92-ая годовщина Геноцида армян. Москва, 24 апреля.
Еще один памятный день записан в истории нашего народа. Во всех густонаселенных армянских городах - центрах диаспор он прошел по-разному. Где-то устраивали шествия, громко, во всеуслышанье, с плакатами и транспарантами проходили по улицам городов. Особенность проведения акций в таком городе как Москва состоит в том, что каждый участник митинга или шествия не подозревает, что произойдет с ним в следующую минуту. Находясь в гуще людского потока, захваченного маниакальной идеей в очередной раз сжечь и оплевать турецкий флаг, в плотном кольце московского ОМОНа, инстинкт самосохранения улетучивается, и каждый сомневающийся наблюдатель, поневоле присоединяется к толпе, становясь частью единого целого.
Но перед описанием шествия, несколько слов о траурной процессии, около строящегося кафедрального храма «Сурб Хач».
Литургия проходила на импровизированной сцене, во главе с епископом, главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) - Езрасом Нерсисяном. При беглом просмотре присутствующей публики можно было разглядеть базарных армян, перекрикивающих друг друга на расстоянии десятков метров, молодых людей, собравшихся ради проведения веселого времяпрепровождения, со словами «пойдем отсюда, что ты здесь потерял?» толкающих своего товарища к выходу, представителей разных поколений смиренно выслушивающих речь епископа. В такой обстановке его слова о «единении народа во имя возрождения армянского государства» звучали несколько иронично: казалось, сам Србазан c трудом верил в реалистичность своих наставлений.
Перед сценой, на расстоянии около 20-и метров были отведены места для поминальных свеч, плакаты и доски с поясняющими фотографиями виднелись за ограждением строительной площадки, привлекая внимание проходящих мимо москвичей. На вопрос любопытных, что здесь происходит, молодежь в основном давала краткий ответ: «Учите историю!».
К часу дня закончилась траурная процессия, и большинство людей тихо двинулось к выходу. Многие из молодых активистов вспомнили организаторов «парой ласковых слов» узнав, что специального автобуса для митингующих не будет. Ведь им надо как-то успеть на митинг у посольства, между тем как он намечен в час дня. После кратковременного хаоса, все желающие поучаствовать разбежались в поисках знакомых автолюбителей.
Глупо было предположить, что до намеченного времени, армян у посольства Турции не будет. Также мало кому приходило в голову, что организаторы получили разрешение не на митинг, а на пикет, хотя по всем информационным каналам было объявлено о проведении митинга. Именно последний фактор, являлся во многом определяющим в развитии процессии, развернувшейся около здания турецкого посольства.
Узкая улочка, на которой проходил пикет, была утыкана омоновцами. Это во многом препятствовало попыткам активистов сжечь турецкий флаг. Они загнаны в кольцо ОМОНа, на несколько метров отстоящее от посольства вдоль улицы. Внутри кольца слышны голоса нескольких активистов, которые изо всех сил выкрикивали слова знакомых чуть ли не каждому армянину патриотических песен. Лишь в паузах между песнями, когда приходило пора кричать «Армения!», «Позор!» их голоса усиливались поддерживающими криками разгоряченной толпы, готовой тут же брать штурмом столь ненавистное посольство…
Через некоторое время толпа двинулась к посольству, прорывая кольцо милиции. Движение сопровождалось криками и призывами заплатить за пролитую кровь 2 000 000 убиенных мирных армян и вернуть исторические армянские земли. На плакатах и транспарантах виднелись имена Согомона Тейлеряна, Гарегина Нждэ, а также убитого в Турции редактора армянской газеты «Агос» - Гранта Динка. Активисты митинга прокололи ножом изображение Ататюрка, а затем его оплевали. По прошествии нескольких секунд образовалось плотное кольцо внутри толпы, и была попытка сжечь турецкий флаг, который так и не загорелся. В отчаянии его стали рвать на куски, топтать и оплевывать. Омоновцы попытались прорвать кольцо, но тщетно. Тут они призвали на помощь спецотряд в касках, вооруженных дубинками, для разгона пикета. Но их остановил кто-то из организаторов своим криком: «Прекратите, митинг закончен - мы уходим!».