"Залипание" я-концепции.

Jan 31, 2012 19:01


   Одна из распространенных причин многих психологический проблем - своеобразное «залипание» отдельных частей Я-концепции.


  Я уже неоднократно упоминала, что Я-концепция довольно сложное образование, которое состоит из множества мелких Я-концепций, касающихся узких ролей человека в определенных ситуациях. В повседневной жизни они молниеносно переключаются с одной на другую в зависимости от потребности и текущего момента.  В этом нет ничего таинственного. Мозг не может держать активными все схемы и нейронные цепи одновременно. Допустим, вы занимаетесь скалолазанием, но ездите в горы раз в год. А так, по профессии вы менеджер или IT. Т.е.  поддерживать  навык лазания по скалам в повседневной жизни - довольно сильное расточительство сил и энергии.    В то же время, залезая на  скалу, вам совершенно не нужны  навыки IT  Да, вы не забудете после посещения гор, как писать программы, но на короткий момент они уйдут на задний план.

По сути, каждый из нас, как «инспектр Гаджет» достает из своих  недр ( в данном случае психических) некий набор необходимых для осуществления роли набор инструментов. Этот набор инструментов соотносится с собственным «Я» и осознается нами, как Я концепция.

Смена рабочих Я-концепций играет не только утилитарную ( инструментальную) роль, но еще и защитную.  Последнее может происходить, что у вас может быть какая-то часть не очень развита, а другая вполне.  Можно использовать более развитую и успешную Я-концепцию для достижения успеха. Это как к примеру, если вы не умеете не стерев пальцы пользоваться теркой для овощей, как учила мама. Но зато вы можете использовать кухонный комбайн и потереть морковь.  Тут мы получаем тот же результат, но разными способами. И это совершенно нормально искать более удобные и эффективные инструменты в достижении цели.

Еще смена я-концепций очень важна для  чувства благополучия. Например, вы не пробежали 100 метров  за большее время, чем последний олимпийский чемпион. Ну черт-побери! Зато вы отлично ладите с детьми и вас друзья любят. Т.е. концепция я-великий спортсмен вполне может быть вполне не в форме, но  она не отражает всех сторон вашей личности и не перечеркивает значимость вас как человека. Ваше дело развивать себя или не развивать, как великого спортсмена. Можно всегда пересмотреть необходимость именно необходимости именно этого аспекта своей личности. Например, можно выбросить слово «великий» и оставить просто спортсмена.

У некоторых людей же какая-то из я концепций просто залипает и начинает  доминировать в большинстве  жизненных ситуаций. Это значит, что у человека только одни и те же схемы работают и на все про все, на все жизненные миссии, один инструмент Т.е. у вас в руках оказывается, как у   спецназовц,а только нож на все случаи жизни. И все бы хорошо, только  далеко не все люди  - спецназовцы и далеко не у всех в руках нож, который действительно можно приспособить к  довольно большому спектру  операций. А если у вас в руках грабли? Ну хорошо, кроме как сгребать листья в саду и равнять  будущие грядки, можно граблями от врагов отбиться и использовать  их для измерения расстояния и длины. Но грабли на кухне совершенно лишние. К  шинкованию моркови их никак не приспособить. И стоит человек с граблями перед морковкой и осознает - «да я какой-то чудак на букву «М» прости господи». А так как функция переключения к другим  стратегиям  блокирована, то не чувствовать себя не «чудаком на букву м» в большинстве случаев в жизни довольно трудно. Ну грабли, такое дело, что и на свидание с ними не пойдешь и в  спортивном зале они не очень к месту.

Остается вопрос, почему же я-коцепция «залипает». Это происходит по нескольким причинам.

1. Родители  часто используют фиксацию ребенка на его не благополучной и слабой функции, для стимула к развитию. Ребенок чувствует фрустрацию и в норме должен развиваться.  Это действительно так.  Даже если у взрослых  что-то не получается, они в норме приступают к проработке слабого аспекта. Но бывает, что родители перебарщивают с фиксацией и накладывают запрет на защитное переключение я-концепций. Например, ребенок получил двойку. Приносит ее домой. Да, двойка это плохо и ему стыдно. Через какое-то время ребенок радостно вскидывает голову и говорит « да у меня 2 по математике, но зато я танчики из спичечных коробков могу делать». Да, танчики, это здорово, но на знания математики не очень влияют.  Хотя можно довести математику до уровня искусства склеивания танчиков и тогда ребенок будет полностью  в порядке. Вместо этого родитель гневно восклицает « ты не только двоечник, но еще и виляешь, пытаешься уйти от ответсвенности! Ты просто будущий преступник! Посмотри правде в глаза. Ты просто отвратительный двоечник» Часто у детей формируется зание и понятие, что переключение на более качественные аспекты своей личности - позорное бегство от реальности.  Люди с расстройствами пищевого поведения довольно часто  оказываются в таком положении. Даже когда другие пытаются  сказать,  что худоба это не важно в их жизни, то  им в гневе говорят « Ты просто  не хочешь признать, что ты отвратительная свинья. То, что ты интересный человек,  и у тебя такое телосложение это просто отговорки и попытка уйти от ответственности.» ( напомню, что после осознания себя отвратительной свиньей   регулярно заниматься спортом  со здоровыми нагрузками начинает минимум людей, у большинства следует реакция о которой я писала ранее « немедленно выключите свет»

2. Одна из я-концепций у человека считается лучшей и самой удачной. Например, ребенок имел ряд неудач в разных областях жизни ( ну так сложилось), а потом , бах и получилось. Ребенок получил массу удовольствия и решил, что фиг с ними с остальными областями. Будем брать что получается. Иногда это работает, а иногда категорически нет. Конечно случаи бывают разные. Иногда дети действительно не могут в случае врожденных проблем или болезней, а иногда это просто  дело случая. И тут родители могут переборщить. Например. Сказать ребенку с двойкой: « Да сынок, фиг с ней с математикой. Кому она нужна для склеивания танчиков» До определенного момента танчики действительно прекрасны, но потом  во все более усложняющейся жизни,  они уже начинают  требовать доработки или к танчикам нужны дополнительные гаджеты и умения. В конце концов  танчиками сыт не будешь, нужно хотя бы научиться их продавать заинтересованным лицам.  Человеку приходится очень от многого отказываться, многое терять, но он продолжает твердить, что зато у него есть способности к танчикам и трава не расти.

  1. У человека не было возможности образовать другие я-концепции. Это случай когда «девушку можно вытащить из деревни, но не возможно вытащить деревню из девушки». Живя в определенном узком обществе, люди приобретают  определенный набор инструментов, который прекрасно работает и обеспечивает отличную адаптацию. Вышеупомянутые грабли прекрасны в саду и огороде. Но вот условия меняются. Дама с граблями идет в оперу и удивляется: « столько народа и ни один не допер захватить с собой грабли! Все на меня смотрят и завидуют, что у меня-то грабли с собой, а у них нет.» Иногда грабли всячески драпируются,  раскрашиваются в модные тона, но  не выбрасываются. Потому что других инструментов нет, и жизнь показала, что грабли отлично работают.


  1. Иногда нефункциональна я- концепция приносит дивиденды. Тебе можно не работать над остальными я-концепциями, а заставить делать это за тебя других. Ну черт, на могу же я готовить с граблями в руках!  Менять грабли совсем ни к чему, или придется таки приступать к кулинарии. Или «гордые грабленосцы не  торчат на кухне, потому что поставить грабли в угол им не позволяет честь» Или еще не забывайте, что размышления о себе как о человеке прикованным к граблям волею судьбы приносит свои дофаминовые бонусы.


Так то если вы по каким-то причинам застряли в какой-то определенной я- концепции вы можете  иметь массу  неприятностей.  Это может быть частью таких проблем как прокрастинация, отвращение к себе, перфекционизм, самосаботаж ( self-defeating) и социальные фобии. Это и ключ к исправлению многих  трудностей. Некоторым просто надо разрешить  думать о себе в других ипостасях или разрешить приобретать другие я-концепции. Это  может и самооценку повысить, и дать возможность подтягивать слабые стороны, если они нужны, и избежать кучу неприятных эмоций.

Но с переключениями тоже не  все абсолютно легко. Иногда это может играть и отрицательную роль если слишком увлечься. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

психогигиена

Previous post Next post
Up