Что же представляла из себя это орудие?
Первое увиденное фото мало помогло мне тогда. По нему определить тип орудия было сложно, но спустя несколько лет ситуацию расшевелил интернет. В нескольких интернет -сообществах Базы КАФ народ начал выкладывать фотографии парка ДОФ. На фотографиях было четко видно интересовавшее меня орудие
Фото Ольги Андриановой
Можно было двигаться дальше!
Исходя из картинки и краткой информации старожилов начал свои поиски в интернете.Они не заняли много времени и открыли для меня много интересного. Выяснилось ,что в парке стоял японская 280 мм мортира. Чем была интересна эта мортира ,привезенная из таких далей Почему моряки сделали такой выбор? Вернемся к истории этой артсистемы.
Гаубицы готовят к работе
«Стреляли из 28-см (11,02-д.) чугунной нарезной мортиры, заряжаемой с казенной части, и длиною в 9 калибров. Мортира эта изготовлена на пушечном заводе в Осака, по чертежам мортир, изготовленных фирмой «Армстронг, Митчель и К», по заказу итальянского правительства. Заряд был в 9,5 кг (23,2 р.ф.) крупнозернистого пороха, изготовленного в Японии за год до этого. Вес снаряда 217 кг (13,25 пуд.) и разрывной заряд в 9 кг (22 фунт.). Снаряды также изготовлены в Осака из охлажденного чугуна (местной руды).
Расстояние от щита было 3450 м (почти 19 каб.) и при этом требовался угол возвышения в 58°(соответствующий угол падения был 61°). При этих условиях и при начальной скорости снаряда в 218 м (715,2 фут.) средняя ошибка в дальности оказалась 41 м. (134,5 фута) и в направлении 8 м (26,2 фута).
Стреляли с форта, через узкий пролив, в щит, установленный на другом берегу пролива. Щит изображал собою часть броневой палубы, диаметральная плоскость которой приходилась перпендикулярно к линии огня. Длина щита, по направлению линии огня, составляла 18 м (59 фут.), что соответствует ширине каждого из трех строящихся для японского флота новых броненосцев для прибрежной обороны, водоизмещением по 4200 тонн. Ширина щита была в 5,26 м (17,3 фута). Щит сделан в три слоя палубной листовой стали завода Крёзо, каждый в 25 мм. Прочно склепанной и имеющей, следовательно, толщину почти 3 дюйма.
В действительности было сделано из 28-см мортиры 30 выстрелов неснаряженными бомбами, из которых в щит попали два снаряда; снаряженных же бомб было выпущено 15, из которых попала только одна.
Таким образом, из 45 снарядов 28-см мортиры попало 3 снаряда или около 7 %»
( Опыты стрельбы по палубной броне в Японии (Из журнала «Морской сборник» № 8 за 1891 г.)).
Выше попадется упоминание, что японская мортира была основана не на Крупповской пушке, а на итальянской мортире - точнее мортире, разработанной фирмой Sir WG Armstrong Mitchell & Company для итальянского пр-ва. Это была крупнейшая английская промышленная фирма середины XIX - начала XX века, занимавшаяся производством вооружений, постройкой судов, производством автомобилей и самолётов. Только до 1907 года на заводе было построено 71 военное судно, в том числе многие крейсера японского флота, участвовавшие в русско-японской войне.
Сходство с итальянской мортирой- 100%
В русско-японской войне японские мортиры получили большую известность своим применением .
«Ощущение при таких бомбардировках было самое отвратительное: видишь за горами вспышку - значит, жди гостинца. Секунд через 20 доносится отдаленный, какой-то сухой, надтреснутый грохот, затем издалека раздается легкий свист, он переходит в шипение, точно травят пар, все громче и громче, вот откуда-то сверху несется все усиливающийся и усиливающийся рев, стук, грохот, это снаряд спускается на нас. Ощущение такое, что кажется, вот именно в меня-то и летит бомба. Секунды в это время кажутся часами. Наконец что-то грузное прорезает вблизи воздух, иногда даже волной его обдаст, слышишь шлепок в воду - ну, слава Богу, этот мимо. Но вот за горами опять вспышка, опять гул, опять свист, рев - ну, этот уж наверное в меня.» (Лутонин С. И. Деятельность броненосца “Полтава” в русско-японскую войну 1904 года.)
Такое впечатление сложилось у русских военных сил в осажденном Порт-Артуре после знакомства с японскими мортирами.
Первые залпы
Мортира ведет огонь по крепости.Скорострельность - выстрел в 5 минут…Сзади просматриваются штабеля снарядов и
тележка для их подвоза.
30 октября началась третья атака Порт-Артура, в ходе которой после тяжелых и продолжительных боев, японским войскам удалось захватить гору Высокую (203 м). Эта высота имела стратегическое значение - с нее открывался прекрасный вид на Порт-Артур, что позволило бы японцам корректировать огонь осадных орудий. Крепость была видна как на ладони - от восточной окраины Старого города до западной Нового города. Отлично были видны места стоянки кораблей, арсеналы, казармы, мастерские, доки, склады, пакгаузы, железная дорога, вокзал, станционные постройки.
22 ноября после 15-дневной обороны г. Высокая была оставлена русскими войсками. Японцы немедленно приступили к сооружению на ней корректировочного поста для своих 280-мм мортир.
С падением Высоко решилась судьба кораблей эскадры - их ждал расстрел.
Первой жертвой японских мортир стал броненосец «Полтава». 22 ноября в 13.30 280-мм снаряд попал в левый борт корабля, пробил броневую палубу и взорвался в погребе 47-мм снарядов. Начался пожар, и в 14.00 снаряды взорвались. Взрыв разрушил часть часть корпуса и повредил водонепроницаемые переборки. В 14.45 броненосец сел на грунт. Его экипаж перешел на сухопутный фронт. В тот же день последовал приказ Вирена свезти весь боеприпас с кораблей на берег. Также это касалось провизии и вещей экипажей кораблей. На самих кораблях теперь оставались лишь аварийные партии, которые тушили пожары и боролись за живучесть кораблей. 23 ноября главной целью японцев стал броненосец «Ретвизан». В 16.05 после большого числа попаданий он сел на грунт с креном на правый борт. Утром 24 ноября с него свезли всю провизию и вещи команды, оставшиеся снаряды погрузили на баржу и отправили в Минный городок. Тем же утром японцы добили «Победу», которая села на дно, накренившись на правый борт. Один из снарядов сбил фок-мачту, другой произвел большой пожар на палубе. Следующей жертвой стал «Пересвет», который также был потоплен в тот же день. Всего в него попало 11 280-мм снарядов. Броненосец сел на грунт с дифферентом на корму и креном на правый борт. Вскоре та же участь постигла крейсеры «Паллада» и «Баян». На обоих крейсерах возникли пожары. Оставленные командами корабли выгорели и сели на грунт - 25 ноября «Паллада», утром 26 ноября - «Баян». В доке был потоплен минный заградитель «Амур», а у Перепелиной горы - канонерская лодка «Гиляк». Из эскадры оставались лишь «Севастополь», канонерские лодки «Бобр» и «Отважный», а также миноносцы… Всего на потопление «Ретвизана», «Пересвета», «Победы», «Паллады» и «Баяна» японцы за три дня потратили около 800 тяжелых снарядов.
(А. Царьков. Русско-японская война 1904-1905. Боевые действия на море.)
У Лутонина хорошо описано действие осадных гаубиц и обстоятельства потопления Полтавы
«Бомбардировка 11-дм мортирами сначала производила на всех удручающее впечатление, рев снаряда в воздухе очень близко походил на шум тележки, прогоняемой по рельсовой подаче, но, конечно, много громче, поэтому команда и окрестила 11-дм снаряды “тележками”. Когда первые “тележки” начали ложиться у борта, то всем стало жутко. Помня неудачные бомбардировки с моря, все надеялись, что и тут обойдется благополучно, но уже 22 сентября надежды рассыпались в прах, когда в “Полтаву” попал первый 11-дм снаряд. Не имея никакого представления об их действии, люди начали скрываться в казематах. Командир, желая сохранить старшего боцмана и старшего трюмного, приказал им спуститься в центральный пост. Место это считалось до сих пор самым безопасным. На деле оказалось совсем не то. Снаряд пронизал обе палубы, чисто прошел через броневую крышку толщиной в 1,75 дюйма, пронизал выгородку верхнего поста и здесь разорвался. Осколки разметались по навесной платформе, где сидели люди, перебили их, угодили в сепаратор паровых труб, разбили его, пост наполнился парами, и бывшие в нем три человека сильно ошпарились. Этот снаряд вынес у нас 11 человек, повредил обе носовые динамы, насос Вартингтона, цепь Галля, вывел из строя носовую 12-дм башню, пробил во многих местах кочегарную переборку и повредил носовой котел. Вот что сделал один бронебойный снаряд, а начинен он был дымным порохом. Как же можно сравнить его с захваленными фугасными 12-дм японскими бомбами, рвущимися от первого прикосновения к преграде? »
(Лутонин С. И. Деятельность броненосца “Полтава” в русско-японскую войну 1904 года.)
Таким образом, можно сказать, что 280-мм мортиры внесли решающий вклад в разгром российской 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре.
Результаты огня 280-мм мортир.
А теперь рассмотрим более подробно ТТХ японской мортиры
Японская 280-мм гаубица.
Год создания: 1892
Калибр: 280-мм.
Длина ствола : 2.863 м (L10.2)
Угол вертикальной наводки: -10 - +68
Угол горизонтальной наводки : 360
Вес снаряда : 217 кг*
Начальная скорость : 142 - 314 м/сек
Вес ствола: 10.758 т
Вес всей установки: 24.300 т
Дальность стрельбы : 7,800 м **
Выпущено : 220
*Бомба закаленного чугуна, содержала заряд 9,5 кг черного пороха. Широкорад и Дискант говорят о применении у Порт-Артура 320 кг стальных снарядах с 80 кг шимозы. Заряжание гаубицы картузное - всего было 7 типов зарядов. Полный весил первоначально 20,32 кг черного пороха, затем был заменен 7,78 кг бездымного пороха.
** На полном заряде и угле возвышения 45(при скорости 315 м/с) , при заряде №6 и угле 68 (начальная скорость-142 м/с) -дальность стрельбы 1,800 м Гаубицы создавались как орудия береговой обороны, производились самими японцами на арсенале в г. Осака. Широкоград в своей книге «Падение Порт-Артура» что гаубицы созданы в результате глубокой переработки проекта Круппа, т.к. в отличии от крупповских орудий имели поршневой затвор. Перевозились по ЖД в разобранном на три части виде. Гаубицы сводились в батареи по два орудия, и стреляли залпами. У Порт-Артура применялись гаубицы снятые с батарей Токийского залива. При перевозки под Порт-Артур 18 гаубиц было потеряно на пароходе «Хитачи-Мару». Следующая партия (6 орудий) прибыла к Порт-Артуру в сентябре, и 18 сентября начала обстрел. Затем прибыли еще 12, но до падения крепости успели развернуть только 6.
Перевозились 11-дюймовые гаубицы разобранном на три части виде (это не считая установочных элементов). Японцы их тащили из захваченного нашего гражданского порта Дальний (ныне китайский Далянь) по грунтовой дороге, при этом каждую часть орудия волокло триста человек.
Перевозка мортитры
Вот здесь 2 декабря (15 по новому стилю) 1904 г. в 20 ч 15 мин попаданием японского 11-дюймового снаряда был убит командовавший сухопутной обороной Порт-Артура генерал Роман Кондратенко. Вместе с ним погибли еще восемь офицеров. Памятный знак установили сами японцы в 1907 году…
Удивительно, но у нас практически никто не помнит потрясающий символизм 1945-го победного года - ультиматум нашего командования с требованием капитуляции Квантунской армии японцам в августе 1945 г. доставил советский полковник Иван Артёменко, родной внук царского генерала Романа Кондратенко, погибшего в Порт-Артуре…
В межвоенный период 280-мм мортиры нашли себе новое применение, влившись в систему обороны Маньчжурии - поддерживая укрепрайоны Квантунской армии.
«В течение многих лет японские войска сооружали мощные пограничные укрепления в Маньчжурии, под прикрытием которых они собирались напасть на нашу страну. Важнейшие операционные направления были прикрыты укрепленными районами, представлявшими собой систему дотов, дзотов, железобетонных укрытий, траншей и других видов инженерных сооружений. К числу сильнейших укрепленных районов относились Хутоусский, Мишаньский, Пограничненский, Маньчжуро-Чжалайнурский, Халун-Аршанский, Хайларский, Дуннинский и др.
В Халун-Аршанском укрепленном районе имелось, например, 126 дотов, 294 дзота и 41 железобетонное убежище; в системе Пограничненского и Дуннинского укрепленных районов было сооружено 625 дотов, 544 дзота, 120 командных и наблюдательных пунктов. Эти укрепленные районы имели многочисленное артиллерийское вооружение разных калибров, до 280-мм мортир включительно.
Брошенные мортиры ,найденные нашими бойцами в амбарах, август 1945 года.
Очень тяжело найти упоминания о 280-мм мортирах, но отрывочная информация все же есть:
«С большим успехом вела борьбу с японской артиллерией батарея старшего лейтенанта А. К. Куракса. Эта батарея несколько раз приводила к молчанию японскую 280-мм батарею, расположенную на бетонированной площадке.» (Прочко И. С. Артиллерия в боях за Родину. - М.: Воениздат, 1957.)
Выдержка из наградного листа.
Задавая свой вопрос коренным базовцам об истории появления орудия, меня интересовало откуда оно было привезено? Из Порт-Артура или с укрепрайонов Маньчжурии? В любом случае радует тот факт, что грозное орудие стало игрушкой для простых советских мальчишек…
Остается сожалеть что из-за головотяпства чиновников в погонах история потеряла этот символ победы русского оружия, а База КАФ свою достопримечательность.