СЛЫШУ ГОЛОС ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЁКА…
Аннотация: Что слышится человеку из России или проживающему на территории бывшего СССР при словосочетании «городская агломерация»? Резкое, словно выстрел, клацанье захлопнувшегося стального капкана, предостерегающий голос будущего, доносящийся из недр фантастических триллеров, или же громкие звуки вечно бодрствующего, глобального сити?
Ключевые слова: Россия, городские агломерации, конец капитализма, советский путь, развитие, альтернативное развитие, будущее, города будущего, городское планирование, зелёный город-сад, моногорода, Масдар, Ауровиль, Прюитт-Игоу, изменение федеративной структуры, упразднение субъектов федерации, советская архитектура, Вигдария Хазанова, Кургинян
Глас1. Теория
Градостроительное проектирование - это неизменно шаг в будущее.
Он невозможен без глубокого знания прошлого
и преодоления стереотипов настоящего.
Вигдария Хазанова.
Часть 1
Не будь ко мне жестоко…
Гигантский полис раскинулся от своего центра фототропных башен огромных небоскрёбов и лакшери-кварталов до скученных районов спального города рабочей бедноты, постепенно понижаясь до уровня земли, куда уходят совершенно люмпенизированные и криминальные bidonville окраинного мизирабилитета. Долгая ночь вечной шапкой густого смога, много превышающая площадь сити, скрывает звёзды и надежду раковых больных. Но полис не видит манящего блеска тайн далёких светил и неразгаданные секреты соседних галактик, и посему, совершенно стерев все грани дня и ночи, город не спит. Над его улицами и зданиями летают вертолёты полиции, накрывая мощными колпаками прожекторов куски строений, шарахающихся в темноту серых личностей и некоторые постыдные, но уже такие обыденные, бытовые сцены, исполнение коих приличествует единственно за занавесом ночи и пологом выхлопов близких труб комбинатов и заводов. Здесь свой лоск и свет, соперничающий и побеждающий блеск космических светил. Ярчайшие огни рекламы, жидкая плазма видеопанелей на торцах небоскрёбов и колючие софиты вечного праздника ослепляют граждан глянцем «религии» всеобщего потребления. Здесь - в кольце стен серых панелей, в переполненных школах микрорайонах-гетто с детства насаждают жёсткие понятия вассалитета, доминирование личного над коллективным, вбивают в мозг уровень того класса, на коем застрял их социальный лифт, а сертифицированные учителя корят своих непослушных учеников словами: «Как вам не стыдно! Собственности у вас нет»! И вся эта наука будет им просто необходима для этого мира «взаимного пожирания» и «конкуренции всех против всех». Если перефразировать Гоббса: «Личный интерес превалирует много выше коллективного, из чего возникает нарастающая атомизация населения, его инертность и ненависть. Тотальный контроль над каждой личностью, слияние и поглощение виртуальным миром всего реального, новые болезни, связанные с дикой урбанизацией, крах классической, в рациональном понимании, культуры, разрушение личности, болезни души и кризис логического мышления»…
Эти миры, как гости из будущего, предъявляемые нам же на рассмотрение и для ознакомления уже не только со страниц нынешних фантастических романов, но и «радующих» избалованные очи зрителей практически со всех «киношедевров» Голливуда, вводят нас в новый мир будущего и знакомят с понятием «городская агломерация». И это не просто новая мода на Апокалипсис, ползущая на нас с Запада, это один большой тренд.
Что же возникает в нашем представлении, какая окраска превалирует, когда мы слышим такое понятие, как «городская агломерация»? Не слишком преувеличим или покривим душой, взяв на себя роль глашатая общего мнения, если скажем, что окраска и понимание агломерации имеет чёрный цвет, либо серые оттенки.
Но что же было прежде - слово или дело?
На самом деле вопрос: определило ли Сознание Бытие, либо же Бытие выстраивает Сознание, - остаётся открытым, и каждый решает его по-своему. Есть люди, кои мыслят, что укрупнение городов в агломерации - нечто абсолютно естественное, правильное и даже необходимое. Что иного развития быть не может, что это совершеннейшее благо, а все его проблемы решаемы, и ничего в сём страшного нет. И указуют перстом на довольно сомнительный опыт иных стран. Кино же и литература просто идут впереди этого процесса и высвечивают его грани. Не всегда удачно и чаще всего в неверном свете, но и на то есть вполне объяснимая причина - мировая депрессия, коя и накладывает свои серые «щупальца» уныния, на предвидение «творцов» данных жанров. Это в основном люди совершенно конкретных типов личности - а именно люди неверующие и придерживающиеся либеральных взглядов.
Серебряные росы Прекрасного Далёка.
Однако есть и такие, кои утверждают и даже приводят достаточно убедительные аргументы, вполне подтверждающие их точку зрения. А доказывают они, что мрачные перспективы мира на планете Земля, так живо и многочисленно описанные во всех художественных и фантастических книгах и так шикарно да дорого поставленные на «плёнке» и показанные в огромных многомерных кинозалах, - есть не что иное, как заказ неких заинтересованных групп и сил. Развитие подходит к концу, динамика - в прошлом, человечество приковано к планете, капитализм заканчивается, истории как движения вперёд больше нет, а всё, что нас ждёт - это постмодерн со стальными элементами технофеодализма. А посему требуется попросту подготовить человеческую почву для плавного и безболезненного прихода в наше, пусть крайне неидеальное настоящее их и им удобного будущего. Вот и берутся отсюда все оправдания накатывающейся на наш мир «катком» постмодерна уже достаточно проявившей себя глобализации. В профессиональной транскрипции: «Реклама - двигатель прогресса»! Даже если она рекламирует антиутопию. И если в начале этого «движения к концу» подобные миры постапокалипсиса служили авторам произведений как предупреждения, как антицель, как объект для борьбы с ним, то сейчас с кадров последних фантастических фильмов Голливуда нам предлагается сей мир как данность и даже как идеал для стремления. Главный герой не только не борется с ним, но даже обороняет его принципы. А порой и насаждает. Пиком сего продвижения можно считать весь гигантский пул компьютерных игр и комиксов. Эти два последних жанра бьют исключительно в правильную цель - они бьют в наше будущее, в наших детей. И иных альтернатив нет. Мрачные мегалополисы, чётко отведённые городскому слою для каждого класса общества, - вот их единственное будущее!
Два подхода, но много ли вы видели за последние два десятка лет, фильмов и компьютерных игр, где мир будущего был бы показан как светлое и поступающее движение вперёд? Много ли фильмов показывают будущее именно как будущее, а не как будущее в качестве прошлого? И во многих ли фильмах города или полисы будущего показаны действительно светлыми, чистыми, честными…- лучшими для проживания в них всех жителей? Туманность Андромеды», «Через тернии - к звёздам» и «Гостья из будущего» заменили «Разрушитель», «Судья Дред», и как апофеоз всему - «Голодные игры». Причём эти фильмы красочны, захватывающи и многобюджетны. Встречаются также и вполне «эстетические» единицы, такие как: «Бегущий по лезвию» и «Бессмертные. Война миров». Но все они - заниматели высших строк рейтингов и людских умов - показывают такой мир, где нормальный человек сам отказался бы жить. А именно - все прелести «западных» городских агломераций. Про компьютерные игры и говорить не стоит. «Добрую» игру про будущее продать невозможно! Но ведь есть и миры прекрасные. До сих пор пишутся и сочиняются интереснейшие фантастические романы, где города будущего не представлены в виде дымных пепельниц с хаосом окурков безумных небоскрёбов и пеплом рабочих гетто. Однако такие сценарии будущего - не в тренде. И такие мирные и светлые сюжеты никогда не попадут в разработку на киносценарий. Такое будущее будет отвергнуто незримой рукой и никогда не выйдет на экраны и мониторы. Незримые цензоры, вот уже начиная с гибели СССР, бесшумно следят за миропредставлением граждан Земли, формируют их взгляды на будущее и готовят очередную человеческую массу к новому порядку.
Кто же эти цензоры, и зачем они лишают нас любых иных взглядов на развитие нашего мира?
Эта модель достаточно вульгарна, цинична и груба, чтобы быть реальной.
С. Кургинян
Этот вопрос также открыт и обсуждаем. Но неужели любому нормальному, здравомыслящему человеку не более любо иное мировидение? Неужели честный и желающий для своих детей жизни лучшей, нежели была у него, человек не захочет иных городов, полисов и даже агломераций для будущего поколения? Такого будущего, каким его рисовали для нас известные и почитаемые всеми советские писатели-фантасты. Именно они связывали прямой линией на карте времени траекторию к «миру полдня», исходящую единственно от коммунизма.