(no subject)

Apr 10, 2010 20:14

Дали мне очень славную книжку почитать, я ее за пару дней прикончил и решил как-то поделиться. Книжку написал в 50-х годах Шауль Бибер, "пальмахник" и рассказчик историй. Это такая приключенческая повесть, сложенная из коротких историй в духе восточных сказок. Под катом перевод одной главы, сделанный на скорую руку. И музыкальное сопровождение.




image Click to view



Краткое содержание "предыдущих серий". Дело происходит в Палестине 30-х годов. Абу Лаиш и его брат Мордехай Шемеш ("брат Абу Лаиша") живут в Силуане. Переодетые арабами, они отправляются странствовать и попадают в разные истории - забавные и не очень. Когда Абу Лаиш узнает о том, что арабы готовятся громить евреев, он отправляется в Ливан к друзскому шейху за оружием. А его брат в это время разыскивает свою возлюбленную, которую родители отправляют в Тверию, чтобы там подыскать ей богатого и образованного жениха. По дороге брат Абу Лаиша знакомится с пекарем, богатырем Мансуром Абу Хелефом, который "убил сотню и тысячу" (речь о мухах в пекарне, как в "храбром портняжке"). Мансур обладает недюжиной силой, брат Абу Лаиша - хорошо подвешенным языком, и вместе они совершают чудеса.

О том, как Мордехай Шемеш и богатырь Абу Хелеф мирят жителей Умм Эль-Фахм с жителями Джабаль Аль-Сид.

Прошли дни, и прошли ночи, и прошли недели, а брат Абу Лаиша и богатырь Абу Хелеф сидят себе целый день в кафе возле источника и слушают песни из граммофона, кушают зеленый миндаль с солью и бездельничают. И всякий раз, когда где-то ссора, зовут богатыря и он их мирит, а Мордехай Шемеш вершит суд и налагает штрафы и наказания, так что появилось у них уже много врагов, которые желают им недоброго.
И однажды сидят они в кафе у источника, граммофон под ухом и слушают Мохаммеда Абд Эль Вахаба и мир прекрасен и тих, и подъезжает на своем такси шофер Рамун Абу Рас, и сигналит, и поднимает сильный шум, и говорит им: "Есть дело".
Встали они и пришли на базар и видят, всюду верблюды, верблюды, верблюды, половина - белые, половина - черные. Посмотрели и видят, на белых - тюки с известкой, которая осыпается и красит их в белое, а на черных - тюки с углем, который красит их в черное. А возле дороги собрались люди и дерутся, и кричат, и ругаются, и ослы ревут, и женщины вопят, и дети плачут, и всюду шум. Подошел богатырь, и принесли ему стул из лавки, и уселся он под фиговым деревом, и вот увидели его и сказали: "А вот и богатырь, вот богатырь", и пришли к нему.
Подошли, и кричат, и шумят, пока не встал он на стул и не заорал: "Хус!"[тихо]. Наступила тишина, и услышали, как муэдзин с мечети зовет на молитву. И сказал им богатырь: "Молитесь пророку". Пали все ниц и поднялись, и снова пали и снова поднялись. А как закончили, сказал им богатырь: "Садитесь, да услышит вас Всевышний".
Расселись все под деревом, и тоже - половина из них - белые, а другая половина - черные. Богатырь Абу Хелеф сидит на стуле, а Мордехай Шемеш, брат Абу Лаиша, стоит у него за спиной и шепчет ему на ухо, а все - и шоферы, и разносчики, и лавочники, и дети - стоят вокруг.
Начал говорить глава угольщиков Субхи Абу Хашаб из Умм Эль-Фахм, встал, произнес свою речь и сел. После него поднялся Рахман Абу Рахим из Джабаль Аль-Сид, сказал и сел. Шепнул Мордехай Шемеш богатырю, и подозвал он обоих и сели они подле него - один слева, другой справа. И задавал им вопросы и понял, что угольщики ходили из Умм Эль-Фахм в Джабаль-Аль-Сид, а белильщики - из Джабаль Аль-Сид в Умм Эль-Фахм, и встречались у источника, и начинались ссоры из-за воды, и оскорбляли они друг друга, и не было между ними согласия.
А однажды сын мухтара из Джабаль Аль-Сид захотел жениться на дочери шейха Абу Тахера из Ум-Эль-Фахм, и отправил уважаемых сватов, и пришли они к старику, а тот сказал: "Хоть все мое зерно превратите в золото, а кукурузу - в серебро, не отдам свою дочь за белильщика". Вернулись сваты и передали эти слова мухтару Джабаль Аль-Сид, и призвал он своих сыновей на скакунах и всех богатырей и сказал им:"Пойдем и подожжем дома в Умм Эль-Фахм, превратим их в угли." И отправились в путь с большим шумом. И прибыл гонец к шейху Абу-Тахеру и рассказал ему об этом. И созвал тот всех парней, и вскочили они на лошадей, и сказал им: "Пойдем разрушим дома Джабаль Аль-Сид и превратим их камни в известку". Вышли в путь ночью. Эти идут через вади Милек, те - через вади Ара, и не знают друг про друга.
Пришли сыновья мухтара и всадники и богатыри из Джабаль Аль-Сид и выкорчевали яблони, груши и сливы шейха Абу Тахера, взяли их и поскакали обратно. Пришли парни из Умм Эль-Фахм и снесли дом мухтара, забрали с собой камни и повезли их домой. Вернулись и те, и другие по домам и увидели, что произошло. Взяли богатыри из Джабаль Аль-Сид выкорчеванные деревья, нарубили и сделали из них угли, а парни из Умм Эль-Фахм взяли камни из дома мухтара Джабаль Аль-Сид и сделали из них известку. Пришли и те, и эти в Дженин в базарный день, чтобы продать угли и известку, и встретились друг с другом, и началась большая свалка, и полилась кровь, и пришли полицейские, и посадили всех в тюрьму, и сидели долго. Позвали стариков и те помирили их. И шейх Тахер отдал свою дочь в жены сыну мухтара Джабаль Аль-Сид, и когда приходят жители Джабаль Аль-Сид в Умм Эль-Фахм, говорят им "ахлан ва-сахлан" [добро пожаловать], а когда приходят люди из Умм Эль-Фахм в Джабаль Аль-Сид, то вежливо говорят им "тфаддалу"[пожалуйста], но если встречают друг друга в пути, то начинают задирать друг друга, ссорятся и кричат.
Шепнул брат Абу Лаиша что-то богатырю, и тот встал на стул и сказал: "Приведите одного черного верблюда - с углями и одного белого - с известкой". Раступились все и освободили место, и привели верблюдов, и разгрузили поклажу, и насыпали кучу угля справа и кучу известки слева.
Шепнул брат Абу Лаиша богатырю и тот закричал "хус!", пока не стало тихо, потом встал и спросил: "Что сильнее - черное или белое?" Поднялся шум, угольщики кричат "черное", белильщики кричат "белое".
Велел богатырь принести семь мотыг, и дали их семерым, и сказал им богатырь: "Перемешайте угли с известкой". И встали, и перемешали две кучи, так что получился цвет не черный и не белый.
И стояли все, и видели, что нет ни сильного, ни слабого, и всё на своем месте, угли нужны для огня, а известка - для домов. И пока они там стояли, пошел сильный дождь и полил верблюдов с углями - угли размокли, и полил известку - известка нагрелась, и закричали верблюды, и разбежались между деревьями, и разбросали тюки. А богатырь стоит на своем стуле и кричит: "На все воля Аллаха! Все в руках Аллаха!". И увидели все мудрость его, и собрали верблюдов, и, устыдившись, разошлись по домам.
А глава угольщиков Субхи Абу Хашаб из Умм Эль-Фахм подошел к богатырю и к брату Абу Лаиша и сказал им: "Хлеб мой - ваш хлеб, дом мой - ваш дом, и дело для вас найдется". Переглянулись они, оседлали ослов и отправились к нему в Умм Эль-Фахм.
Увидели большую богатую деревню, а Субхи Абу Хашаб там богач из богачей, дом у него большой, просторный и много работников, и они отправляются в горы, собирают деревья и рубят их на кусочки. Субхи Абу Хашаб ездит верхом с длинным кнутом в руке и покрикивает на них, а они собирают дрова в кучи, а сверху наваливают землю и снизу делают дыру и сверху дыру и поджигают дрова, а сверху выходит дым, и подбрасывают дрова в огонь понемногу, и закрывают снизу, и открывают снова, все зависит от огня и от ветра, пока не превратится все дерево в уголь, и тогда разгребают пепел и раскладывают угли по мешкам, и приходят верблюды из Тубаса и из Джабаль Аль-Сид, из Ябруда и Наблуса и Месилат а-Дахр, и все покупают угли у Субхи Абу Хашаба за полновесную монету и он богатеет, а богатырь Абу Хелеф, который убил сотню и тысячу, скачет рядом с ним на коне, он у него приказчиком, а Мордехай Шемеш, брат Абу Лаиша, скачет рядом и что-то шепчет ему на ухо, и все довольны, и хлеб их хорошо пропечен,а мясо прожарено.

סיפורים, books, israel, people, middle east

Previous post Next post
Up