Политическое искусство как оно есть
В галерее «Известия Удмуртской Республики» открылась
выставка московского арт-провокатора Антона Николаева.
Большой человек с взъерошенными волосами ходил между стайками хихикающих девочек и благосклонно улыбался. Девочки смотрели на него с обожанием. Большим человеком оказался московский художник Антон (aka Безумец) Николаев.
Для тех, кто не в курсе, Антон Николаев - знаковая личность современного искусства. Совместно с Александром Россихиным (aka Супергерой) он основал в 2004 году арт-группу «
Бомбилы», занимающуюся политическим перформансом различной степени тяжести. Наиболее известны такие акции «Бомбил», как «Автопробег несогласных», «Мы не знаем, чего хотим», «Истязание Фемиды» и другие.
В Ижевск Антон привёз выставку своих графических работ на социально-политическую тематику. Все они выполнены обычной гелевой ручкой на белой бумаге, и очень неоднозначны, временами даже безумны. Тем интереснее было поговорить с автором.
- При упоминании о «Бомбилах» первой на ум приходит ассоциация с арт-группой «Война». Расскажите, пожалуйста, одинаковы ли цели, преследуемые вами и «Войной»?
- С группой «Война» у нас был единый творческий союз с 2007 до первой трети 2008 года. А потом у нас разошлись мнения. Мне казалось, что нужно работать в провинции, чтобы не только провоцировать, но и ещё что-то узнавать о стране. «Война» считала, что нужно продолжать то, что мы продолжаем, и мы разошлись. Мы же раньше «Войны» начали эти дела, мы их за собой потянули? и мы их оставили на этом поприще. И слава богу, что они там остались, потому что много всего произошло за эти два года. А я и Супергерой ездим-ездим по стране и пытаемся как-то воздействовать на локальные сообщества. Я чувствую себя инструктором, который рассказывает, как всё начиналось.
- А зачем?
- Мне кажется, то, чем мы занимаемся, - это здорово, это нужно. В начале 1990-х вся молодёжь организовывала рок-группы. Мне кажется, сейчас, вполне возможно, когда что-то «щёлкнет», молодёжь будет организовывать арт-группы и заниматься такими вещами, которые что-то будут раскрывать, и снимать про это небольшие видеоролики. Это лучше, чем запираться в подвале и лабать песни под Виктора Цоя. Это хорошая форма, социально-активная.
- Расскажите о своих планах, готовятся ли какие-то новые акции?
- Я на самом деле не люблю на эту тему разговаривать. Обычно мы не готовим, обычно мы реагируем на что-то. В декабре 2007 года меня накачали средством для перевозки животных. Просто у нас во время одной акции погиб баран, и была идея опробовать это всё на себе. Этим я символически умер для акционизма, для искусства. Когда запретили нацболов, я сделал акцию о вступлении в НБП. Когда судили Ерофеева (искусствовед Андрей Ерофеев был осуждён за организацию выставки «Запретное искусство» в московском музее им. Сахарова - прим. автора), мы сделали «Избивающий Фемиду». Но это сейчас для меня не главное. Вот если что-то плохое будет, я могу вам сделать акцию.
- А что важнее в этом процессе: развиваться самому или дать возможность развиваться другим?
- Одинаково. Вот что лучше: гвозди или кнопки?
- Понятно. Большое вам спасибо, что приехали.
- Вам спасибо, что пришли.
Вообще, всё творчество «Бомбил» однозначным назвать никак нельзя. Просматривая ролики и читая статьи о них, постоянно задаёшься вопросом, всерьёз ли они совершают свои акции? Что хотят доказать? И хотят ли вообще доказать что-то? Ясно только одно: они очень удачно совмещают в себе яркий политический протест и отличное чувство юмора. Их акции - прекрасный пример того, что отстаивать свою гражданскую позицию можно и нужно не просто активно, а ещё и получая от этого моральное удовлетворение и эстетическое удовольствие.
Беседовала
Валентина Останина Делится своими впечатлениями Гульназ Мухаметшина
Собираясь на выставку, я представляла себе что-то грандиозное: картины в золочёных рамках, на них изображены политики или их деятельность, заставляющая поднять в посетителях патриотический дух. Но ничего подобного! На простых листках бумаги простой ручкой нарисованы психоделические карикатурные зарисовки, которые просто взрывают мозг. Пачка таблеток, угрюмый доктор, рогатый человек, и всё в таком же роде. Но поражают воображение предложения-пояснения, приписанные снизу. Например, суровое лицо и внизу приписка: «Я хотел нарисовать директрису продовольственного магазина, а получился сумоист». Или вот ещё: «Я хотел нарисовать дворника, но получился мент». Но самая провокационная картина, на которую никто не мог равнодушно реагировать (кто-то взрывался истерическим хохотом, кто-то возмущался) - это, казалось бы, девушка рядом с кратером вулкана, если бы не комментарий внизу: «Принцесса и резиновая пи*да». Организаторы говорят, что подобные выставки проводятся не в первый и не в последний раз, молодёжь охотно посещает их. Что касается меня, то я не поклонник такого рода искусства. Может, я не современная? Когда я разглядывала очередную взрывающую мозг картинку, я услышала, как кто-то сказал: «Всё, что понятно, - это не искусство, а что не понятно - это искусство». А как считаете вы?
Источник фото:
halfaman.livejournal.com Место и дата проведения:
Известия Удмуртской Республики, галерея, 2011-02-25
http://fanlife.ru/reviews/2036