Видеопроект Давида Тер-Оганьяна, представленный на его выставке в музее МАММ (директор Ольга Свиблова), был подвержен цензуре. Уже на открытии название проекта "Пропаганда гомосексуализма" без согласования с автором было заменено на кастрированный вариант "Без названия".
Работа представляет собой теневые проекции на стены силуэтов людей, в которых узнаются активисты гей-движения и поддерживающие их борьбу художники. Эта мультимедийная экспозиция выстроена так, что теневые проекции посетителей выставки смешиваются с заранее отснятыми теневыми проекциями представителей ЛГТБ-сообщества. По замыслу художника, эта работа должна была быть метафорой размывания социальных границ, которые проводят по живому телу общества авторитарные власти принимая гомофобные законы.
Однако в экспликации (бумажке на стене объясняющей смысл работы), волюнтаристки размещенной музеем, написано лишь что-то неопределенное о совмещении настоящего и виртуального в музейном пространстве.
На самом деле, ничего там не совмещается без оригинального названия! Ведь "интерактивные теневые проекции" воспроизводят реальных гей-активистов, а также сочувствующих и друзей, согласившихся поучаствовать в съемке. В лживой музейной экспликации эти заранее отснятые тени называются "другие посетители на стене", что читается совершенно двусмысленно.
По словам трансгендерного активиста Анно Комарова квирфобия МАММ - давно не секрет. "Как они выставку Нан Голдин, например, представляли - это что-то с чем-то! Так умудриться всю её биографию умолчать, а её творчество во многом автобиографично - это надо ухитриться!" - сообщил активист.
Позиция Давида Тер-Оганьяна изложенная в его аккаунте фб:
"Цензура Бля Цензура! гонят Геев из музеев Моя работа с тенями на выставке в ММАМ отцензурирована самым беспощадным образом, изменен сам смысл высказывания! Музей изменил название видеоинсталляции на простое " без названия ". Вместо моего " ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА" - сослались на какой то новый закон, не уверен что такой существует. Такая вот реальная проблема, гонят геев из музеев!"
По вернисажным фотографиям видно, что у Давида со Свибловой непряженный разговор неприятный для обоих собеседников. Я тоже обратил на это внимания проходя по выстовочному залу, но не придал этому значения, т.к. был занят чем-то другим. О факте цензуры я узнал позже.
фотографии Евгении Зубченко