"Палящее солнце": судьба художника и высокая мода

Feb 04, 2014 21:35

Здесь я хочу рассказать то, что узнала о технологии изготовления потрясающих кимоно Итику Кубота, о его биографии, творческом пути и о судьбе его музея.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это совершенно особенное кимоно в судьбе и собрании Итику Кубота.
В документальном фильме о нем,который показывают в фойе, рассказывается, как эти работы привозили в Вашингтион и выставляли там в музее, вопреки обыкновению показывать только творения проверенных (=давно умерших) мастеров. Кубота был вполне себе жив и бодр, он был недоволен развеской и добился, чтобы "Палящее солнце" выставили не в углу, а в самом центре.

"Теперь хорошо", - объявил он, потирая руки.
На мастере было легкое серое кимоно, совсем без украшений. То есть - супер.

НА фотографии видно, как размещены кимоно на выставке в Этнографическом музее.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

НА одном из видеороликов записано, как Итику Кубота рассказывает о своем пребывании в русском плену. Сибирь оставила по себе сильные впечатления, отчасти сходные с теми, которые описаны в "Хрониках ЗАводной птицы". Кстати, в документальном фильме показывают еще одного старого японца, тоже был в плену, рассказывал, как тяжело было валить лес на морозе, "вы не выдержите - и перевели нас на работу в доме, это нас и спасло". Дальше рассказывали об этом театре - судя по видеоряду, это было что-то вроде Кабуки. Какие-то пьесы ставили, говорили - "для воинских частей" (?). Это они нашим воинским частям Кабуки показывали? В общем, история не до конца проясненная, но Обжигающее Солнце - осталось, это шедевр...

Кубота был мастером юдзен. (Что такое - не узнавала пока, узнаю - напишу). Ему было 20 лет, когда он в 1937 году в Токийском национальном музее увидел Цудзигахана - некое текстильное произведение 16 века, созданное в старинной, забытой, утерянной технике. (?) Он загорелся мыслью возродить это искусство.

Дальше - война. Перед мобилизацией мастер женился.

Я сделала фотографии, разумеется, очень плохого качества, с экрана телевизора. Может, в сети где-то есть снимки гораздо лучшего качества, но посмотрите пока такие, какие есть:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Супруга принадлежала к аристократическому роду.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

У нее были и драгоценности, и старинные кимоно. Все это распродавалось, чтобы семья могла продержаться в тяжелое время.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кубота был взят в плен и "без объяснения причин" отправлен в лагерь в Сибирь на три года.
Наконец он вернулся домой.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Получил работу - делал кимоно для известных актеров.

ЗАтем пришли замыслы художественных кимоно, началась работа над давним замыслом - возрождением техники Цудзигахана. Первые произведения были продемонстрированы в Токио в 1977 году. Мастер сам рассказывает, что его осенило, как следует делать эту работу, "когда мне было уже шестьдесят лет". Он очень эмоционально говорит, удовольствие смотреть и слушать. ТОлько вот ролик записан плохо, т.к. в музее шумели, да еще детишки проходили с экскурсией.

Но услышать можно, если желание есть.


Здесь и далее - о технологии. Плохо слышно, но хоть показано.











В 1981 году он перешел от отдельных индивидуальных кимоно ("инновационных", которые мы еще посмотрим) к многочастным композициям.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Многочастная композиция.

В 1961 году, Кубота открыл собственную студию в Токио. Он стремился создать небольшой музей. В 1994 году музей был создан, он находится на берегу озера Кавагучи с видом на Фудзи.

После смерти мастера у музея начались финансовые проблемы. Наконец возникла опасность, что коллекцию распродадут порознь, все кимоно по одному. Собрание спас известный предприниматель и меценат Фаттах Шодиев. Он приобрел всю коллекцию, чтобы сохранить ее для мировой культуры целиком. В документальном фильме он говорит, что нет смысла чем-то владеть и прятать, такую коллекцию нужно показывать людям.

Что, собственно, сейчас и происходит.

Еще одна тема, в какой-то мере неожиданная (хотя - почему? ведь кимоно - это одежда!) - мир моды.
Итику Кубота создал собственную модную коллекцию. Его идея была - отойти от старых, "окостеневших" норм ношения кимоно и правил поведения, походки в кимоно. ТАким образом он рассчитывал вплести традиционное кимоно в современный мир не как объект для созерцания, а как нечто, чем пользуются люди.

Его модели - в то числе европейские женщины, высокие и худые, ходят на каблуках, открывают ноги. Пояс-оби превращается в шарф, кимоно - в тяжелую накидку. Я думала, что уж я-то равнодушна к высокой моде, но оторваться не могла - завораживающее зрелище. Кубота хотел, чтобы его показы мод выглядели как некое единое шоу.

Первый показ назвали "Большой показ Итику", он прошел в Токио в 1982 году. Потом показывали еще в нескольких городах Японии.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Показали и работы учеников. ДА, менее радикальные. ДАже можно, наверное, в таких платьях ходить не только по подиуму. Накидка стала совсем легкая, кисейная, кимоно - маленькие тощие платья-халатики, оби - шарф-пояс. Но... скучно. Как любой компромисс. Ощущение бескрылости - особенно по контрасту с абсолютной творческой свободой Мастера, свободой, ограниченной только жестким правилом вкуса. Это очень редкое качество. Эпигоны, как правило, им не обладают.


Видео с показа мод работ Итику Кубота.

Дас культурлебен, Японские сезоны, Что вижу - о том и пою

Previous post Next post
Up