Экономический задачник для маленьких левых-5. Персонажи нашей сказки и что с ними делать.

Oct 15, 2012 11:37

В этой части мы пройдемся по всем нашим героям, и попробуем понять, зачем они участвуют в экономических взаимоотношениях.

Персонаж: строитель Мамед.
Основная мотивация трудовой деятельности вообще: Потому что иначе сдохнет с голоду. Выражаясь обтекаемо, не сможет удовлетворить свои базовые потребности.
Основная мотивация именно текущей трудовой деятельности: низкая квалификация, социальная незащищенность, низкая конкурентоспособность, не открыл в себе особый талант.
Вторичные мотивации: считает неэтичным воровать, любит месить раствор.
Количественная доля в экономике: очень высокая.
Действия при удалении основной мотивации: непредсказуемые. Может, продолжит работать на стройке. Может, откроет в себе скрытые таланты и пойдет танцевать балет, а чем он хуже Нуреева? А, может, просто ляжет на дастархан и будет кушать шаурму.
Альтернативные мотивации: Потому что иначе его посадят в тюрьму за тунеядство. Испробовано в СССР, работает не хуже голодной смерти, но вызывает большие проблемы у государства, использующее эту мотивацию, начиная с того, что другие государства получают легитимный повод обвинить в наше государство в безнравственности и проявить агрессию. Кроме того, лишать человека свободы безнравственно.

Персонаж: белошвейка Катя.
Основная мотивация трудовой деятельности вообще: не удовлетворены потребности на уровень выше базовых. Кате не дадут сдохнуть с голоду родители, Гоша, а в крайнем случае пассажиры Курского вокзала.
Основная мотивация текущей трудовой деятельности: шитье - наиболее эффективный для Кати способ получать эквивалент своего труда. Она может пойти к Яше стоять за прилавком, но заработает в два раза меньше.
Вторичные мотивации: считает неэтичным сидеть на шее у Гоши, считает неэтичным поить пассажиров Курского вокзала клофелином, нравится шить.
Количественная доля в экономике: небольшая.
Действия при удалении основной мотивации: непредсказуемые, как и у Мамеда.
Альтернативные мотивации: лишение свободы за тунеядство, феминистическая пропаганда.

Персонажи: программист Вася, сисадмин Гоша, главбух Ираида Карловна, телеведущая Аня.
Основная мотивация трудовой деятельности вообще: не удовлетворены потребности на уровень выше базовых, самореализация.
Основная мотивация текущей трудовой деятельности: любовь к выбранной профессии.
Вторичные мотивации: создание запасов материальных ценностей с целью передачи их следующему поколению, удовлетворение растущих материальных запросов.
Количественная доля на рынке: высокая.
Действия при удалении основной мотивации: разнообразные, но в большинстве случаев продолжат трудовую деятельность (пример СССР это наглядно иллюстрирует)
Альтернативные мотивации: пропаганда труда, нематериальные поощрения.

Здесь необходимо сделать важное уточнение. Программист Вася мечтает проектировать самолеты, а Ираида Карловна разводить кактусы. Возможно, при отмене основной мотивации Вася пойдет в конструкторское бюро, а Ираида Карловна в теплицу. Главное здесь то, что ни Вася, ни Ираида Карловна не сядут на дастархан кушать шаурму.

Персонаж: Бизнесмен Петя.
Основная мотивация трудовой деятельности вообще: самореализация, удовлетворение потребностей выше базовых, потребность быть выше других.
Основная мотивация текущей деятельности: создание материальных запасов с целью передачи будущим поколениям.
Вторичные мотивации: нравится строить дома, нравится орать на Мамеда.
Количественная доля на рынке: невысокая (при высокой качественной)
Действия при удалении основной мотивации: продолжит руководить стройконторой, если не сломается от нереализованной потребности быть выше других, и сможет реализовать ее в нематериальном ключе.
Альтернативные мотивации: С Петями, на самом деле, будет сложно. Доминирующее стремление создавать материальные запасы с целью передачи будущим поколениям демонстрирует повышенный уровень тревожности Петь. Отбирая у Пети фабрику, вы вырываете кусок изо рта Петиных детей, даже если все они находятся в глубоком проекте. Если будет возможно снять Петину патологическую тревожность, то Петя просто продолжит строить двушки, орать на Мамедов и будет совершенно счастлив.

В свое время большевики, не найдя способ эту тревожность снять, просто записали всех Петь во враги, и начали их убивать, выгонять из страны и сажать в тюрьму. При этом Пети обладают высокой квалификацией, уровнем интеллекта и работоспособностью. Кроме того, убивать людей только из за того, что ты не придумал, как справиться с их психологическим недугом, ОЧЕНЬ безнравственно.

Персонаж: банкир Максим.
Основная мотивация деятельности вообще: самореализация, потребность быть выше других
Основная мотивация текущей деятельности: стремление накопить материальных ценностей с целью передачи их последующему поколению, дошедшее до уровня психоза.
Вторичные мотивации текущей деятельности: получение удовольствия от чужих отрицательных эмоций, садизм.
Количественная доля на рынке: очень маленькая.
Действия при удалении основной мотивации: возможно, вспомнит, что когда-то он был Петей. Или загремит в дурку. Или устроит стрельбу в кинотеатре. Или наложит на себя руки.
Альтернативные мотивации: помощь психиатра. Очень хочется написать «А давайте их всех убьем», но необходимо держать в уме, что банкир Максим превратился из отличника Максима, менеджера Максима и бизнесмена Максима в банкира Максима не просто так, а действуя в существующей экономической парадигме. Он раб и заложник этой системы, которая свела его с ума и превратила в чудовище. Убивать его безнравственно.

Персонаж: уголовник Сережа.
Основная мотивация деятельности вообще: удовлетворение потребностей выше базовых, стремление быть выше других.
Основная мотивация текущей деятельности: азарт, адреналиновая наркомания.
Вторичные мотивации: садизм, получение удовольствия от чужих отрицательных эмоций.
Количественная доля на рынке: заметная, Сереж больше, чем Петь.
Действие при удалении основной мотивации: она большей частью внеэкономическая, ничего не изменится.
Альтернативные мотивации: изоляция от общества, психическая коррекция. Еще одной ошибкой большевиков была попытка «перековать» уголовников на основании заблуждения о том, что они «тоже пролетариат». Причиной этого заблуждения послужило игнорирование внеэкономических мотиваций Сереж. К сожалению, сознательный уголовник отличается от строителя Мамеда, укравшего буханку хлеба с голодухи. Он, как правило, гораздо более пригоден к выполнению работы Мамеда, чем сам Мамед, и легко может удовлетворить свои потребности, работая на стройке. Но не делает этого, потому что ему НРАВИТСЯ грабить.

Персонажи: блоггер Алекс, криэйтор Вава, глава района Рамзан
Основная мотивация деятельности вообще: самореализация, удовлетворение потребностей выше базовых.
Основная мотивация текущей деятельности: стремление накопить материальных ценностей с целью передачи последующим поколениям, удовлетворение растущих материальных запросов.
Вторичные мотивации: любовь к выбранной деятельности.
Количественная доля: высокая (меньше, чем Вась, но больше, чем Петь)
Действия при удалении основной мотивации: непредсказуемые. Возможно, Рамзан переквалифицируется в управдомы, блоггер Алекс сядет на дастархан кушать шаурму (с хамоном первое время будут перебои), а криэйтор Вава начнет писать стихи.
Альтернативные мотивации: разнообразные вплоть до психокоррекции. Рамзан, Алекс и Вава имеют амбиции и потребности, сравнимые с Петей и Максимом, но не имеют петиной силы воли и максимовой черноты души. Вот и болтаются в деклассированных, уйдя от людей труда и не придя к людям эксплуатации.

Персонаж: заместитель бухгалтера Вика.
Основная мотивация деятельности вообще: удовлетворение потребностей выше базовых
Основная мотивация текущей деятельности: та же самая.
Вторичная мотивация: стремление накопить материальных ценностей с целью передачи последующим поколениям, удовлетворение растущих материальных запросов.
Количественная доля на рынке: большая (меньше, чем Мамедов, примерно столько же, сколько Вась)
Действия при удалении основной мотивации: ляжет на дастархан и будет кушать шаурму.
Альтернативные мотивации: отсутствуют. В человеческой популяции всегда есть процент нахлебников. Ничего делать с ней не надо, пусть ее лежит на диване, лишь бы в кассу не залезала. Также всегда в человеческой популяции найдется Ираида Карловна, которая пожалеет и накормит тем или иным способом.

Итак, можете выдыхать, дорогие бобры читатели. Экономическая модель нашего общества, пусть и грубая, построена. Можно делать выводы.

Вывод номер один. Модель работает потому, что подавляющее большинство ее участников мотивированы возможным отлучением от материальных ценностей. Мамед должен работать, иначе он сдохнет с голоду. Модель начнет сдуваться (ценностей производится все меньше), и программист Вася пойдет месить раствор. Если не пойдет, то тоже сдохнет с голоду, и в результате в живых останется только сурвивалист Беркем, которого все считали сумасшедшим, а у него есть заимка в тайге, помидорчики в пуленепробиваемой теплице и ижмашевская вертикалка с мешком пороха и дроби.

Вывод номер два. Модель защищена от дурака (Вика вряд ли что-то сломает, в системе много предохранителей), но ее элементы не защищены от сволочи (потому что саму Вику непоправимо сломали). Если внимательно рассмотреть все наши примеры, то все сбои в системе начинаются, когда какой-либо из ее участников начинает вести себя безнравственно. Это и уголовник Сережа, и капиталист Петя, и банкир Максим, и президент Вова с главой района Рамзаном.

Вывод номер три. По результатам сбора данных в этом ЖЖ становится ясно, что многие (особенно блоггеры Алексы) не видят ничего безнравственного в вымогательстве, эксплуатации, обмане и оказании услуг без выраженного желания. Хотя Сережу с Рамзаном все-таки не оправдывают, и то слава труду.

Вывод номер четыре. Модель обладает главным и определяющим достоинством: она работает. Мамед, пусть под страхом голодной смерти, но производит-таки материальные ценности и ему даже что-то остается для себя.

Вывод номер пять. Смене модели будут сопротивляться все, начиная с Мамеда, потому что э, слющ, все работает, не трогай ничего, а то сломаешь. Не сломаешь? А кто ти такой, давай до свидания. Имеет ли Мамед основания для подобных опасений? Да, и еще какие!

Фактически, на данном этапе смену модели могут поддержать только люди, склонные к новаторству и имеющие удовлетворенные потребности выше базовых. Мамед боится, что отберут последнее. Петя боится, что отберут накопленное. Сережа боится, что воровать станет нечего, и он зачахнет без адреналинового кайфа.

Что же будет, если мы наплюем на страхи Мамеда и Сережи, и попытаемся внедрить классическую коммунистическую экономическую модель прямо сейчас?

Получим ситуацию 1917 года, только хуже.

Во-первых, нам нечем заменить мотивацию «иначе ты сдохнешь с голоду». При этом не нужно предлагать мотивацию «иначе ты в тюрьму сядешь, и мы заставим тебя трудиться там», песок плохая замена овсу.

Во-вторых, тревожное состояние масс, вызванное инстинктом заботы о потомстве, не снимется, а усугубится. Нынешняя система работает, пусть и плохо, и к ней накопилось определенное доверие. Новая система, внедряемая новыми людьми, не заработавшими кредита доверия, спровоцирует вывод материальных ценностей за границу, эмиграцию и накопление запасов всего, чего только можно, от спичек до бриллиантов.

В-третьих, и в главных, тревожное состояние побудит многих людей, особенно среди Петь и Максимов, активно противодействовать вводу новой системы. В лучшем случае они уедут, и мы останемся без кадров. В худшем случае их придется убивать. И если Максимов не так жалко, то убивать талантливых, трудолюбивых и волевых людей только за то, что у них, видите ли, тревожное состояние, крайне безнравственно.

А что будет, если мы попробуем перейти на евросоциализм?

Тоже ничего хорошего. Теоретически евросоциализм предлагает забрать больше денег у Петь и Максимов, и распределить их между Мамедом, Катей, Васей и другими участниками модели. Практически же мы забираем у Максима деньги, которые он получил вымогательством с Пети и Кати. А у Пети мы забираем деньги, которые он получил эксплуатацией Мамеда (впрочем, справедливости ради напомним, что и Петины трудовые мы тоже забираем). В итоге вся страна превращается в Рекорд-Надоевский район, где избиратели едят мясо за свои же деньги.

Так, может, оставить все, как есть?
Нет, потому что Мамеды умирают с голоду, пенсионер Вячеслав Михайлович лежит в больнице с порезанным горлом, а Вики погибают в драках на зоне.

Так ЧТО же делать?
Об этом шестая, заключительная часть нашей саги.

теория и практика

Previous post Next post
Up