сосед или друг твой, не имеет значения. И посетив больного, там же прочитав дуа для него - мы ведь знаем, что Посланник обучил нас разным молитвам - и после прочтения этого дуа он вылечится, если это не смертельная болезнь. Посланник Аллаха сказал, говоря о вознаграждении: «К этому человеку обратится Ангел: «О такой-то! ты обеспечил себе место в раю». Более того, за каждый правый его шаг запишется ему благое дело, а за левый сотрут его прегрешения.
Благородным суннатом Пророка является говорить только благие, красивые слова. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Когда говорите с людьми, говорите благое». То есть не говорите то, что расстроит людей, и не сейте раздор на собраниях плохим словом. Кроме того, Посланник Аллаха сказал: «Если сегодня или завтра я пойду на маджлис и разведу там фитну, раздор (мы ведь хорошо знаем самих себя), даже разбив сердце хотя бы одному человеку, мне запишется саваб, если я туда не пойду. Если я останусь дома с намерением: «Пойдя на это собрание, я разобью кому-то сердце», - то такому человеку запишется вознаграждение как за милостыню. Посланник Аллаха говорит: «Благое слово является милостыней, поэтому говорите побольше благих слов». Как понимать эти слова? Например, ты поздоровался, входит ли это в слова Пророка? Да, потому что под смысл «благое слово» подпадает любая благая речь, которая радует твоего брата мусульманина. Даже если ты скажешь: «Добро пожаловать! Добрый день или добрый вечер», - то все это подпадет под этот смысл. Мы каждый день можем заработать себе саваб благими словами. За каждое благое слово одна милостыня тебе записывается перед Аллахом. Сегодня, когда мы выходим на улицу, мы встречаем людей старше нас, с которыми мы здороваемся, спрашиваем, как поживает этот человек, и за каждое красивое слово нам записывается саваб как за милостыню. Посмотрите, насколько это прекрасное качество. Это нравы, которые воплощали в жизнь наши деды, сегодня они дошли до нас, однако мы проявляем слабость и теряем все это. Наши молодые братья не должны допускать этого, потому что это сунна Пророка. Поэтому если вы здороваетесь с намерением: «Это сунна Пророка», - то запишется вам саваб. Когда ложишься спать, ты желаешь спокойной ночи, или по телефону спрашиваешь «как поживаете», за каждое слово записывается саваб. Если утром спрашиваешь у отца или у матери: «Как ты поживаешь, как спалось?», - за каждое такое слово записывается милостыня. Пожелаешь ты спокойной ночи своей жене, сыну, дочери, дети - своему отцу или же взрослый - младшему - все это благородная сунна. Сунна, которую мы практикуем, но на данный момент мы отвыкаем от этого, потому что никто не говорит об этом и не распространяет, что это сунна Пророка. Ведь сказал же Пророк: «Вы будете в судный день с теми, кому вы уподобились». К чему он все это говорит? К тому, чтобы мы были похожи на него и на его умму, Он обучил нас хорошим обычаям, и тем самым хочет донести до нас, чтобы мы практиковали его сунну.
Итак, мы говорили о примирении людей, удовлетворении нужд мусульман, посещении своего брата, проявлении уважения к старшему, посещении больного, использовании благих слов. Большой сунной также является укрепление родственных связей. Посланник Аллах усердствовал в укреплении родственных уз. В старые времена к Пророку иногда приходила знакомая женщина, дававшая ему милостыню, или женщины, дружившие с его женой Хадиджей, а спустя какое-то время, когда Посланник Аллаха узнавал, что они в его городе, он специально шел к ним, спросить, как они поживают. Когда жены Пророка спрашивали, зачем он туда ходил, он отвечал: «В те года, когда мы жили в другом месте, она навещала нас», - или - «она дружила с моей женой Хадиджей». И поэтому Посланник Аллаха поддерживал дружеские отношения. Поддерживать родственные отношения - очень важная и значимая сунна, которую мы практикуем. Люди женятся, или любыми другими способами устанавливают новые родственные связи и поддерживаем эту сунну. Если же говорить о вознаграждении за такое благое дело, то Всевышний Аллаха сказал: «Тот, кто порывает родственные связи, с тем Я порву отношения, а тот, кто укрепляет родственные связи, с тем Я буду их поддерживать». Человек, который укрепляет родственные связи, - это человек, который поддерживает связь со Всевышним. Поэтому порывание родственных уз - очень опасное дело. А поддерживание их - это сунна Пророка, которая входит в самые благородные нравственные качества. Это качества, про которые Посланник Аллаха сказал: «Я послан к вам только для того, чтобы усовершенствовать благой нрав (он не говорит здесь, что послан к вам со словами: «Ла илах1а иЛлаллоах1», и не для того, чтобы обучить вас только намазу). Для того, чтобы люди были полноценными людьми, мужчины были настоящими мужчинами, жены совершенными женами, а наши потомки полноценными потомками. Вот с такими качествами я к вам пришел, говорит Посланник Аллаха. Если коротко сказать, то он говорит: «Я ниспослан для того, чтобы сделать из вас людей, которых Аллах полюбит». Дабы мы не уподобились животным, неверующим и возвысились красивым нравом.
Сунной является преподнести угощение любому человеку, будь это гость или сосед. Это то, что практиковали наши праведные предки. Даже если взять сегодняшнее время, когда к нам приходит гость, мы не садимся сразу разговаривать с ним, а в первую очередь ставим угощения для гостя. Это очень значимая сунна и красивый обычай. За каждый кусочек пищи, который он скушает, нам записывается саваб. Угощать людей - это один из красивых обычаев, перечисленных Посланником Аллаха. Не имеет значения, к какому типу людей относится человек, бедняк он или богач. То есть когда ты проявляешь усердие и щедрость в этом деле, это из благородных качеств Пророка.
Одной из прекрасных сунн Пророка является просьба передать кому-нибудь салам. Когда мы прощаемся, то говорим: «Передай такому-то салам». Однако мы не так усердны в этом и очень мало тех, кто идет домой и передает салам. Он вообще забывает о том, что его просили передать салам.
Когда кто-то просит вас передать салам, то это на вас ложится как аманат, если он не добавил к своим словам: «Если забудешь, то нет на тебе обязанности передать». Если это сказано, то с вас снимается аманат. Сам Всевышний Аллах отправлял салам Пророку, а также Аллах посылал Ангела Джибрила передать салам Хадидже. Посланник Аллаха также отправлял своих сподвижников передать салам. В любом месте: на зиярате, на маджлисах или когда прощаемся, просим передать салам. Все это сунна Пророка. Это не те нравы, которые существовали, когда наши предки были язычниками, даже если это и так, то сегодня это исламские обычаи. Обычаи, которые любимы Аллахом и его Посланником.
Следующей сунной является разделение горечи с другим человеком. Когда у кого-то умирает родной человек, мы не смотрим на то, является ли этот умерший родственником или нет, мы сразу спешим на его похороны и смотрим, в чем нуждаются домочадцы умершего. Это обычай, который практикуется у нас, за который мы получаем большое вознаграждение от Аллаха. То, что ты посетишь похороны, за это отдельное вознаграждение. Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто посетит похороны и сделает джаназа намаз за умершего, записывается саваб в размере как гора Ухуд, а тому, кто похоронит умершего и придет домой, записывается в размере как две горы Ухуд». Это относится к тем, кто помог похоронить умершего. Мы говорим сейчас о том, что ты просто посетил близких умершего и высказал соболезнования. Сходи с намерением: «Это ведь сунна Пророка», - возможно там лежит человек, который попал в аварию и сильно пострадал, спроси его родственников, как себя чувствует пострадавший. Допустим, угнали машину или домашний скот украли, то есть в дом к твоему брату пришла беда, и то, что ты сходишь и спросишь, как у него дела, является сунной Пророка и благородным обычаем. Мы проявляем слабость в исполнении этих сунн, потому что мы не обучаем молодое поколение, говоря: «Прислушайтесь, это сунна Пророка, это красивый обычай». И наши молодые братья думают, что неправильно вставать, когда заходит пожилой человек, здороваться, или говорят: «Я не обязан идти на похороны, достаточно того, что сходят старики, мюриды или алим». Почему они так думают? Потому что мы не обучили их, мы не говорим им, что это сунна Пророка, красивый обычай, за который вам запишут саваб». Тем, что мы практикуем эти обычаи, мы подражаем Пророку и становимся похожими на него своим нравом. До тех пор, пока мы воплощаем все эти красивые качества, мы становимся похожими на Пророка, на сахабов, приближенных рабов Аллаха, потому что все они воплотили в себе все эти качества. Посланник Аллаха проявлял большое уважение к людям. Посланник Аллаха сказал: «Вы не обязаны вставать передо мной как перед правителем». Когда заходит правитель, все его подчиненные встают перед ним вот таким образом, с этим намерением вы не обязаны вставать передо мной, я не правитель, - сказал Посланник Аллаха. Однако проявление уважения - другое дело, сказал Пророк. Поэтому сподвижники вставали перед Пророком, сподвижники также вставали навстречу друг другу, помогали усесться на лошадь или, когда подходил старший асхаб, младший брал лошадь за уздечку и вел дальше, потом помогал слезть с лошади. Более того, людям из Ахлю байт целовали руку, проявляя к ним уважение. Среди нас такого нет, но посмотрите какие нравы были у них.
Они целовали руку, проявляя уважение, чтобы показать, что они любят их. Потому что возвеличивание рода Посланника Аллаха, то есть Ахлю байт - это большая сунна Пророка. Кто такие Ахлю байт? Это те, которые произошли от детей Фатимы и Али (да будет доволен ими Аллах) от Хасана и Хусейна. Также к ним относятся те, кто произошли от отца Пророка и от Деда Пророка. Самые почетные из Ахлю байт - это потомки Хасана и Хусейна. Именно с ними, мы должны больше всего поддерживать отношения, усердствовать в помощи им.
Всевышний Аллах велит Пророку сказать: «Я не прошу у вас платы или чего-либо за то, что усердствовал в том, чтобы вы вошли в рай, единственное, чего я прошу, любить мой род и проявлять к ним уважение». Далее Пророк говорит: «Иман мусульманина не будет полноценным, пока они вас не полюбят ради Аллаха и Его Посланника». Уважали ли таких людей наши предки? Конечно уважали. Наши деды всегда были известны тем, что проявляли большое почтение к потомкам Пророка. Более того, давали им кусок земли, строили дом и смотрели как у них обстоят дела, несмотря на то, что у потомков Пророка есть дома дети, которые сделают все дела, односельчане сами все делали, потому что это сунна Пророка и к тому же они потомки Пророка, которых мы обязаны любить. Сегодня мы во всех этих делах проявляем слабость, и наши молодые говорят: «Это дела, наших предков, которые не нужны». Потому что мы не учим их, не говорим, почему мы так делаем, с каким намерением и смыслом все это делается. Это все с намерением ради любви к Аллаху и Его Посланнику, это завещание, которое оставил Посланник.
Посланник Аллаха говорит: «После своей смерти я оставляю вам 2 вещи, одна из них выше другой: это Коран, а второе - это Ахлю байт, потомки Пророка. Берегите их, я завещаю вам беречь их. Не противореча Слову Аллаха, до судного дня они придут на мой водоем».
Пусть Всевышний Аллах даст нам иман и сил обучить своих детей этим обычаям и возродить среди нас эти благородные сунны Посланника Аллаха. Пусть Всевышний Аллах дарует нам тауфик, который был дарован нашим предкам. Наши праведные предки практиковали их, точно также практиковать пусть Аллах дарует нам иман.
Click to view