Архитектурный Онанизм

Feb 09, 2012 16:53

Продолжение продолжения...

ЧАСТЬ 3



071 Раймонд Хууд и др.: Нью-Йорк. Рокфеллер-центр 1932-1933

Небоскрёбы производят ещё одно, совершенно иное впечатление. И впечатление это, пожалуй, гораздо сильнее всех прочих. Это впечатление какой-то первобытной, хтонической, природной массы: это поистине не сооружения человека - это гигантские осколки скальной породы, вырвавшиеся из-под земли в результате какого-то непонятного катаклизма. (Ну, в лучшем случае, доисторические менгиры, поставленные некими сказочными великанами).




072 Вид «горы» вверх

Лучше других это олицетворяет знаменитый Рокфеллер-центр. Очевидно, поводом для нарочитого сходства с горой стала фамилия заказчика. Однако помимо каламбурности внешнего облика, комплекс (в котором, кстати, разместился офис Radio Corporation of America, дочки General Electric) задумывался до отказа переполненным смыслами. Предельную лаконичность архитектурных форм компенсирует изысканно-кичёвая, если так можно выразиться, декорация Ar-Deco: разного рода барельефы, фрески и мозаики в изобилии украшают фасады и парадные интерьеры.



073 Лии Лори: «Золотые Врата Рая»: Рельефы, изображающие благоденствие

Причём иконографическая программа изображений пронизана бесчисленными аллегориями: просвещения, образования и мудрости, научно-технического прогресса и успешного бизнеса.



074 Лии Лори: Мудрость. Панно над входом в Рокфеллер-Плаза

Несмотря на попытки прикрыться библейской цитатой из Исайи про мудрость, выбитой на фасаде, совершенно очевиден языческий характер этого храма нового культа «Радио, Электрификации и Маммонизма». Недаром коммунистический первомай Риберы пришёлся Рокфеллерам не по душе.



075 Атлант



076 Прометей



077 Меркурий

Здесь свой пантеон богов, включающий Атланта с Прометеем и возглавляемый, конечно же, Меркурием. Вспомните Юнговского Алхимического Духа-Меркурия, законопаченного в башню с медным деревом и производящего золото из ничего!



078 Низвержение Невежества. Мозаика

Есть тут и свои аналогии «Страшного Суда», обычно изображавшегося на западной стене Христианской церкви. Свои праведники и грешники. Так один из страшнейших грехов религии Просвещения - невежество - изображён ниспровергнутым божественным огнём.



079 Небесный огонь: «Башня» Таро



080 Падение 11 сентября

Но ведь нельзя забывать, что и сами горы низвергаются посредством того самого огня, а в библейском изречении над входом в волшебную гору Рокфеллера, вероятно не случайно, опущен последний стих, где говорится про страх Божий.



081 Рокфеллер центр сверху

Метафорическое сравнение небоскрёбов с горами озвучил опять-таки О. Генри. (Горы - это те же небоскрёбы, только без лифта). И, казалось бы, оно также очевидно, как сравнение с Вавилонским зиккуратом. Но, в то же время, глядя на эти «соляные столпы», нельзя не осознавать всю их причудливую, я бы даже сказал, парадоксальную рукотворность.



082 Москва-Сити. Сверкающие кристаллы

Эти сверкающие кристаллы будто сотканы из тончайшей пряжи стекла и металла.











083 Гонконг: Ткань небоскрёбов

Действительно, при взгляде издалека, мельчайшая ячеистая структура небоскрёбов выглядит скорее как тонкое сетчатое плетение, как ткань. Особенно это видно в ужасающих своим масштабом дешёвых небоскрёбах Гонконга, где назойливая сетка окон-ячеек становится подобна знаменитому узору «tartan» на шотландских килтах.



084 Первобытный шатёр

И это уже отсылает нас не к Готике, но к первобытному жилищу, также сотканному из тростника и соломы, а подчас, и впрямь состоявшему из тканого навеса.



085 Циновка татами

В этом, навеянном Японией, «циновочном примитивизме» каркасно-навесной Модернистической архитектуры, конечно, присутствует некий, так сказать, глубокий смысл. Это явление, в некотором роде, симметрично той примитивизации, изобразительного искусства, которая произошла на рубеже XIX-XX веков.



086 Стиль «Синден». Интерьер спального зала.

С искусством и архитектурой Японии американцы познакомились ещё в 1876 году на знаменитой выставке в Филадельфии. Здесь целиком были представлены интерьеры стилей «синден» и «сёин», поражавшие западного человека лаконичностью форм и обилием пустого пространства.



087 Райт: Ривер Форест. Иллинойс. Дом Уинслоу 1893-1894



088 Райт: Чикаго. Дом Роби 1909

Вскоре японский стиль стал предметом активного заимствования и подражания. Не гнушался «японизмами» и знаменитый Фрэнк-Ллойд Райт.



089 Шехтель: Москва. Дом Рябушинского 1900-1902

Добралась японская мода в начале XX века и до России. Франц Шехтель с удовольствием использовал мотивы японских гравюр в декоре особняка Рябушинского.



090 Хокусай: Фудзи.

Традиционное искусство Японии, геометрически обобщённое и немногословное, подобно невзрачной с виду восточной сладости, обладало сильной концентрированностью, своеобразной сгущённостью стиля. Двумя-тремя штрихами японский художник создаёт законченный образ! Именно благодаря этому, после своего «открытия» европейцами в конце XIX века, «Японский стиль», оказал такое тотальное воздействие на зарождавшийся стиль Модерн. Однако эта прививка «стиля пустоты» оказалась едва ли не смертельной для Европейской традиции.



091 Ле Корбюзье: Пуасси. Вилла Савой 1928-1931

Как в живописи и скульптуре, так и в архитектуре, это своего рода «обнуление» всех стилей и жанров, скорее напоминающее крах биржи, не привело к рождению собственно новых форм. А именно их так активно пытаются найти в современных явлениях художественной жизни поборники «нового искусства». Зато все старые формы облетели с тела архитектуры, как осенние листы.

Продолжение следует...

история, Шехтель Фёдор (Франц), урбанизм, сёин, синден, Гонконг, ар-деко, небоскрёбы, первобытность, изыски умственные, Хокусай, авангард, башня, Райт Фрэнк Ллойд, Бог, падение, США, Рокфеллер, ликбез, огонь, архитектура, ткань, Япония, искусство, Нью-Йорк, бессознательное, Ле Корбюзье, О'Генри

Previous post Next post
Up