Глубокого раздумья пост. Или почему я не ввожу ВМК.

May 15, 2015 18:36

Ещё на заре туманной юности моего гинекологичского обучения, когда Большая Фарма ещё была зародышем своего мафиозного фармакологического существования, закрадывались у меня определенные сомнения по поводу внутриматочных контрацептивов (ВМК), в простонародье - "спиралек". Регулярное прочтение гайдлайнов по контрацепции (которые я так же демонстрировала миру в русскоязычном варианте) сомнения мои не в силах были разрушить. А собственный клинический опыт накапливал как "плюсы" (немногочисленные), так и "минусы" (перевешивающие). Поэтому количество вводимых мной ВМК (по сравнению с коллегами) ничтожно. В последние пять лет вообще стремится к нулю. С тех пор, как я узнала об эксперименте Стивена Элека, проведенного ещё в 1956 году.
В эксперименте добровольцы были разделены на две группы. Каждому из первой группы под кожу было введено по 7,5 млн бактерий St.aureus (золотистого стафилококка). Участникам второй группы, опять-таки под кожу, внедрили всего лишь 100 (сто) стафилококков, но на поверхности небольшой сетки. Около половины из первой группы заболели, но достаточно легко, и выздоровели без посторонней (в виде антибиотика) помощи. Во второй группе, с совсем минимальным количеством бактерий, но на сетке, заболели, тадамм!, ВСЕ. И ни один не справился с инфекцией самостоятельно. Потребовалось удаление сетки, как источника инфекции, и применение антибиотиков. Не напрашивается аналогия с ВМК, вводимой в женское тело извне?

Результаты эксперимента были объяснены формированием биопленки из бактерий на сетке, с которой имунная система организма оказалась не в состоянии самостоятельно справиться.

В мире (цивилизованном) все больше говорят о данном феномене и, в настоящее время, рассматривают как один из ведущих механизмов формирования хронической инфекции.

Большинство экспериментов по изучению различных бактерий за последние 100 с лишним лет (с тех пор как легендарный Кох вырастил первую бактериальную культуру) проводились в колбе и на чашке Петри. и все, что мы знаем на сегодняшнем этапе о бактериальном мире - это результаты ПЛАНКТОННЫХ исследований.
Напомню, что планктонные бактерии - это свободно плавающие бактерии.

Вспомните, как выживало человечество? С первобытных времен и до ХХI века выживание обеспечивает социализация и разделение труда. Сначала люди объединялись в племена и общины, потом в страны... Объединение и внутриобщественная специализация помогает человечеству противостоять агрессивным внешним угрозам. Лет 30 назад выяснилось, что и бактериям свойственна "социализация".. Бактерии могут объединяться на любой поверхности и начать формировать защитную матрицу вокруг своей групппы. При чем объединяться могут как бактерии одного вида, так и разных.

Матрица состоит из внеклеточной ДНК и белков-полисахаридов. Это очень похоже на "клей" или "паутину", которые помимо защиты от имунной системы организма и антибиотиков ещё и закрепляют бактерии на поверхностях любых видов.


Посмотрите на электронное фото биопленок из эндотрахеальной трубки. Анестезиологи часто, в шутку, называют процедуру введения ВМК - "нижней интубацией".

В человеческом теле примерно в 10 раз больше бактерий, чем человеческих клеток. И большинство из них находятся в виде биопленок на коже, в ротовой полости, в кишечнике и во влагалище. Все, что располагается внутри тела (кровь, мозг, паренхиматозные органы) свободны от бактерий в состоянии полного здоровья. И многие проболемы  начинают формироваться тогда, когда в человеческом теле появляется инородный предмет. Уже подсчитано, что риск формирования бактериальных пленок для имплантов составляет примерно 1 - 10%. а вот мочевой катетер инфицируется в 100% биопленками, если он используется больше 7 дней. Что такое ВМК, как не "катетер", введенный в полость матки и сообщающийся с внешней средой - влагалищем, которое буквально напичкано биопленками в состоянии бактериального вагиноза??? Только стоит он 5 - 7, а у многих и 10 лет. Ещё раз напоминаю, что первоначально бактериям нужно "закрепиться" на какой-то поверхности, сначала через слабые Ван-дер-Ваальсовские связи. Это бактерии - "пионеры". Если они "продержаться" какое-то время, до подхода "основной" армии, то основная масса бактерий и начинает строить основной матрикс. Внутриматочный контрацептив, с его "усиками" - хорошая поверхность и отличный "лифт" вверх, в полость матки для периодически "агрессивной" флоры влагалища. Это хорошее объяснение "побочным" действиям ВМС - обильным менструациям и длительным "мажущим" выделениям - как отражение сформированного хронического эндометрита, который "спит" до поры до времени, а потом "полыхнет" в самый неподходящий момент. А если это юная нерожавшая девушка, чья имунная система ослаблена наличием железо-дефицитной анемии?

Изучение биопленок по историческим меркам началось совсем недавно. Но уже есть четкое понимание:
острый инфекционный процесс - планктонные бактерии;
хроническая инфекция - биопленки.

Уже выяснено, что бактерии внутри биопленок могут "разговаривать" друг с другом посредством химических сигналов. И этот процесс общения называется "кворум". Что биопленки потихоньку усложняют свою структуру и способны, например, формировать внутри себя "каналы" для поступления питательных веществ и кислорода. Учитывая, что они в 1000 раз устойчивее к действию антибиотиков, чем планктонные, то в цивилизованном мире разрабатываются возможные варианты борьбы с патогенными биопленками: протокол Маршалла, использование совместно с антибиотиком ДНК-гираз (ферментов- перерезающих внеклеточную ДНК матрикса биопленок и превращая бактерии в планктонную форму).

В любом случае именно к этому методу контрацепции именно у меня "не лежит душа". Я думаю, через 15 - 20, будут исследования и по биопленкам ВМК...

инфекции, мнение, женское здоровье, бактерии

Previous post Next post
Up