Церковь Кира и Иоанна на Солянке в Москве
и архитектурный тип "четверик со скруглёнными углами"
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2ЧАСТЬ 3
У храмов на Солянке и на Ордынке существует множество "архитектурных клонов". Эти московские храмы стали весьма популярны, а проекты их неоднократно копировались разными помещиками и прихожанами при строительстве церквей в сёлах и усадьбах. Следует сразу отметить, что в данном случае, мы имеем дело с весьма специфическим явлением. Церкви на Солянке и Ордынке были построены по императоркому заказу, да ещё и в ознаменование важнейшего политического события того времени - восшествия на престол Екатерины Второй. Таким образом для ктитора того или иного храма-повторения подобный заказ мог быть своеобразным проявлением "верноподданнического духа". Инициатива в равной степени могла исходить и от архитектора: всегда проще повторить свой собственный успех, чем сочинять что-либо новое. Также инициатором распространения повторений могло быть и Епархиальное начальство, что было нередким явлением.
С архитектурной точки зрения повторения церквей на Солянке и Ордынке можно разделить на три подгруппы по принципу ориентации на конкретный образец. Наиболее часты повторения церкви Кира и Иоанна на Солянке: пока удалось найти 11 таких клонов. Церковь Екатерины на Ордынке реже служила образцом для подражания, при этом все повторения (4шт.) этого храма довольно сильно варьируют иконографический образец. Ещё несколько храмов композиционно близки к московским памятникам, но при этом затруднительно сказать точно: каков был их прототип.
Наиболее раннее точно датированное повторение храма Кира и Иоанна на Солянке - это Покровская церковь в Омофорово (1769, Собинский р-н Владимирской обл., быв. Покровский у. Владимирской губ.) была построена помещиком Павлом Ивановичем Дубровским. Некоторые без особых впрочем оснований считают этого Дубровского прототипом знаменитого героя А.С.Пушкина (см.:
http://vladregion.info/articles/selo-omoforovo-zagadka-dubrovskogo). Предположительно храм в Омофорове является авторской копией Карла Бланка. К такому выводу приводит анализ форм памятника. В целом, храм близок церкви на Солянке, но в архитектуре много новых элементов, не присутствующих в образце. Церковь в плане вытянута с запада на восток. Центральный четверик со скруглёнными углами уравновешен с востока алтарной частью необычной трёхлепестковой формы, а с запада тождественным ей притвором. Притвор, форма которого усложнена боковыми экседрами, перекликающимися с экседрами алтаря, плавно продолжается, как бы вырастающей из него небольшой прямоугольной трапезной в два окна на фасадах. Завершает осевую композицию квадратная в плане трёхъярусная колокольня. Северный придел, расширевший трапезную, появился в первой трети XIX века.
Фасады имеют чёткие ордерные членения. Как и в московском прототипе, центральный четверик разделён на нижний ярус и верхний полуярус. Расположенные с севера и юга арочные входные порталы фланкированы сдвоенными тосканскими пилястрами (ранее перед входами располагались утраченные ныне колонные портики под треугольными фронтонами). В верхнем полуярусе пилястрам соответствуют сдвоенные филёнчатые лопатки. Пилястрами выделены края экседр алтаря и притвора, а также углы трапезной и нижнего яруса колокольни. Средний полуярус колокольни соответствует полуярусу четверика и прорезан сходными с ним проёмами. Верхний ярус звона со стройными арками, как и в прототипе, обработан пилястрами и волютами на срезанных углах.
Интересны превосходные, но, к сожалёнию, плохо сохранившиеся декоративные элементы фасадного убранства. Выразительные подчёркнуто стройных пропорций арочные окна под лучковыми сандриками - излюбленный мотив Бланка, использованный им ещё в Новоиерусалимском Соборе. Очень характерны для барокко наличники с фигурными ушами и серьгами. Необычна форма барабана, как бы повторяющая форму храма - четверик со скруглёнными углами. Сегодня почти утрачен лепной декор порталов четверика, когда-то оформленных скульптурами херувимов, сгруппированных по три, совсем как в церкви на Солянке. К сожалению при последнем грубом ремонте многие детали были утрачены. В частности, например, овальные люкарны купола зашиты под кровлю.
Рядом с храмом расположен двухэтажный каменный усадебный дом помещиков Дубровских. Лаконичная, но благородная архитектура дома выдержана в духе раннего "безордерного", или как его ещё называют "филёнчатого" классицизма.
Самое большое количество повторений церкви Кира и Иоанна (причём довольно точных) находится в Рязанско-Тамбовско-Тульском регионе. Это заставляет предположить возможность использования одного и того же проекта в рамках данного региона.
Наиболее близок к прототипу Казанский храм в Копнино (1780-85, Чучковский р-н Рязанской обл., быв. Сапожковский у. Рязанской губ.). Храм был построен надворным советником Михаилом Александровичем Свищевым, впоследствии давшим деньги также на расширение здания в 1804 году. К сожалению, утрачены трапезная и колокольня - поэтому судить об их формах трудно. Однако сохранившийся четверик со скруглёнными углами и прямоугольный алтарь - практически идентичны архитектуре Киро-Иоанновской церкви вплоть до деталей. Здесь и разорванный волютообразный фронтон на сдвоенных пилястрах, и овальные люкарны, и наличники с ушами и лучковыми сандриками, наконец, сама форма алтаря с фасадами в два окна и филёнками над ними, а также барабан, украшенный волютами. Правда декор выполнен плоскостно и не слишком умело. Главным же отличием церкви в Копнино являются очень стройные пропорции самого здания и оконных проёмов. Стоит отметить, что подобный приём был весьма характерен для работ Карла Бланка (вспомним хотя бы Новоиерусалимский собор, или церковь в Подмосковном Воронове).
Другое повторение, явно строившееся по одному проекту с предыдущим - Казанская церковь в Воейково (1781, трапезная - 1836, Милославский р-н Рязанской обл., быв. Данковский у. Рязанской губ.). Храм был создан помещиком Сильвестром Васильевичем Муромцевым. Первоначальная, видимо продольная композиция, сходная с церковью на Солянке, позднее была искажена пристройкой огромной трапезной в ампирных формах с эффектным двухбашенным западным фасадом. Трапезная сама по себе - шедевр, но совершенно не сочетается с более ранним храмом. Так часто бывает. Тем не менее, ядро храмовой структуры в виде четверика с грубовато скруглёнными углами сохранилось нетронутым (рис. 11). К двусветному четверику примыкает пониженный прямоугольный алтарь. Фасадный декор, как и в Копнино, уплощён и несколько огрублён. Однако все основные элементы московского прототипа на месте.
Церковь Михаила Архангела в Булычёво (1793, Пронский р-н Рязанской обл., быв. Пронский у. Рязанской губ.), вероятно, создана не без влияния двух предыдущих рязанских построек. Заказчиком был генерал Павел Иванович Фон-Визин (брат знаменитого драматурга). Общая композиция довольно точно воспроизводит московский прототип, при этом суховатый декор уже выдержан в духе раннего классицизма. Центральный четверик со скруглёнными углами дополняют прямоугольные алтарь и притвор в два окна по фасадам (притвор чуть длиннее алтаря). Утраченная колокольня была, скорее всего, прямоугольной в плане. Так же как и в прототипе сохраняется поярусное членение фасадов, схожи разнообразные типы окон: крупные арки четверика, мелкие окошки верхнего полуяруса и небольшие окна с лучковыми перемычками в алтаре и притворе. Спаренные тосканские пилястры фланкируют крупные арки входов на фасадах четверика. На пилястры опирается едва прорисованный треугольный фронтон. Все барочные элементы заменены более сдержанными: рокайль на верхних парных лопатках сменили филёнки и розетки, вместо пилястр фасады притвора и алтаря членятся лишь вертикальными нишами. Необычна массивная кубическая венчающая глава с раскрепованными углами, поставленная на крутом своде, прорезанном люкарнами (заложены) по странам света.
Ранняя дата Покровской церкви в селе Богучарово (1763, Киреевский р-н Тульской обл., быв. Крапивенский у. Тульской губ.) несколько сомнительна. Заказчиком был помещик премьер-майор М.С.Извольский. Храм, в целом схожий с церковью на Солянке, тем не менее, довольно сильно упрощён. В некоторой сухости декора и геометрической угловатости форм уже сказывается влияние раннего классицизма. Центральное ядро - четверик со срезанными углами, в которых сделаны окна. С востока примыкает прямоугольный алтарь. Западный притвор и колокольня утрачены. Декор состоит из тосканских пилястр, поддерживавших фронтоны над порталами. Прямоугольные окна обрамлены скромными наличниками с прямыми сандриками, украшением порталов служат волюты - единственный мотив барокко в архитектуре храма. Стоит отметить, что все детали выполнены в огрублённых формах.
Никольская церковь в селе Пластово (1780, Алексинский р-н Тульской обл., быв. Алексинский у. Тулькой губ.), выстроенная по заказу помещика С.В.Муромцева (заказчика храма в селе Воейково), ныне сильно руинирована. В храме села Пластово был повторён тот же проект, что и в Воейковской церкви. Однако здесь внесены некоторые изменения: в частности добавлена рустовка скруглённых углов и боковые притворы с севера и юга (ныне почти утрачены).
Троицкая церковь в г.Шацке (1773, Рязанской обл., быв. Тамбовской губ.) хотя и в лапидарных формах, но довольно старательно копирует храм Кира и Иоанна. Композиция с ядром из четверика со скруглёнными углами обладает всеми деталями прототипа: сдвоенными пилястрами и лопатками, арочными окнами, нишками над окнами алтаря, люкарнами купола и т.д. Однако кирпичный декор выполнен крайне примитивно: присущая барокко пластичность здесь совершенно отсутствует. С запада примыкает крупная трапезная (предположительно более поздняя).
Церковь Богоявления в Старом Берёзове (1802, Сасовский р-н Рязанской обл., быв. Елатомский у. Тамбовской губ.) повторяет образец менее точно. Композиция имеет ярко выраженную осевую направленность. К мощному двусветному четверику со скруглёнными углами, дополненному с востока прямоугольным алтарём, с запада примыкает удлиненная трапезная и квадратная в основании трёхъярусная колокольня. Характерны перекликающиеся членения четверика и колокольни: ярус - полуярус. Лапидарно исполненный декор лишь отдалённо напоминает о сочном барокко Бланковских построек. И всё же опять мы встречаем сдвоенные пилястры и лопатки, барочные «уши» наличников, правда, огрублённые почти до неузнаваемости; на срезанных углах верхнего яруса звона колокольни - знакомый мотив волют.
Покровская церковь в селе Стандрово (1791, Теньгушевский р-н респ.Мордовия, быв. Темниковский у. Тамбовской обл.) сходна с храмом в близлежащем Шацке. Наивно-огрублённая трактовка барочного декора свидетельствует о провинциальности памятника. Тем не менее, прототип скопирован весьма точно: к центральному четверику со скруглёнными углами примыкает прямоугольный алтарь с узнаваемыми фасадами "в два окна". Отличаются вытянутые пропорции окон верхнего света четверика, делающие их почти равными нижним окнам. Крупная прямоугольная трапезная вероятно более поздняя.
Церковь Покрова в селе Тростяное (1800, Задонский р-н Липецкой обл., быв. Задонский у. Воронежской губ.) была выстроена помещиком генерал-майором Хрущёвым. Храм сходен с предыдущим необычными вытянутыми пропорциями верхнего полуяруса основного четверика со скруглёнными углами. В остальном он сохранил большее сходство с московским первообразом: на месте короткий западный притвор и трёхъярусная колокольня.
Храм Спаса Нерукотворного в селе Ратмирово (1776, Тутаевского р-на Ярославской обл., быв. Борисоглебский у. Ярославской губ.) была построена предводителем дворянства Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев) Иваном Яковлевичем Дедюлиным. Несмотря на раннюю дату, храм выстроен в довольно обобщённых переходных формах от барокко к раннему классицизму. Центральное ядро в виде четверика со скруглёнными углами прочитывается, однако в целом памятник далёк от буквального следования прототипу. К тому же храм сильно изуродован последним ремонтом, во время которого фасады были густо зацементированы. Т.о. здесь уже можно лишь осторожно предполагать ориентацию на московские храмы круга Карла Бланка.
Следующие 4 постройки можно условно объединить в подгруппу храмов-повторений, ориентированных в большей степени на церковь Екатерины на Ордынке, нежели чем на храм Кира и Иоанна на Солянке. Загадочна история создания церкви Знамения в селе Роща Ладинское-тож (Тарусский р-н Калужской обл.). Село Ладинское в XVIII веке принадлежало роду Голициных. Из историко-старитистического описания Н.И.Де-Рошефора известна дата постройки этого храма - 1757 год. Однако датировка вызывает сомнения. Стилистически церковь в Роще представляет собой достаточно яркий пример барокко. При этом архитектура памятника свидетельствует о явном заимствовании форм храмов на Солянке и Ордынке, а, следовательно, о более поздней дате.
Церковь в 1870-х годах, была перестроена по проекту архитектора П. Е. Баева. С юга возвели придел, выдержанный в стилизованных псевдобарочных формах. В первоначальном виде постройка имела выраженную осевую композицию с элементами крестообразности. План и объёмная композиция церкви в Роще весьма близки к церкви Екатерины на Ордынке. В основе композиции крупный двусветный четверик со скруглёнными углами, вокруг которого сгруппированы пониженный алтарь, симметричные прямоугольные боковые притворы и вытянутая на запад узкая трапезная.
С запада композиция дополнена трёхъярусной колокольней с квадратным основанием. Интересна форма алтаря в виде прямоугольника с подковообразным выступом - практически идентичная храму на Ордынке.Фасадные членения церкви в Роще также близки московскому прототипу и другим храмам-повторениям. Нижний ярус четверика, а также алтарь, притворы и трапезная обработаны пилястрами тосканского ордера. Верхний полуярус четверика отмечен раскреповками стены.
Большое сходство с церковью на Ордынке присутствует в оформлении оконных проёмов: арочных на скруглённых углах четверика и с лучковыми перемычками - в алтаре, и трапезной. Наличники арочных окон четверика с фигурными фартуками и лучковыми сандриками имеют немало сходства с оконными наличниками в церкви на Солянке. Более своеобразны наличники в алтаре и трапезной, завершённые изогнутыми бровками, высоко поднятыми над перемычками окон. Интересен фасад сохранившегося северного притвора Рощинской церкви, увенчанный лучковым фронтоном. Здесь над входным порталом расположено большое овальное окно «бычий глаз».
Примечательны белокаменные подоконные кронштейны с серьгами (мы увидим такие же в другом храме этой подгруппы). В архитектуре церкви в Роще есть и своеобразные черты, не встречающиеся в других храмах этого круга. Центральный четверик завершён купольной кровлей, которую прорезают не четыре, а восемь огромных овальных люкарн (диагональные ложные). Купол увенчан не цилиндрическим барабаном, а более архаичным восьмериком. С ним явно перекликается восьмигранный верхний ярус звона колокольни.
Однако в целом, не смотря на индивидуальные черты, церковь в Роще, на наш взгляд можно с уверенностью причислить к кругу повторений московских церквей Кира и Иоанна на Солянке и Екатерины на Ордынке. И таким образом, на основе стилистического и типологического анализа этот храм можно датировать примерно 1765-1770-ми годами.
В самом деле, принимая датировку 1757 годом, мы вынуждены были бы констатировать, что в провинциальном храме под Тарусой был воплощён архитектурный замысел, который позднее, через целых шесть лет будет использован столичным архитектором Бланком при выполнении заказа императрицы. Трудно представить, чтобы Бланк воспользовался для столь почётного и важного заказа вторичным проектом, да ещё и использованным в провинции. Маловероятным кажется и случайное совпадение архитектурных форм. Гораздо логичнее и исторически правдоподобнее выглядит ситуация заимствования мотивов известного столичного памятника в провинциальной постройке.
В основе одтельной линии храмов-повторений, соединяющей продольную ориентацию с крестообразностью, лежит церковь Рождества Христова в Вишнякове (1764-1775, Раменский р-н Московской обл.). Заказчиком был помещик Захар Петрович Евлашёв (и его жена Ирина Гавриловна). З.П.Евлашёв был братом архитектора Алексея Петровича Евлашёва, в чьей команде ещё до работы в Новом Иерусалиме служил Карл Бланк. Возможно, эти связи сыграли свою роль в выборе проекта для усадебной церкви.
Ещё в середине 20 века И.Э.Грабарь высказывал версию, что автором храма в Вишнякове был сам А.П.Евлашёв. Однако академик почему-то не учёл тот факт, что архитеткор Евлашёв умер в 1760 году. Версия Грабаря не выдерживает критики тем более, что очевиден источник, которым вдохновлялся автор церкви в Вишнякове - это храм Екатерины на Ордынке.
Так или иначе, крестообразная композиция Вишнякова весьма схожа с церковью на Ордынке, хотя планы двух построек всё же разнятся. Крестообразность в Вишняково выражена даже сильнее, чем в московском прототипе. Вдобавок, композиция усложнена пятиглавием. В целом план стал более геометричен: исчезли полукруглые экседры, доминируют прямые углы. Но присутствует то же композиционное ядро - четверик со скруглёнными углами. Интересно различие в стилистике двух храмов. К моменту своего окончания (1775) церковь Екатерины на Ордынке архитектурно устарела. В столицах барокко успело выйти из моды. Вишняковский храм выдержан уже в новой несколько суховатой стилистике раннего классицизма.
В декоре фасадов применён строгий тосканский ордер, однако структура фасадных членений сходна с прототипом. Центральный четверик состоит из нижнего яруса и верхнего полуяруса, отделённого карнизом и мощным белокаменным поясом над ним. Одноярусные алтарь, притворы и трапезная обработаны пилястрами, сдвоенными по краям объёмов. Фасады алтаря и притворов увенчаны треугольными фронтонами. Интересно, что в отличие от церквей на Ордынке и Солянке, равномерные горизонтальные членения трёхъярусной колокольни, прорезанной во всех ярусах стройными арками, не совпадают с членениями центрального четверика.
В литературе (в т.ч. каталоге памятников архитектуры Подмосковья) колокольня и продолговатая трапезная датируются более поздним временем (началом XIX века). Т.о. предполагается, что изначально церковь имела чисто центрический план в форме греческого креста, а позднее его удлиннили к западу. Эта вполне логичная картина не подтверждается однако исследованием кирпичной кладки, которая во всех частях храма датируется одним периодом (кладка верстовая; 29х14х7,5 см; затирка переходящая в пустошовку). Необычно, что трапезная отделена от центрального храмового четверика глухой стеной (судя по кладке, вроде бы более поздней, на плане она не показана). Известно, что в тапезной был Казанский придел.
У церкви в Вишнякове и храме на Ордынке различна трактовка оконных проёмов. Строгие наличники прямоугольных окон украшены прямыми сандриками. При этом некоторые декоративные детали очень сходны с Бланковскими: особенно лежачие овальные окна «бычьи глаза», расположенные на фасадах притворов, а также волюты на барабанах.
Интересны подоконные кронштейны с желобками и серьгами, выполненные из белого камня в формах, характерных скорее для барокко, чем для классицизма. (С этой деталью мы уже сталкивались в Рощинской церкви). Напоследок стоит отметить, что весь декор выполнен из белого камня - особенность, говорящая о высококачественном мастерстве исполнителей.
У храма в Вишнякове есть почти точная копия. Никольская ц-вь в Железцово (1776-1779; 1810, Дзержинский р-н Калужской обл.), сооружённая в своей усадьбе бригадиршей Анной Фёдоровной Тургеневой (прабабкой знаменитого писателя), была подробно исследована реставраторами. Ярко выраженная крестообразная композиция, некоторая жёсткость рисунка плана, а также пропорции проёмов и членений роднят памятник с подмосковным Вишняковым. В основе композиции чётко очерченный двусветный четверик со скруглёнными углами, в которых расположены окна. С боков к нему примыкают пониженные прямоугольные объёмы алтаря, притворов и сильно вытянутой в длину трапезной. Края объёмов выделены сдвоенными лопатками, некрупные прямоугольные окна заглублены в плоские ниши.
В начале XIX века Железцово перешло в приданое за Варварой Дмитриевной Тургеневой к Сергею Ильичу Муханову, шталмейстеру и статс-секретарю императрицы Марии Федоровны. При нём церковь была перестроена. Интересно, что семейному по преданию было принято считать храм творением графа Б.Ф.Растрелли (что, конечно мало вероятно и скорей всего является традиционным для дворянских семей XIX века заблуждением). Однако, исходя из этого, вроде бы выглядит вполне убедительным предположение реставраторов, что первоначально храм имел пышную барочную декорацию в стиле Растрелли-Бланка, позднее заменённую сухим ампирным декором.
При перестройке были сбиты лопатки верхнего полуяруса центрального четверика, также, по видимости, утрачены капители пилястр и наличники окон. Взамен над окнами появились выложенные в кирпиче веерные замки. Изначально отдельно стоявшая колокольня была соединена с храмом посредством удлинения трапезной. Однако характер композиции и некоторых деталей говорит в пользу того, что образцом для подражания в данном случае, скорей всего, было именно подмосковное Вишняково, а не столичные постройки Бланка. Например, прямоугольная форма окон, а также лежачая овальная ниша, над окном алтаря, перекликающаяся с овальными окнами в Вишняковском храме. Таким образом, предположение о том, что первоначальная декорация имела барочный характер, может быть подвергнуто сомнению. Вполне возможно, что храм в Железцово, подобно Вишнякову, был выдержан в духе раннего классицизма.
Другое довольно точное повторение проекта храма в Вишнякове - церковь рождества Богородицы в Кабаличах (1768-79, Брянский р-н Брянской обл.). В основе крестообразной композиции очень высокий четверик со срезанными углами, в которых размещены окна. Структурное ядро уравновешенно прямоугольным алтарём, притворами и трапезной. Между окон и по краям объёмов расположены лопатки. Тот факт, что углы четверика не скруглены, а срезаны, объясняется архаичностью архитектуры. На первый взгляд, здесь можно лишь с осторожностью говорить о повторении проектов Бланка. Однако всё же ряд черт выдаёт родство этого храма с московскими памятниками. Характерно количество окон на фасадах трапезной (по три), а также членение прямоугольной колокольни (позднее надстроенной) на три яруса с промежуточным полуярусом. Наконец рисунок наличников с ушами и треугольными сандриками роднит постройку с церковью на Ордынке.
Храмы интересующего нас типа широко распространились в 3-й четверти XVIII века. Многие из них имеют лишь общее типологическое сходство с храмами на Солянке и Ордынке. Про такие провинциальные памятники довольно сложно сказать: какой прототип лежал в основе их архитектуры. Церковь в Анохино (1760-80, Щучье, Орловский р-н, Орловской обл.) композиционно почти центрическая, имела дробный кирпичный декор в переходном стиле от барокко к классицизму, ныне практически утраченный. Интересны плавные скругления углов притворов и алтаря.
Крестообразное ядро ц-ви в селе Большое Тёплое (1770-80, Мценский р-н Орловской обл.) из четверика со срезанными углами, симметричными пониженными притворами и алтарём, при перестройке конца XIX в. было дополнено с запада несколько неуклюжей колокольней с восьмериком в завершении. Характерны фасады боковых притворов с круглыми окнами верхнего света.
Церковь Рождества Богородицы в Большом Скуратово (1767, Чернский р-н Тульской обл.) строилась по тому же проекту, что и предыдущая. Над прямоугольными притворами и апсидой с выразительными круглыми окнами на торцевых фасадах первоначально возвышались глухие главки. Это сближает храм с проектами круга церкви села Вишнякова. Центральный четверик со срезанными углами увенчан громоздким куполом очень большой стреловидности и необычным квадратным барабаном, очень похожим на барабан церкви в Омофорове.
Крестообразный план ц ви в Никольском (1775, Белгородский р н Белгородской обл.) имеет продольную ориентацию, благодаря несколько вытянутой в длину трапезной. К северу от храма расположена отдельно стоящая колокольня.
Перейдя в XIX столетие, тип четверика со срезанными углами стал почти универсальным для культового строительства, хотя и гораздо менее употребительным, чем например ротонды. Успенская церковь в Шульгине (1806, Селивановский р-н Владимирской обл.) является характерным примером храма такого типа.
Воскресенская церковь в Нагишах, (1837, Скопинский р н Рязанской обл., быв. Тульская губ.). В середине века этот тип уже в рамках совершенно новой стилистики вошёл в состав образцовых проектов.
Литература:
1) Русская архитектура первой половины XVIII века. Материалы и исследования. Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1954. С. 394.
2) Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820 е годы). Сост. и науч. Ред. А. Ф. Крашенинников. М., 2004. С. 36.
3) Теннер Д. Д., Бутырин Д. А. и др. Памятник архитектуры XVIII в. в селе Железцеве Калужской области // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982. Л., 1984. С. 478-487.
4) Описания и алфавиты к Калужскому атласу. Ч. I. Тарусский уезд. СПб. 1782; Рошефор Н. И. Опись церковных памятников Калужской губернии. СПб., 1882. С. 333.
5) Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1996. Т. 3. С. 124, 415.
6) Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. С. 456.
7) Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895.
8) Андриевский А. Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911.
9) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская обл. М., 1998; Владимирская обл. ч. 1. М., 2004; Тверская обл. ч. 1. М., 2003; Рязанская обл. ч. 1. М., 2013.
10) Чижков А. Б., Зорин А. А. Калужские усадьбы. М., 2007. С. 110-111.
11) Чижков А. Б. Тульские усадьбы. М., 2011. С. 20, 87.
12) Чижков А. Б., Графова Е. А. Рязанские усадьбы. М., 2013.
Спасибо за внимание!