В тот период жизни, когда я был вполне себе богатым чуваком, помню, хотел отыскать и купить его графику. На живопись - знал точно - всё равно не хватит, но вот графику позволить себе мог. Беда в том, что никто её не продавал.
Евгений Леонидович Кропивницкий - человек, который делал идеально всё. Стихи, картины, идеи. Лианозовскую школу. Дети тоже у него получились потрясающие.
Сегодня вот отыскал московскую галерею, которая продаёт два листа малой графики Кропивницкого. Причем самого лучшего и жирного периода - 60-х годов.
"Цветок на столе", бумага, монотипия, 10,5 х 13,5
На обороте - письмо, к которому я намереваюсь в перспективе сделать развернутый комментарий. Письмо, судя по всему, никогда и нигде не публиковалось:
Еще один Кропивницкий:
"Цветок в вазе", бумага, офорт, 17х21,5
У Лимонова в "Книге мёртвых" есть гениальная новелла "Труп розовой собаки". Как раз о Кропивницком. Вот отрывок, к которому не убавить, не прибавить:
"В Долгопрудную мы ездили на автобусе. Перейдя шоссе, шли по мосту через пруд, сзади на той стороне, на холме, оставалась церковь, слева был негустой домашний лесок, а держась правой стороны, через сараи мы попадали в барак, где и жил мудрец и наш учитель - Евгений Леонидович Кропивницкий. Мудрец жил, как и подобает мудрецу - в крошечной комнате с печью, в обществе художницы, жены и партнёра по отрешению от жизни и страданиям: старенькой Ольги. Философ писал чудесные стихи:
Приехал толстый гражданин.
Широкоплечий, бородатый…
На небе был ультрамарин
И тучки были как из ваты…
Какой роскошный гражданин,
Широкоплечий, бородатый…
Однако именно Кропивницкий стал родоначальником барачной школы поневоле. Просто ровесника Маяковского (он родился в 1893 году!) судьба забросила в барак, где он, забытый миром и властями, слава Богу, выжил. Но увидел чёрный мир бедноты, мир оборванцев и чернорабочих:
У мусорного бака
У стока грязных рек
Голодный как собака,
Оборвыш-человек…"
Кропивницкий, в общем, продается. За вменяемые деньги. Жаль, что период сейчас такой, когда я уже не богатый чувак...