Саграда Фамилья

Aug 10, 2014 00:53

Давненько, не брал я в руки шашек...
Посетители сего журнала вероятно соскучились по картинкам.
Это непростительное упущение следует исправить!
Представляю вашему вниманию мою съёмку
Барселонского собора Саграда Фамилья,
сделанную в 2014 году...

Temple Expiatori de la Sagrada Família
Искупительный Храм Святого Семейства




Один из популярнейших мировых архитектурных шедевров был спроектирован знаменитым каталанским архитектором и патриотом Каталонии Антонио Гауди в 1883 году. Однако строительство началось ранее... В 1874 году возникла идея построить в новом окраинном и бедном районе Барселоны церковь Святого Семейства. У истоков этого замысла стояло религиозное "Общество почитателей Св. Иосифа" во главе с книготорговцем и благотворителем Хосе Мерия Бокабелья. Долгое время шёл сбор пожертвований. Наконец в 1882 году произошла закладка здания. Автором первого проекта был архитектор Франсиско дель Вильяра. По его замыслу собор должен был представлять собой образец довольно типичной для Европы конца XIX века неоготики. Формы храма должны были археологически точно воспроизводить формы и декорацию готических соборов. Новаторской была идеологическая сторона постройки. Основная идея программы нового сооружения (довольно, впрочем, спорная с богословской точки зрения) была в том, чтобы прославить семью Иисуса Христа и его мирской жизненный путь. Также в программе было задано пропагандирование традиционных ценностей и общественно полезного труда. Подобные "позитивные" идеи были популярны в искусстве второй половины XIX века. Можно вспомнить хотя бы пре-рафаэлитов (картина "Христос в родительском доме" Джона Миллеса). Строительство было начато в 1882 году. Однако архитектурный замысел Вильяра по каким-то причинам не устроил заказчиков, и в 1883 новым архитектором проекта стал Гауди.




Для начала он завершил начатую постройку предшественника, возведя крипту (подземная церковь с венком капелл). Она была завершена в 1891 году. Затем в 1893 году была построена алтарная часть (хор) и капелла Санта Мария Розарио. Эти части здания заметно отличаются от прочих своей подчёркнуто традиционной стилистикой в духе неоготики.



Капелла Санта Мария Розарио. Вверху у ног Марии: Св. Доминик и Св. Екатерина, внизу: царь Давид, играющий на псалтири и царь Соломон, пишущий законы.



То же. Деталь. Свод капеллы имеет необычную форму, близкую к треугольнику, и завершается фонариком, что придаёт пространству дополнительное измерение и фантастичность.



Наконец в 1892 году Гауди начинает постройку наиболее выразительной части здания - Фасада Рождества. Стоит ввести небольшое разъяснение: базилика Саграда Фамилья по образцу Ватиканской базилики вытянута приблизительно с запада на восток. Таким образом, алтарь находится на западе (а не на востоке, как в Православных храмах). По замыслу Гауди у собора должно быть три разных фасада: Фасад Рождества (северный), Фасад страстей Христовых (южный) и Фасад Славы Господней (восточный). Сегодня возведены северный и южный фасады. Восточный начинают строить. У каждого фасада по 4 башни (12 башен, каждая в честь Апостола). Параболическая форма башен, устремлённых ввысь создаёт обобщённый образ готической архитектуры. Над средокрестием должна быть возведена гигантская центральная башня, завершённая маяком в виде креста. Её должны фланкировать четыре малых башни. А рядом будет ещё и пятая - над алтарём. Поистине замысел грандиозен.

Гауди дожил только до возведения части Фасада Рождества и одной его башни (Апостола Варнавы). В 1926 году архитектор шёл как обычно домой со стройки своего величественного собора, да вот незадача - загляделся на своё собственное творение в лучах вечернего солнца и... попал под трамвай. Трагическую смерть барселонского гения оплакивал весь город. Однако затем вавилонская стройка надолго прекратилась. Прежде всего сказалась внезапная смерть Гауди. Однако затем в Испании началась гражданская война, и тут уж было не до строительства (тем более, что сепаратистски настроенная Барселона не вызывала доверия у Франко). Только после войны в 1952 году постройку возобновили под руководством архитектора Кинтана. В 1954 году начали возводить Фасад Страстей (эскизный проект Гауди успел сделать ещё в 1911 году). В 1978-2000 годах соорудили основное тело собора: нефы и трансепт. В конце 2000-х годов объём был подведён под крышу. Но строительство ведётся и по сей день, и едва ли скоро кончится...

Гауди был поистине мотором грандиозной стройки. Он работал с большим энтузиазмом. Архитектор придумал не только оригинальную систему конструкций с параболическими сводами и арками, но и разработал программу скульптурного убранства фасадов. В качестве моделей для статуй выбирались простые люди с улицы. Гауди желал точно следовать натуре и поэтому моделей фотографировали в позах будущих статуй, а с некоторых людей даже делали слепки. Фасад имеет три портала, названные по именам трёх христианских добродетелей: Портал Веры, Портал Надежды и в центре - Портал Любви (иногда правда называемый Поталом Милосердиея, что как бы это сказать... наводит на размышления)))



В целом фасад Рождества получился даже несколько перенасыщен скульптурой, подобно рождественской ёлке, увешанной игрушками. Эта ассоциация - главная, которая возникает при взгляде на сооружение - видимо имелась в виду и самим автором. На самом верху между башнями установлено скульптурное изображение ели - "Древа Жизни". Хотя конечно, глядя на нагромождение глыб камня, также естественно напрашивается сравнение со скалой.



Помимо собственно Рождества, затерявшегося в пенящемся каменном кружеве (сцена расположена непосредственно над входным порталом, на колонне), здесь можно увидеть поклоняющихся волхвов (слева) и пастухов (справа), музицирующих ангелов, Воплощение Слова Божьего (в центре) и Коронование Марии (в самом верху). Но это ещё не всё! Если приглядеться внимательно, то вся поверхность фасада усеяна изображениями разной живности от собачек и птичек до фантастических животных, растительных мотивов, и даже знаков зодиака. Стоит отметить, что не все скульптуры были выполнены при жизни Гауди. В то время главным скульптором был Хуан Матамала. Скульптура Рождества сделана Ж.Бускетсом в 1958 году. Более светлые статуи - это дополнения 1980-х - 2000-х годов, выполненные по эскизам Гауди японским скульптором Ицуро Сотоо.



Коронование Марии - типичный сюжет на фасадах готических соборов. Новшеством здесь является изображение Иосифа (слева). Тема явно указана заказчиками - обществом почитания Св. Иосифа.



Трубящие ангелы.



Входы в собор охраняют скульптуры черепах, подпирающих колонны. Черепах две: считается что одна одна сухопутная, другая морская (хотя лично я не нашёл между ними различий).



Войдём внутрь храма! Северный трансепт - единственное, что было построено самим Гауди в интерьере. Здесь тоже всё ещё чувствуется дыхание историзма и неоготики, однако архитектурные мотивы уже слегка стилизованы.



Хор (алтарная часть), как и основное пространство уже выдержан вполне в новых формах того, что на каталанском называют "Modernissmo", у нас бы назвали "Модерном", а по французской терминологии - "Art Nouveau". Но модерн Гауди чрезвычайно индивидуален и довольно разнообразен. Сам архитектор прошёл немалую эволюцию на пути к всеми узнаваемым "витальным формам". Трудно сказать, насколько интерьер Саграда Фамилья соответствует первоначальному замыслу (в частности столь активное использование электрических осветительных приборов, вероятно, было внедрёно в последствии), но основа конструкции с параболическими арками и образ леса ребристых столбов и "нервюр-костей" действительно восходит к эскизам Гауди.



На светящихся овальных лампионах, установленных в капителях (или скорей суставах,)) колонн, нарисованы символы Евангелистов. В целом пространство производит двойственное впечатление: с одной стороны чувствуется что-то очень новаторское, а с другой - в сущности готика, она и в Африке готика,))



Свод среднего нефа со звёздами-плафонами.



Система стен с балконом эмпор. Цветные витражи, сочетающие фигуративные изображения и абстрактные формы, чередуются, постепенно меняя окраску от окна к окну, что вызывает ассоциации со сменой времён года.



Деамбулаторий (заалтарный проход)



Капелла деамбулатория и орган.



Над алтарём висит своеобразный светильник-балдахин со стилизованным распятием. Это чудо... природы, насколько я знаю, к Гауди уже не имеет отношения.



Сам по себе абажурчик неплох, но скрюченный гимнаст вместо Христа - это конечно дань современному католическому искусству, находящемуся сегодня, как и всякое искусство вообще, в большом упадке. (Вспоминается наш Фёдор Михалыч у Ленинской Библиотеки,)))



Своды.



Вид на из среднего нефа на восток.



На востоке неф завершается гигантским окном на всю высоту здания. Перед окном возвышается необычная скульптура не то рыцаря с щитом, не то пророка со свитком. Это творенье современного скульптора Жузепа Мария Субиракса, который работает над украшением Саграде Фамилья с 1987 года.



Субиракс прославился, благодаря скульптурам Фасада Страстей. Стилистически статуи довольно узнаваемы по своим квадратным головам. Вообще всё сделано с претензией на какой-то повышенный экстатический экспрессионизм, а по сути довольно грубо. Слегка напоминает нашего Вучетича.



Фасад Страстей из под входного пандуса. Под фасадом есть вход в крипту, в части которой расположен музей строительства собора с фотографиями и моделями. Пройдя музей насквозь, можно снова оказаться...



У Фасада Рождества. Теперь нам предстоит самое интересное...
забраться на башни этого фасада.



Высота башен Фасада Рождества - около 100 метров, более поздние башни - чуть выше. Примерно до трети высоты внутри каждой башни идёт винтовая лестница. Но подняться можно и на современном лифте, вмонтированном в одну из башен. На высоте около 30 метров лестница заканчивается. Здесь начинается пустотелый шпиль (на фото колодец внутри шпиля). Между двойными стенками шпиля проходит другая, совсем узенькая лесенка (вдвоём не развернуться), которая то и дело прерывается выходами на балконы и хитрыми переходами в соседние башни. На высоте около 50 метров две средние башни соединяются мостиком, увенчанным статуей Древа Жизни (см. выше).



Колодец внутри шпиля. Видны круглые софиты подсветки.



Винтовая лестница в основании башни. По ней посетители спускаются обратно. Ну и естественно останавливаются на каждом шагу, чтобы запечатлеть сие живописнейшее пространство. Короче говоря... enjoy it,))















Последний взгляд вверх, на пройденный путь... дух захватывает!
Ну, пора и на выход,)



Пока мы тут гуляли, на улице уже стемнело.



При ночном освещении Саграда Фамилья особенно живописно смотрится.
А тем более живописно двоится грандиозный собор, отражаясь в пруду, подобно граду Китежу.

Ну а нам пора прощаться...
До новых встреч!

история, отражения, Испания, Барселона, архитектура, Каталония, модерн, Гауди Антонио, изыски умственные, модерниссмо, фото

Previous post Next post
Up