Вчера, после поста о внутренних детях, народ некоторый возмутился: « Кто все эти люди внутри меня и почему их так много. И вообще, чем дальше, тем их больше. Тут периодически о личностной целостности речь идет, так не выходит ли, если мы там вычленяем субличности у себя, что мы себя дробим на кусочки. Не противоречит ли это идее целостности?» Отвечу:
«Нет, не противоречит».
Согласна, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. Все эти персонажи что-то хотят и что-то делают и, сразу возникает вопрос: «А я-то тут где?» Вот, говорим о «внутреннем ребенке». Он там чего-то хочет и как-то себя чувствует и будто этот ребенок вовсе некий демон, который живет внутри своей собственной жизнью.
Это отчасти так и не так. На самом деле все эти субличности - нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Режим этот сложился в какой-то период жизни и является в принципе самодостаточным, если он построен верно и все его части получают достаточно энергии ( химической и электрической и т.п.) для того чтобы существовало некое физиологическое равновесие. Если там, в этой схеме непорядок, то она будет работать неверно, давать сбои и требовать извне вмешаться и сделать что-то, что ее сбалансирует.
Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой. Какие-то схемы и сети в определенный момент завершают свое формирование и остаются в одном состоянии до конца жизни, некоторые продолжают формироваться. Вероятно, что окончание формирования одной схемы совпадает с ситуацией, когда из конкретного обретенного навыка уже больше ничего не выжмешь. Например, навык есть за столом. Либо нет ресурсов и возможностей закончить строительство схемы. Опять, к примеру, можно было бы дальше развивать эмпатию, но нет никого вокруг, кто бы мог помогать это делать.
Но не стоит забывать, что даже завершенным схемам все так же нужна энергия. Они должны функционировать .Схемы складываются как кирпичники в более сложные системы, а те в свою очередь в личность в целом. И если где-то на более низшем уровне будет сбой, то вся система будет работать плохо и всю личность может перекосить.
Возможно «перекосить личность» опять же звучит сурово. На самом деле вся прелесть всей человеческой личности заключается в том, что от перекашивания она может довольно умело защищаться, за счет развития других частей системы. Если что-то не так, то другие части будут работать больше, брать на себя какие-то функции с разной степенью успеха.
Теперь почему собственно «субличности» приложены к всем этим нейрональным путям? Дело в том, что пути и сети эти очень сложные и мы точно не можем их не то чтобы описать, но и даже понять полностью. Мы о них знаем по внешним проявлениям. Это как будто мы слышим, как работает машина под корпусом. Что-то жужжит, что-то стучит, что-то рокочет. Для того чтобы увидеть как это работает, нужен ключ доступа к механизму. Но что такое для психики код доступа? Это не набор инструментов для трепанации черепа и даже не электронный микроском или позитронно-эмиссионный томограф. Это некий язык, на котором говорят наши схемы.
Учитывая, что информация для их образования поступала извне, то и обратиться к ним можно при помощи той же самой информации, которая для их строительства когда-то использовалась. Да, то самое «аудио-визуально-кинестетическое» в разных сочетаниях и разной сложности. И если Вы с ними разговариваете на правильном языке, то они вам ответят. В том числе и дадут знать о том, что у них дисбаланс и что-то им надо.
Как они нам ответят? Ну, так же как мы их и спросим. Мы им вводим внешнюю информацию, она кодируется в мозге и передается в нужные отделы. Те нам отвечают, и информация раскодируется в том виде, в котором был составлен запрос. ( в принципе человек сам для себя довольно дружественный интерфейс, но он не застрахован от сбоев).
Как составить правильный запрос и понять ответ? Вот тут нам помогает метафора с «субличностями». Нам легче представить параметры той самой внутренней схемы в виде метафорического условного человека с тем или иным набором качеств. Так мы ему делаем запрос на нужном языке.
С ответом метафора тоже очень сильно помогает. Дело в том, что мы очень плохо сами себя видим со стороны. Считается, что мы осознаем только 5% своей личности. Нужна очень сложная абстракция, чтобы видеть себя как другую личность и беспристрастно за собой наблюдать. А это основа эффективной работы с психикой. Но вот когда мы представляем, что беседуем с некой «субличностью», то нам легче держать дистанцию и видеть все с позиции наблюдателя. Работа идет гораздо эффективней.
Таким образом никакого дробления психики не происходит. Методика работы с субличностями просто позволяет видеть отдельные схемы- компоненты самого себя и общаться с ними. И чем больше в этом случае вы в себе распознаете таких схем, тем легче найти маленькие сбои в общей системе. Например, в свое время были выделены Персона и Тень. Это 2 лагеря схем, которые описывают предъявляемые и скрываемые субличности. Прекрасно знать и говорить о Тени, потому что она, окаянная, источник всяких неприятностей. Но вот работать с ней сложно, потому что на самом деле, это очень большой коллектив субличностей со сложной судьбой и характером. Кто-то из них совсем отвержены, кто-то подавляемы, а у кого-то другие нюансы существования. Они могут хотеть многого и даже порой противоположенного. Поэтому удовлетворить ее одним махом практически невозможно.
Можно выделить «ребенка» из группы подавляемых субличностей в Тени ( у большинства он к сожалению именно там). Но и с ним работать тяжело, потому что это детский сад от 0 до подросткового возраста. У детей тоже разные потребности, в их коллективе разные лидеры и взаимодействуют они по разному.
И самое главное, что из всего множества этих субличностей подавляющее большинство нормально работает. Они в балансе и мы о них не знаем, потому что им ничего не надо. Погоду портят единицы. С ними и работают чаще всего во время психотерапии.
Таким образом, говоря с субличностями вы, фактически, модифицируете работу своего мозга, исправляете проблемы функционирования. Да, звучит пафосно, но все что вы в принципе делаете в жизни, находит свое отражение в работе мозга. Что-то активируется, что-то затухает. Вы можете так же произвольно через ключ доступа вмешаться в привычную стереотипную работу отдельных систем и изменить ее. Это не просто, потому что процесс более сложен, чем гаечным ключом подкрутить ослабшие винтики, но возможно.
И не только методика «субличностей» такая волшебная. Фактически любое психотерапевтическое воздействие имеет такой принцип работы. Просто используются другие метафоры и другие ключи доступа.