"Первое воспоминание, которое возникает у меня в памяти, - отчетливая картина: я иду с мамой по улицам Динара на базар. Мальчишка с тяжеленной корзиной пирожков на полном ходу пулей врезается в меня, расцарапывает мне руку и чуть не опрокидывает на землю. Больно. Я заливаюсь слезами. Мне, наверное, лет семь.
Мама, превыше всего ставящая стоицизм поведения в общественных местах, тихо увещевает.
- Подумай, - шепчет она, - о наших храбрых солдатах в Южной Африке.
В ответ я реву еще громче.
- Не хочу быть храбрым солдатом, я хочу быть трусихой."
Агата Кристи. Автобиография
Нас часто спрашивают, почему наши дети не ходят в детский сад и в школу и как мы пришли к такому решению.
Так случилось, что на протяжении десяти лет борьбы за легализацию хоумскулинга в Израиле нам пришлось общаться с большим количеством специалистов, педагогов и психологов. Мы прочли немало книг на эту тему и видели уйму статистических данных, подтверждающих, что люди, выросшие дома опережают своих "школьных" сверстников как в учебе, так и в том, что касается общественных навыков. Мы встречались с сотнями "домашних" семей, с домашними детьми разных возрастов...
Но не это повлияло на наше собственное решение.
Читатель может счесть это несерьезным и безответственным, но мы руководствовались исключительно собственной интуицией. В какой-то момент мы поняли, что стоит на мгновение поймать взгляд ребенка, и вы прочтете в его глазах то, чего не скажет вам ни одна книга и ни один специалист.
Загляните в глаза ребенка, которого мама оставляет утром в детском саду или в первом классе…
Принято считать, что детский сад и школа необходимы прежде всего для социализации. С моей точки зрения, это одно из самых серьезных заблуждений.
Социализация - это процесс, который длится всю человеческую жизнь. Появление на свет, встреча с матерью и отцом, игра с братом - все это этапы социализации. Для успешной социализации не нужно создавать искусственные структуры и рамки. Естественная среда социализации для ребенка - это семья. Ведь социализация - это не просто сумма приобретенных умений и навыков. Каждый этап социализации - это этап развития человека, этап его роста. Всему свое время…
Мне вспоминается история, услышанная от одной из "домашних" семей. Соседка, узнав, что их трехлетний сын не ходит в садик, с ужасом спросила: "Как же он пойдет в армию?"…
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос самостоятельным человеком, чтобы он, что называется, "добился успеха в жизни", смог жить в обществе, ладить с другими людьми. Но то, что нужно для этого - это не встреча с коллективом, не ранний опыт принудительной социализации, а любовь, тепло и поддержка близких. Именно так мы сможем помочь ребенку сохранить ту целостную картину мира, которая дана ему от рождения, ту хрупкую мозаику, которую так легко разбить и так тяжело собрать и склеить вновь. Именно так мы поможем ребенку вырасти уверенным в себе человеком, цельной личностью, остаться верным себе, своему призванию в жизни. А ведь все это так важно именно для социализации. Гораздо важнее, чем умение смирно сидеть, ходить парами и делить игрушки в песочнице.
Ребенку не нужен коллектив, ему нужны родные и друзья. Даже если мы посмотрим на это с точки зрения умений и навыков, то не этих ли навыков, навыков общения с самыми близкими людьми нам, взрослым, так не хватает? Не от недостатка ли этих умений мы страдаем больше и чаще всего? Не ловим ли мы себя зачастую на том, что невольно продолжаем играть в эту коллективную сюжетно-ролевую игру с друзьями, с супругами, с детьми, с родителями, сами с собой, словно забывая, что это уже не детсад, не школа, не армия, не стройотряд, а та самая взрослая жизнь, о которой нам так много рассказывали.
Какие навыки приобретает семечко, посаженное в теплую землю? Чему учится рассада, оберегаемая садовником перед высадкой в открытый грунт? Выстоит ли растение, если его с малолетства не приучали к ветру и морозу?
Посмотрите в глаза своему ребенку. Прочтите то, что написано в его взгляде. Ведь он не только учится жить, он живет уже сегодня.
Наверное, никто не говорил об этом лучше, чем Корчак в "Праве ребенка на уважение":
" … Осторожно действуют политики и законодатели, да и то часто ошибаются. И о ребенке взрослые совещаются и решают; но кто станет у наивного спрашивать его мнения, его согласия: что он может сказать?
… ребенок семенит беспомощно с учебником, мячом и куклой, смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое, что решает, есть ему доля или нет доли, карает и награждает и сокрушает.
Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он - ничто, мы - все.
…
А быть может, мы обманываемся, видя в ребенке лишь то, что хотим видеть?
Быть может, он прячется от нас, быть может, втайне страдает? …
Мы неумело делим годы на более зрелые и менее зрелые; а ведь нет незрелого сегодня, нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований.
…
Отрекаться во имя завтра? А чем оно так заманчиво? Мы всегда расписываем его слишком яркими красками. Сбывается предсказание: валится крыша, ибо не уделено должного внимания фундаменту здания."