1.БК№302.Хабаровск.
В 1975 году в стране шло празднование 30-и летия Победы.Снимались новые кинофильмы о войне,сочинялись песни о подвиге народа-победителя, устанавливались новые монументы и памятники.
Не стал исключением и Хабаровск. 9 мая 1975 года, в городе состоялось торжественное открытие 4-х новых памятников: истребитель СУ-7Б(в честь Дальневосточных летчиков, 57-мм пушка ЗИС-2 (установлена в честь коллектива завода «Дальдизель») ,танк Т-34 (установлен в честь тружеников завода «Энергомаш» и танкистов Дальневосточников, участвовавших в боях ВОВ).
Четвертым памятником стал бронекатер №302,установленный в Северном микрорайоне в честь моряков-амурцев.
2.Моряки 49 дивизии речных кораблей на открытии памятника морякам-амурцам.5 мая 1975 года. Фото Николая Ларичева.
В годы Великой отечественной войны ,в Краснофлотском районе ,в Осиповском затоне и его окрестностях ,располагалась База Краснознаменной Амурской флотилии. И ,до 1945 года ,район так и назывался- База КАФ. А с 1945 стал называться Краснофлотским. Потому на границе района, не далеко от Амурского моста, и был установлен этот памятник.
К 1975 году КАФ уже не существовала (ее расформировали в 1953 году), наследницей ее традиций стала 49 Дивизия речных кораблей ТОФ. В 50-х года так ускоренно исполняли указание о расформировании флотилии и утилизации ее боевых кораблей и катеров, что к началу 60-х, когда начались проблемы с КНР, бронекатеров на Амуре остались считанные единицы и те у пограничников. Потому для новых речных сил первое время пришлось привлекать торпедные катера и катера торпедоловы .Ускоренными темпами перебрасывать с Дуная ранее законсервированные бронекатера -ветераны Великой Отечественной .Среди переброшенных бронекатеров оказался и БК-302.Вот его краткая история и ТТХ:
Малый ("днепровский") бронекатер предназначался для
тактической разведки речных сил противника, действий
по тылам и флангам сухопутных войск противника, для
переброски и обеспечения разведывательно-диверсионных
групп. Мореходность - 3 балла.
КЛАСС: бронекатер
НАЗВАНИЕ: БК-302
ТИП: пр. 1125/II (тип 1943/IV), типа БКА N`111 1938 г.
КОНСТРУКТОР (ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ):
Кюнстлер, затем Ю. Ю. Бенуа (Речсудопроект)
МЕСТО ПОСТРОЙКИ, СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
г. Молотов (Пермь), завод N`344
СТРОИТЕЛЬНЫЙ No: 153
ЗАЛОЖЕН: .07.1943
СПУЩЕН НА ВОДУ: 1944
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СТ/ПОЛ, т: 30,8 / / 31,5
ДЛИНА х ШИРИНА х ОСАДКА, м: 22,65 х 3,54 х 0,60 (выс. палубы 0,91)
СКОРОСТЬ МАКС/ЭКОНОМ, узл: 13,6(по теч), 10,8(против теч) / 11,9(по теч), 8,1(против теч)
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ (ПРИ СКОР.), МИЛЬ: 178(по теч), 121(против теч)
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: Бенз. "Паккард" 4M-2500-W-12 1200 л.с.; 1 ДГ ГТ-4563-А (24 В)
ДВИЖИТЕЛЬ: 1 винт
ЭКИПАЖ ВСЕГО (ОФИЦЕРОВ), чел: 12 (1)
АВТОНОМНОСТЬ, сут: 2; зап. топл. (бензина Б-70) /1,24 т
БРОНИРОВАНИЕ, мм: Б-7 Тр-4 П-4 Р-7/4 Бш-45/20
ВООРУЖЕНИЕ:
ШТУРМАНСКОЕ: м/к 127-мм (1) и 75-мм (1), ручной лот
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ: 1х1 - 76,2мм "Ф-34" (168) баш., 1 - 12,7мм "МТУ-2", 1 - 7,62мм "ДТ"
МИННОЕ: 4 - "Р" или 6 - "Мираб"
СВЯЗЬ: РСТ "Ерш"
СИСТЕМЫ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ: опт. прицелы "ПТ-4", "ТМДФ-7"
ДРУГОЕ: дымаппаратура "ДА-Т-4-БК-1125", "МДШ"
ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ: 25-30 чел. с вооружением (максимально до 95 чел.)
2.04.1944 г. зачислен в состав Каспийской военной
флотилии. 20.05.1944 г. принят от промышленности.
25.06.1944 г. перечислен в состав Днепровской военной
флотилии. Входил в 1-й отдельный гвардейский
Пинский дивизион БКА Краснознаменной Днепровской флотилии.
Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.: Белорусская 23.06-29.08.1944 г. и Берлинская
16.04-8.05.1945 г. наступательные операции.
После войны был в составе ДунВФ. С 1 января 1946 г Краснознаменная Дунайская Флотилия начала постепенное переформирование на штаты мирного времени.
на 1 января 1963 г: БК-302 находился на консервации. А позже вместе с другими бронекатерами он был перевезен на Амур. В 1965 г. 49 дивизия РЧК ТОФ пополнилась: с Дуная в 12-ю бригаду прибыли 12 АКА пр. 1124..
3.Однотипный с БК-302,бывший дунайский бронекатер пр.1125 БК-938 на Амуре.1967 год.Фотография из архива мичмана Толстенко.
4.Бронекатера 12 бригады речных кораблей на Амуре.День флота 1967.Хабаровск.Фотография из архива мичмана Толстенко.
Но прослужили катера ветераны не очень долго- с1967 г. в дивизию начинают поступать первые АКА пр. 1204. Катера пр. 191 и 1125 некоторое время оставались в боевом строю, а перед списанием их сводили в звенья кораблей консервации в составе дивизионов АКА и лишь с по¬явлением в 1975 г. малого артиллерийс¬кого корабля начали сдавать на метал¬лолом. Для одного из катеров пр. 1125 №302 сделали исключение - его установили в Хабаровске в качестве памятника.
Катер загодя притащили на место установки и до постройки постамента он лежал просто на земле, уже тогда став любимым местом игр окрестной детворы. В чем вы можете убедиться на снимках А.П.Киселева.
5-9. БК-302, перед установкой в качестве памятника в Хабаровске, 1974 год.Фотографии А.П.Киселева.
Памятник был открыт при большом стечении народа .На открытии присутствовали ветераны КАФ, командование и личный состав 49 ДивРЧК, партийные руководители и представители администрации Хабаровска. Катер установлен на постаменте в виде призмы ,вызывая ассоциацию с глиссированием. Рядом с памятником высадили маленькие елочки .
10.Ветераны флотилии у памятника.
11.БК№302 .Хабаровск,начало 70-х.Фото из журнала "Катера и Яхты".
12.Свадьба,снимок на память.70-е.Фото Николая Ларичева.
Тогда елки смотрелись свежо и трогательно .Но за прошедшие 40 лет они вымахали и стоят плотной стеной закрывая памятник практический со всех сторон от зрителей. Потому удачных точек для съемки не много.
Прошедшие годы выявили много недостатков в проектировании памятника и в подготовке к установке катера .В 70-х из катера вытащили двигатель ,но остатки топлива и мазута сохраняются в кормовом отсеке до сих пор .Не была проведена должная консервация ,не заделали иллюминаторы. Через открытый люк башни в катер долгие годы залезали все кому не лень. В катер попадал мусор и листья с окружающих деревьев .Окурки любителей пива вызывали неоднократные пожары внутри катера .Катер лежит на бетонном основании как в ложбине.
13.Вид внутри рубки БК-302.Снимок сделан в октябре 2009 года,после пожара внутри бронекатера.
14.Пол в рубке БК-302.Снимок сделан в октябре 2009 года,после пожара внутри бронекатера.Виден люк в трюм.
15.Пол в рубке БК-302.Снимок сделан в октябре 2009 года,после пожара внутри бронекатера.
16.Машинное отделение бронекатера.
17.Отсек трюма под рубкой.
18.Подбашенный отсек.
19.Казенник орудия в башне БК.
И со временем вода начала скапливаться под его корпусом ,вызывая коррозию как с наружи так и внутри катера. Открытый всем стихиям и вандалам ,катер -ветеран постепенно разрушается. Приходит в негодность его основание. В нескольких городах России ,в предшествии юбилея ,подобные бронекатера прошли ремонт .В Благовещенске такой же БК был отремонтирован 5 лет назад.
Стоит надеяться ,что в нашем городе обратятся к делу сохранения реальных свидетелей истории вместо того ,чтобы садить «Леса» на местах уже существовавших городских скверов…
П.С.: В ближайшее время текст статьи будет дополнен и добавлю другие фотографии.