Младостарчество. Пути преодоления.

Jan 09, 2008 19:15

В современном православии вообще как бы запущен механизм сектотворения - это младостарчество. Если в монастыре послушание - способ функционирования монастыря, то на приходе система послушаний зачастую формирует секту.
Вроде бы многие православные обеспокоены этим феноменом. В конце 1998 г. было даже заседание Св. Синода просвященное решению этой проблемы, принято постановление.... Однако воз и ныне там, младостарчество процветает. Здесь важно то, что никто не пытается понять каковы причины возникновения младостарчества и поэтому не видят путей преодоления.

Моя версия -
причины младостарчества:
1) отсутствие свода канонических правил адаптированных к приходам состоящим из мирян. Многие правила устарели, и хотя они не отменены, но фактически игногрируются. Так как существующие правила написаны прежде всего для монахов, выполнение их мирянами практически невозможно. Поэтому мирян - "духовных чад" обычно отсылают за благословениями к "духовникам" которые, каждый по своему даёт указания "чадам". А так как правила неизбежно нарушаются, у "чад" создаётся комплекс вины, неполноценности, а с другой стороны зависимости от "духовника". Это первй шаг к тоталитарному гуруизму.... В общем эту тему можно развивать и дальше, провести аналогии с политической и экономической ситуацией в России - государство устанавливает невыполнимые законы, в результате все граждане занимающиеся бизнесом оказываются как бы экономическими преступниками, в случае необходимости государство в любой момент может посадить любого бизнесмена за экономические преступления, однако государство этого не делает если бизнесмен лоялен к государству. если между ними существуют какие то неформальные, вне-правовые договорённости. В качестве примера - история с Ходорковским.
2) Обязательная исповедь перед причастием. Эта практика существует кажется только в РПЦ. Была введена, если не ощибаюсь, при Петре I. Но в то время люди причащались достаточно редко, примерно 3-4 раза в год, эта практика кстати сохраняется и у старообрядцев. В постсоветское время, под влиянием "парижского богословия" и идей "евхаристического возрождения" (во многом верных) православные стали причащаться намного чаще, 1-2 раза в месяц, но обязательная исповедь сохранилась. Какие-такие тяжкие грехи, которые необходимо исповедывать соверщает среднестатистический православный в течении 2-х недель? Как правило никаких. Однако исповедываться в чем то надо... И вот "духовное чадо", да ещё и под влиянием монашеско-аскетической литературы начинает высасывать из пальца "грехи", и как правило это обсуждение каких то бытовых мелочей или ещё хуже того "помыслов". Так же жертвы младостарчества сами во многом провоцируют священников вставать на путь тоталитарных гуру, это когда "духовные чада" на каждую житейскую мелочь, на каждый чих считают необходимым брать "благословение духовника". Тем самым совершенно неоправдано переносят сугубо монашескую модель общения "наставник - послушник" на отношения "приходской священник - прихожанин" Ещё среди православных достаточно популярно увлечение "старцами", хотя это уже имхо совсем похоже на языческое хождение к оракулам "всеведающим и непогрешимым", которые "глас Самого Бога".

Преодоление младостарчества.

Теперь исходя из обозначенных причин, можно сделать выводы как преодолеть эту болезнь в РПЦ
1) Адаптация канонического права к условиям современной приходской жизни, создание так сказать "Книги Правил" для мирян. Это поможет каждому мирянину самостоятельно находить ответы на текущие жизненные вопросы и избегать появление всяких идиотских вопросов типа "можно ли православному ....заниматься бальными танцами, изучать иностранные языки, смотреть телевизор, чихать, моргать глазами, женщинам носит брюки... и т. д.....". Так же позволит "чадам" не бегать по каждой мелочи за "благословением".
2) Отменить обязательную исповедь перед причастием. Практикующие православные могут причащаться на каждой литургии, а исповедываться по мере собственной необходимости.
3) Доверять совершение исповеди не всем иереям подряд, а только опытным, духовно зрелым, проверенным священнослужителям. Это поможет избежать загаживание мозгов и зомбирование прихожан со стороны всяких неадекватов типа царебожников-распутинцев, антиИННщиков, полоумных "старцев" и т. д.

Пункты 2 и 3 тут на являются избретеним велосипеда, такая практика существует в Элладской ПЦ.

Вот такие соображения, в качестве "гуманитарной помощи" могу предложить православным братьям и сестрам во Христе...

православие

Previous post Next post
Up