Оригинал взят у
tiropolk в
История Правого сектора.
Впервые с далеких 1990-х украинские правые снова «на коне», заметно влияя на внутриполитический расклад сил. Однако ситуацию двадцатилетней давности от настоящего отличает тот факт, что сейчас украинский национализм является одновременно и лицом Украины на внешнеполитической арене - как бы того не хотелось избежать формальным руководителям государства.
Медиа творит виртуальную реальность, а с ней и образы пока виртуальной правой Украины. Насколько мы близки к образу с российских телекартинок - и какими они могут быть в реальности? По большому счету, не только иностранные граждане, но и украинской мало осведомлены о «наших правых».
Появление в январе 2014 названия «Правый сектор» стала неожиданностью для большинства сторонних наблюдателей, кругозор которых к тому ограничивался партией «Свобода» и, в лучшем случае, аббревиатурой УНА-УНСО. Несмотря распространенное представление, «Правый сектор», возникший в конце 2013 г. как радикальное крыло Евромайдану, не был и не является монолитной структурой, ведь фактически это название объединяет несколько независимых друг от друга националистических организаций.
В первую очередь речь идет о "Тризубе имени Степана Бандеры", УНА-УНСО, «Патриоте Украины» и несколько меньших неформальных объединений, противоречий между которыми не так мало, как кажется на первый взгляд. Большинство украинских националистических организаций представлены по Украине неравномерно, имея свои традиционные центры влияния - что отразилось, среди прочего, и в разделении самого «Правого сектора»: куратором Западной Украине был уже покойный Александр Музычко (Саша Белый) от УНА-УНСО, Восточной Украины - Андрей Белецкий от «Патриота Украины», центральный провод возглавил Дмитрий Ярош от организации «Тризуб» . Перед лицом общего врага - и перспективой прохождения в парламент - эти несколько разнородные структуры на недавнем съезде впервые за двадцать лет смогли объединиться в единую политическую партию, забыв о старых конфликтах. Однако насколько прочным будет этот союз?
Флаг "Тризуба имени Степана Бандеры"
Общественная организация «Тризуб» им. Степана Бандеры, который сейчас возглавляет Дмитрий Ярош, была основана в далеком 1993 г. по благословению Ярославы Стецько и фактически дополняла Конгресс украинских националистов в качестве силового крыла и молодежной организации - что в те годы среди большинства правых партий было распространенной практикой.
Ярослава Стецько - крестная мать Тризуба.
Покойный Василий Иванишин - духовный отец Дмитро Яроша.
Проводником «Тризуба» долгое время был доцент
Василий Иванишин, а после его смерти в 2007 г. организацию возглавил Дмитрий Ярош. Малоизвестный, но факт - членом «Тризуба» были нынешний министр образования, профессор Сергей Квит и депутат-«свободовец» Юрий Сиротюк.
Сергей Миронович Квит - министр образования в нынешней киевской хунте - выходец из необандеровского Тризуба. А так да, нияких бандер в Украйне нэмае.
Крупнейшими центрами организации является Тернополь и Дрогобыч. Идеология - традиционный украинский национализм, замешанный на христианстве (название печатного издания «Тризуба» - «Бандеровцы» - точно воспроизводит ее дух и суть).
Вторая составляющая «Правого сектора» - УНА-УНСО - как украинским межпартийная ассамблея была основана в 1990 г. , а в 1991 г. переименована в Украинскую национальную ассамблею (УНА) и зарегистрирована как политическая партия. Как и КУН, имеет силовое крыло - Украинскую народную самооборону (УНСО), кое-где зарегистрированную в качестве общественной организации, но по факту неотделимую от партструктуры. В 1990-х гг непубличным главой УНА-УНСО был бывший политзаключенный
Анатолий Лупынис (Дядя Толя). Сейчас фактический руководитель - Николай Карпюк, номинальный лидер - политзаключенный Юрий Шухевич, сын легендарного главнокомандующего УПА Романа Шухевича (Тараса Чупринки). Известные выходцы - народный депутат Андрей Шкиль и лидер «Братства» Дмитрий Корчинский. Крупнейшие центры - Киев, Ровно и, очевидно, Черновцы. В отличие от консервативного «Тризуба», национализм УНА-УНСО всегда отличался эклектичностью и игрой на идеологических противоречиях - от крайней правизны до крайней левизны и анархизма. Что в более изысканной форме нашло выражение в стиле «Братства» Дмитрия Корчинского. Как и в итальянском фашизме нач. 1920-х гг, эстетика УНСО господствует над содержательным наполнением, поэтому организация всегда вбирала не столько государственные кадры, сколько пассионарных «робингудов», отчасти с криминальными отголосками (покойный Александр Музычко - едва ли не самый яркий персонаж). Вместе УНА-УНСО - не единственная украинская националистическая структура с серьезным боевым опытом: ее добровольческие отряды участвовали по меньшей мере в четырех военных кампаниях - в Приднестровье, Абхазии и обоих Чеченских войнах.
Эмблема "Патриота Украины".
Третья составляющая «Правого сектора» - организация «Патриот Украины» . Основанная в середине 1990-х и официально легализована в 1999 г. под руководством
Андрея Парубия как общество содействия вооруженным силам и военно-морскому флоту - фактически выполняла функции молодежного и силового крыла Социал-Национальной партии Украины. С 2004 г., после того, как партия была возглавляемая Олегом Тягнибоком и переименована в ВО «Свобода», «патриотами Украины» постепенно канул в небытие. Во времена СНПУ фактическим центром организации был Львов, среди известных выходцев кроме Андрея Парубия, можно назвать нынешнего нардепа-«свободовец» Леонтия Мартынюка. В 2005-2006 гг бренд «Патриота Украины» - уже в качестве самостоятельной общественной организации - был реанимирован в Харькове Андреем Билецким и тогдашним заместителем председателя ВО «Свобода» по идеологическим вопросам, профессором
Олегом ОДНОРОЖЕНКО. После громкого разрыва со «Свободой» в 2007 г. «Патриот Украины» создал собственную политическую структуру - Социал-Национальную ассамблею, которая, однако, партией так и не стала. Центрами организации является Харьков и Киев - в 2006-2008 гг третьим активным центром был черновицкий. Идеология характеризуется как социал-национализм, органическое сочетание идей национальной и социальной справедливости, во многом перекликается с ВО «Свобода». Именно «Патриот Украины» использует наиболее скандализований западными СМИ символ «Идея Nации», который сочетает черты трезубца и свастичная Wolfsangel. Впрочем, мало кто знает, что он же является официально зарегистрированным знаком СНПУ, права на который до сих пор принадлежат ВО «Свобода». Его эстетика и соответствующие политические ассоциации, однако, не является совсем случайными - в отличие от «Тризуба» и УНА-УНСО, в медиа-пространстве «Патриот Украины» и СНА можно в наибольшей мере назвать «неонацистской» силой (не принимая, однако, во внимание всю условность и пошлость употребления этого понятия современными СМИ). Основаниями для этого есть не только в эстетических, но и в идеологических составляющих, в связи с околофутбольными средами, антиимиграционная риторика. Идеологические и политические разногласия в течение последних двадцати лет были причинами не только конкуренции трех организаций, но, иногда, и локальных конфликтов между ними. Сегодня эти разногласия удалось частично преодолеть - но большим вопрос в том, как структуры, которые так долго действовали и развивались в самостоятельном плавании, смогут в будущем стать политическим монолитом.
Формально и партия «Правый сектор» была создана не «с нуля» - УНА просто сменила название на съезде 22 марта. И хотя в ее руководящие структуры ввели представителей «Тризуба» и «Патриота Украины», а председателем избрали Дмитрия Яроша - фактический контроль над большинством старых партийных ячеек осуществляют кадры из УНСО (что особенно наглядно видно на Буковине).
Статья Святослава Вышинского
Специально для «The Chernivtsi Times» 26 марта 2014
Отсюда.