Беспроигрышное фото в жанре no comments. Ради него всё и затевалось.
Вокруг монстрации не утихают страсти. Мероприятие, к которому за эти годы уже успели привыкнуть, вдруг обросло новыми скандалами, интригами, расследованиями. Вначале шествие отодвинули на набережную р.Оби. Затем монстранты по-партизански пробрались к месту проведения главного профсоюзно-коммунистического шествия. Потом явился вождь монстрантов Артем Лоскутов с мегафоном, которого повязали и упекли на десять суток за решетку. Всё сопровождалось хоровым щелканьем затворов фотоаппаратов, съемками на телефон, твиттерами-инстаграмами и толкучкой возле здания суда. Но мало кто сегодня помнит, с чего начиналась знаменитое движение.
Слушая приговор
Взволнованная публика у окон суда
А начиналось оно интересно. Примерно десять лет назад новосибирский художник Максим Нерода на троих с новосибирским художником Лоскутовым и новосибирской художницей Екатериной Дробышевой придумал проникать на демонстрации коммунистов и профсоюзов и разворачивать абсурдистские плакаты вроде «Ыыыыы!», «Даешь!» и тому подобное. Думается, автором идеи был все-таки Нерода в силу более тонкого ума и высокого культурного уровня. Кстати, сам он лично участвовал только в первой монстрации, на остальные не ходил. Почему - об этом позже. Затем Максим уехал в Германию. А Дробышева - в Мексику. Остался только Лоскутов.
Максим Нерода смотрит на монстрацию как на не искусство
Сам по себе Лоскутов - человек не очень умный и не слишком талантливый. Пределом его культурного уровня стало твердое усвоение простого тезиса: делай что-то вызывающее и объявляй это художественной акцией. Первой такой акцией, легшей в основу всего его дальнейшего творчества, стала публичная мастурбация на киевском майдане после первой же «оранжевой революции» на Украине с выпусканием спермы на брусчатку. Художественный смысл мероприятия заключался в том, что он буквально изображает метафору, которую с непотребного можно перевести так:«Мастурбирую на майдан».
Все остальные инициативы кроились уже по этому шаблону. Например, облил маслом табличку приемной партии «Единая Россия» и написал в блоге, что медведь «замироточил». Скандал, информповод, новость. Или, например, провел перформанс «Мокрые попы», во время которого человек в одеяниях священника «окраплял водой» и предавал анафеме различных персонажей. Расчет, разумеется, был на двойное прочтение названия «Мокрые попы». Скандал, информповод, новость. Затем вандальским способом вмонтировал в рекламные коробки стилизованные под иконы изображения панк-активсток Pussy Riot, проводя тем самым метафорическую параллель с Богородицей. Скандал, информповод, новость. Одним словом, шаблон - вызывающее действие и маскировка его под художественную акцию под видом метафоры или каламбура. Тупые и ограниченные люди реагируют на вызывающее действие, а утонченные эстеты и ценители - исключительно на тонкий художественный подтекст акции.
Еще одна гениальная акция: надпись выполнена нетрудно догадаться чем
Больше ни на что смекалки юного художника не хватило. Серьёзные проекты у него не задались. Вместе с борцом за отделение Сибири от России и дембелем израильской армии «Цахал» Дмитрием Марголиным Лоскутов снял фильм «Нефть в обмен на ничего» (то есть нефть Сибири в обмен на «ничего» из федерального центра). Информационную поддержку их гастролям по России и странам зарубежья оказали масштабную, но фильм вышел невыносимо скучный и невнятный и в народ не пошел. А вот приколы и провокации продолжали привлекать к себе внимание. Но даже они не сделали бы Лоскутову имя, если бы не монстрация - его реальный драйвер в информационном и социальном пространстве.
Уезжая в Германию, Нерода оставил монстрацию Лоскутову как отработанную безделушку. Сам он позже признавался, что после первой акции дальнейшие первомаи ему перестали быть интересны: «Если бы я не уехал, я бы просто сказал: "Ок, ребята, делайте без меня, мне это больше не интересно"». Ссылаясь на немецкий опыт, Нерода припечатал монстрацию к земле: «А как искусство это никого не интересует».
Как ни пыжился наследник монстрации Артем, чтобы изобразить из этого акт искусства, актом искусства монстрация не стала. Причины вполне прозаичны и озвучены всё тем же Неродой: «Когда границ искусства нет, оно исчезает». Массовое карнавальное шествие, в которое превратилась монстрация сама по себе, не было чем-то оригинальным и новым. Подобные акции проходили в новосибирском Академгородке ещё в 1960-х, практически с теми же лозунгами. Сохранились фотографии подобных шествий в центре Новосибирска от 1990-х годов.
Что сделал Лоскутов реально, так это присвоил авторство стихийно сложившегося карнавала себе, вышел в авангард шествия с растяжкой и мегафоном в руках. Всё.
Монстрация в новосибирском Академгородке в 1960-х годах. Лозунги не отличить.
И костюмы тоже
Монстрация в Новосибирске в 1995 году. Так кто там, говорите, придумал монстрацию??
Разумеется, через некоторое время простака заметили нужные люди и взяли в оборот. Тут следует кратко напомнить азбучные истины о мировых трендах в социально-подрывных технологиях. Технологии эти давние, многим, как, например, агрессивному феминизму, исполнилось сто лет и больше. Ни одна из этих технологий не направлена на свержение власти под прямолинейными лозунгами типа «Свергнем законное правительство и посадим своих вассалов». Все они всегда и в обязательном порядке маскируются соответствующими благородными тематиками: борьба за права женщин, борьба за права детей, борьба за права гомосексуалистов, лесбиянок, бисексуалов и трансгенденров, борьба с коррупцией, борьба за экологию, борьба за права трудящихся, борьба за права заключенных, борьба за свободу СМИ, борьба за свободу искусства и так далее. Последнее из перечисленного известно под именем арт-активизма. Кстати, первая инициативная группа, в которую входил Лоскутов, так и называлась «CAT - Contemporary Art Terrorism», то есть «современный арт-терроризм». Характерно, что и дружественная Лоскутову столичная арт-группа «Война» тоже называется вполне прозрачно. Другими словами, товарищи прямым текстом предупреждают, что будут громить и убивать. Метафорически, конечно. По крайней мере, поначалу.
Движение феминисток "Фемен" тоже начинало с борьбы за права женщин. Затем в ход пошла бензопила. Пока что бензопила.
Верховным главнокомандующим и генералиссимусом по этим вопросам в России является Марат Гельман - продюсер скандально известных выставок «Родина», серии злобных карикатур на Олимпиаду в Сочи, покровитель арт-активистов, менеджер в сфере искусства и культуры. Гельман старается максимально удерживать планку респектабельности. К примеру, после того, как в Болгарии неизвестные осквернили скульптурную группу, посвященную советским воинам-освободителям, перекрасив персонажей памятника в героев американских комиксов, он выступил с осуждением, заявив, что это тот самый случай, когда искусство перешло грань вандализма.
Но это для публики. На деле же Гельман к вандализму относится так же, как генерал - к огнестрельному оружию. То есть исключительно профессионально. Например, акты вандализма со стороны Лоскутова никак не помешали Марату взять Артема под свое пушистое крыло и, в конце концов, увезти лягушку-путешественницу вначале в Москву, а затем в теплую Черногорию.
Под теплым солнцем Адриатики Лоскутов вместе с другими полковниками - а может быть, и полевыми генералами - арт-активизма учился побеждать косность, консерватизм и мракобесие методом прямых физических воздействий в виде художественных акций.
Курортное местечко Будва, где сосредоточилась большая российская диаспора, было по согласованию с правительством Черногории отдано Марату Гельману под полигон проекта Duckley European Art Community, официальная цель которого заключается в том, чтобы стать «европейским культурным центром мирового уровня с некоторыми акцентами на регион и на Россию». «Думаю, - признался Гельман, - из-за ухудшения творческой атмосферы в России некоторые наши люди искусства предпочтут работать здесь». Так и оказалось. Лоскутов откровенничал, что встретил в Будве одного из участников самой первой новосибирской монстрации.
Марат Гельман в лагере арт-боевиков в Черногории
Поиздержавшись за границей, Лоскутов прямиком из полевого лагеря арт-террористов направился на ответственную спецоперацию на родину, в Новосибирск. В этом году его задачей было превратить развеселый карнавал, которым давно стала монстрация, в акцию жесткого арт-активизма - такого, чтобы с ОМОНом, разгонами и задержаниями.
Для этого Артем сразу отклонил вариант со спокойным согласованием карнавального шествия в предложенном мэрией месте. На набережной он отказался, а в центре города ему не разрешили. Первая часть плана сработала. Вторая часть заключалась в элементарном эндшпиле: несанкционированно явиться на площадь Калинина с мегафоном и растяжкой в руках, получить пресечение, задержание, 10 суток ареста и почетное звание «узника совести» от Amnesty International. Выигрыш!
На суде Лоскутов не скрывал, что изначально планировал свое задержание и шел на него сознательно (воистину, простота хуже воровства). Несмотря на в целом неуклюжие действия мэрии, один шаг она сделала грамотно, выделив для монстрантов двадцать автобусов: хотите провести монстрацию - пожалуйста, мы вас сейчас довезем до набережной. Разумеется, монстранты автобусами не воспользовались, и мэрия получила некоторый символический козырь, дескать, «мы же к ним с открытой душой, а они». Однако в общем и в целом Лоскутов провел спецоперацию успешно. Провалить ее было практически невозможно.
Главный лозунг «Господи прости» в свете скандала с «Тангейзером» хоть и нес явный политический мэсседж, являлся, с другой стороны, каламбуром, метафорой, а значит, правильно, - искусством. Людей повязали ни за что, акция не согласовали зря, монстранты - безобидные девочки-подростки с самодельными смешными плакатиками, власть - звери и мракобесы. А значит что? Правильно, власти такой «Ганьба!», власть такую «Геть!». Далее смотри хроники майдана. А то и «мокрого» попа Гапона, доведшего ситуацию до «мокрухи».
Для демонстрации мракобесного характера прогнившего российского режима Лоскутов привез с собой съемочную группу шведского телевидения во главе с Фредриком Свеннингссоном. Правда, быстро выяснилось, что аккредитации для работы в России корреспонденты не имели, поэтому получили предупреждение от ФМС. Но на монстрацию все равно явились и наблюдали лично. А потом собирали видеозаписи, сделанные самими монстрантами.
Здесь мирных шведов немножко потоптали копытами
А здесь слегка подрали собаками
А как поступили бы с такими акционистами в цивилизованных странах? Разумеется, не с девочками, несшими в руках безобидные плакатики, а с арт-боевиками типа «товарища Артема». Ну, например, в той же Швеции. А очень просто. В 2012 году в Мальмё, откуда, кстати, и приехали шведские разоблачители кровавого российского режима, мирный митинг разогнали собаками и бульдозерами, провели массовые задержания и оприходовали дубинками. Фото и видео, как полицейские собаки рвут цивилизованных шведов, до сих пор гуляют по сети. Amnesty International, кстати, судя по отсутствию гневной реакции, считает эту манеру обхождения с протестующими вполне европейской и демократичной.
Так что Новосибирск продемонстрировал в отношении монстрантов, возможно, некоторую глупость и простодушие, но никак не жестокость и уж тем более не тоталитаризм (ага, на фоне разгонов на Уолл Стрит). Реальная sa_paka в этой истории одна: sa_paka - это сетевой псевдоним Артема Лоскутова.
Мария Киселёва