Когда у меня спрашивают, каким традиционным бизнесом в России заниматься наиболее опасно, я говорю - кондитерским. Все думают, что я шучу, но я абсолютно серьезен.
Вот, например,
старая, но довольно раскрученная история (см. ссылку), когда хозяев бакалейного магазина и их поставщиков посадили в тюрьму на сроки от 4 до 13 лет. За то, что они продавали булочки с маком.
Еще одна известная история -
дело Ольги Зелениной, экспертиза которой по кондитерскому маку оказалась не такой, какая была нужна ФСКН.
Схема чудесная. Кондитерский мак в России не производится. То есть, если вы кушаете булочку с маком, знайте, это импорт, законы у нас такие. Подходит к границе партия - столько-то тонн кондитерского мака. И ФСКН говорит: э, ребята, у вас не просто кондитерский мак, у вас там еще и маковая соломка, то есть, вы - наркоторговцы.
Им отвечают: да вы что? Это кондитерский мак! Есть ГОСТ - в кондитерском маке не больше 3% маковой соломки должно быть, а тут два процента! Приглашают эксперта, эксперт подтверждает: небольшой процент маковой соломки предопределен самой технологией производства. Совсем без нее - никак. Не бывает, так сказать, в природе чистого вещества.
А ФСКН свое гнёт: какие там ГОСТы?!! У вас сколько процентов? Два? А теперь пересчитайте, сколько это в килограммах в крупной партии! Да там соломки при пересчете - центнеры! Вы не просто наркоторговец, у вас партия крупная! Айда на нары! И эксперт заодно - за соучастие!
Суд у нас прокуратуре и ФСКН обычно не перечит, вот и идут люди на нары за кондитерский мак.
Сейчас в российских тюрьмах есть узники как минимум с двадцати аналогичных процессов. Кто пять лет отсиживает, кто семь, кто десять, - и всё за булочки с маком. Другие процессы идут уже сейчас, то есть, количество маковых узников пополнится.
А вот настоящих наркоторговцев у нас
подчас отпускают, как в случае с Хукумовым, за которого уважаемые люди заступились.
Почему так?
Есть три объяснения, все они дополняют друг друга.
Во-первых, коррупция. На кондитеров наезжают, требуя отступных, нет отступных - садись за наркоторговлю.
Во-вторых, статистика. Наша Главкомдурь повышает раскрываемость.
В-третьих, не исключено, что речь идет о «заказе», связанном с переделом рынка. Кондитерский мак - это тоже деньги. Крупные партии - большие деньги.
А на выходе - людоедство. Привычное, к сожалению, для нашей системы. То есть, людоедство с одной стороны, а, с другой, героин, идущий нескончаемым потоком из стран средней Азии. Уверен: на этом потоке люди из ФСКН греют руки значительно чаще.