В последнее время я стал много читать. Вы не думайте, что раньше я совсем не читал. Просто мне периодически попадаются интересные статьи на тему ЛГБТ и гомофобии, и в этих статьях я часто видел ожесточенные споры в духе: «Это противоестественно, раньше такого не было!» и подобное. В итоге я задумался, а правда ли, что раньше такого не было? Покопавшись в памяти, я вспомнил только Чайковского, так как слышал, что он был гомосексуалом. Но что было еще раньше, до него? Я этого не знал. И стал читать на эту тему. А потом решил вкратце изложить то, что нашел. Надеюсь, вам это будет интересно.
История цвета радуги
Гомосексуалы были всегда - в Древнем мире и в Эпоху возрождения, в Средние века и в Новое время. Отношение к однополой любви варьировалось от признания совершенно естественным явлением до полного неприятия и осуждения.
PS: Я отдаю себе отчет в том, что историческая достоверность некоторых источников информации весьма сомнительна. Тем не менее, дыма без огня не бывает, и многочисленные гомоэротические произведения искусства говорят сами за себя.
***
Несмотря на то, что традиции гомосексуальных отношений существовали в совсем уж Древнем мире (в Месопотамии, Древнем Египте и пр.), начну я, пожалуй, с Древней Греции, как признанной колыбели цивилизации.
Древняя Греция. Боги
Что позволено Юпитеру
А точнее, Зевсу, мы же в Греции.
Так вот, Зевс был тот еще затейник. Все в школе читали мифы Древней Греции и знают, что он регулярно изменял своей жене Гере, похищая юных дев (например, Европу) или являясь к ним в образе какой-нибудь странной субстанции (как в случае с Данаей). Но вот о чем в школе стыдливо умалчивают, так это о том, что начальник древнегреческих богов изменял своей благоверной не только с прекрасными девами, но и с не менее прекрасными юношами.
Бытует мнение, что он похитил красавчика Ганимеда, сына троянского царя Троса и нимфы Каллирои отнюдь не для того, чтобы сделать виночерпием на Олимпе, а дабы вкусить юного тела. Ну, согласитесь, звучит довольно странно: «И подумал Зевс: «Что-то у меня виночерпии недостаточно симпатичные, украду-ка я вон того хорошенького парнишку». Нет-нет, по словам того же Софокла, мальчонка «красою бёдр власть Зевса разжигает».
Ганимедов папа получил в утешение золотую розу гефестовой работы, пару коней и уверения, что его сын станет бессмертным. Выкуп царя вполне устроил и все были счастливы - и Зевс, и Трос, а Ганимеда, в общем-то, никто и не спрашивал.
Еще одним известным божественным сластолюбцем был лучезарный Аполлон. В Википедии список возлюбленных Аполлона насчитывает порядка 47 человек, 25 из которых мужского пола. Среди них - прекрасный Гиацинт, сын спартанского царя Амикла. Связь с богом закончилась для него печально. Будучи возлюбленным Аполлона, он стал объектом страсти бурного Зефира. Когда однажды Аполлон обучал юношу метанию диска, Зефир из ревности направил брошенный Аполлоном диск на голову Гиацинта. Эту трагическую историю описывает Овидий в своих «Метаморфозах»:
«Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши. Подбежал испуганный Аполлон. Склонился он над своим другом, приподнял его, положил окровавленную голову себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но все напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют всегда такие ясные глаза Гиацинта, бессильно склоняется его голова, подобно венчику вянущего на палящем полуденном солнце полевого цветка.
В отчаянии воскликнул Аполлон:
- Ты умираешь, мой милый друг! О, горе, горе! Ты погиб от моей руки! Зачем бросил я диск! О, если бы мог я искупить мою вину и вместе с тобой сойти в безрадостное царство душ умерших! Зачем я бессмертен, зачем не могу последовать за тобой!
Крепко держит Аполлон в своих объятиях умирающего и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: - Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей.
И вот по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона».
Кроме того, разные источники приписывают гомосексуальные связи Дионису, Гефесту, Посейдону, да чуть ли не все греческим богам.
Платон мне друг, но…
Древнегреческие философы совершенно спокойно относились не только к рабству, но и к различным проявлениям любви. Философски, скажем так, относились.
Сократ, например, нередко считается апологетом любви к юношам. В платоновском диалоге «Соперники» он признается, что его «всегда сражают своей красотой юноши». В ксенофонтовском «Пире» он чрезвычайно хвалит одного из участников, Каллия, за то, что предмет его любви - Автолик - «не утопающий в неге, не расслабленный ничегонеделанием, но всем показывающий силу, выносливость, мужество и самообладание». При том, в обоих диалогах Сократ отстаивает преимущество духовной любви к мальчикам перед телесной - «Низок же тот поклонник, который любит тело больше, чем душу».
В одном из диалогов Платона Аспазия утешает Сократа:
«Что же ты плачешь, дорогой мой Сократ? Неужели вечно будет смущать твою душу эта любовь, которой, точно молнией, обжёг тебя этот бесчувственный юноша?» Речь идет, по-видимому, об Алкивиаде, который и сам был неравнодушен к мыслителю.
Подобные речи были не в новинку друзьям, ученикам и просто окружению Сократа, и они относились к этому вполне терпимо. Некоторые мыслители считали, что любовь к юношам - привилегия философов, и она более возвышенная, чем любовь к женщине.
Рассказывали, что Сократу приснился сон: с жертвенника Эроту в Академии взлетел птенец лебедя и уселся ему на колени, а затем оперился и устремился к небу. С этим лебедем Сократ сравнивал своего лучшего ученика Платона.
В юности Платон был возлюбленным драматурга Агафона, которому посвятил такие строки:
Душу свою на губах я почувствовал, друга целуя
Бедная, верно, пришла, чтоб перелиться в него.
Известны также и его эпиграммы, обращенные к некоему Астеру («звезде»):
Ты на звезды глядишь, о звезда моя! Быть бы мне небом,
Чтоб мириадами глаз мог я глядеть на тебя.
Диалоги Платона представляют яркие картины афинских нравов, когда постоянными темами светских бесед были ухаживания за местными красавцами и их соблазнение теми или иными способами. Самый известный диалог «Пир», посвященный любви, где философ создает яркий образ Эрота-тирана. Вне зависимости от того, насколько Платон разделял мнения, вложенные им в уста своих персонажей, речи диалога отражают существовавшие в то время суждения.
Не смог избежать темы однополой любви и Аристотель. Рассматривая вопрос о чрезмерности наслаждения, он говорит о вещах, доставляющих удовольствие по природе, и трех видах удовольствия не по природе (в силу уродств, привычек или испорченности естества). Про любовные наслаждения с мужчинами он пишет: «Ведь у одних это бывает от природы, у других - от привычки, как, например, у тех, кто с детства терпел насилие. Тех, у кого причиной является природа, никто, пожалуй, не назовет невоздержным, как, например, женщин за то, что в половом соединении не они обладают, а ими, как и невоздержным владеет влечение; соответственно обстоит дело и с теми, кто находится в болезненном состоянии из-за привычки». Видимо, впервые в науке Аристотель обратил внимание на примеры гомосексуального поведения у животных (у куропаток, перепелов, петухов, голубей): как самцов, так и самок.
В этическом учении стоиков любовь к юношам относилась к сфере безразличного (для достижения высшего блага). Зенон Китийский утверждал: «Сходиться с мальчиками следует не больше и не меньше, чем с немальчиками, а с женщинами - так же, как с мужчинами». Впрочем, сам Зенон предпочитал юношей. По его мнению: «Бог Эрот - это приуготовитель дружбы, свободы и даже единомыслия, но не чего-то иного».
На этом я закончу, так как не хочу вас перегружать. Надеюсь, вам было интересно. И да, интересно ваше мнение.
Следующая часть будет о древнегреческих героях.