Про аутизм и адаптцию.

Dec 08, 2009 19:48

Все еще идут разговоры по блогам по поводу того, нужно ли лечить аутизм или оставить все как есть. Вопрос конечно не однозначный, из-за чего я тут некоторую информацию написала. Сразу скажу, что никаких откровений тут в плане лечения нет и те кто в этой теме ничего нового не найдут. Это скорее некоторая информация для того, кто вообще кроме слова "аутизм" ничего не слышал или знает об этом смутно и отрывочно.
Аутизм, как и все остальные состояния,которые относятся к психиатрии не являются каким-то застывшим пунктом. Нельзя сказать, что вот слева это "нормальные", а справа "аутисты". Существует целый спектр расстройств, которые так и называют - "аутистический спектр" или первазивные расстройства развития. Здесь можно провести такую же аналогию, как с метро gutta-honey.livejournal.com/113296.html. При этом, одна сторона линии доходит до практической нормы, а другая уходит очень далеко за пределы схемы. При этом "аутисты" всегда используют "альтернативные виды транспорта".
Если кому-то кажется, что данные расстройства большая редкость, то это, увы не так. Считается, что они встречаются в 0,5-10% случаев. Другие данные говорят, что болен один из 150 детей. Всего же в мире насчитывается около 10 миллионов больных.
Вообще, выделяют 3 основных группы заболеваний этого спектра
1. Ранний детский аутизм (синдром Каннера)
2. Синдром Аспергера
3. Неуточненные первазивные расстройства развития( он же атипичный аутизм), которые фактически составляют "диагностическую помойку". Сюда входят синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и аутизм с высокой степенью функционирования.
В МКБ 10 немного другая классификация. Там
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями
F84.5 Синдром Аспергера
Однако, основным общим моментом для всех этих форм является синдром аутизма, который характеризуется триадой, выраженной в разной степени:
1.недостаток социального взаимодействия ( сложности с использованием мимики, жесты и позы тела; сложности с установлением контакта со сверстниками; сложности с регулированием поведения в связи с ситуацией; недостаток эмпатии) ,
2.недостаток взаимной коммуникации (отсуствие или задержка речи или неумение поддерживать речевое общение; стереотипная речь из стандартных фраз или речь витиеватая с использованием сложных "научных" слов)
3.наличие стереотипных форм поведения ( стереотипные и ограниченные интересы (монотема),которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержанию или направленности; привязанность к определенным нефункциональным (бессмысленным) поступкам и ритуалам и крайняя сложность при переключении с них; моторные (двигательные) стереотипии в виде махания руками, скручивания пальцев, раскачивания и т.п; повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
Кроме того каждое заболевание имеет собственный набор характеристик, отраженный в диагностических критериях, так, что если кто думает, что диагнозы ставятся с потолка, то это не так.
Теперь, собственно, ближе к теме. Как я уже говорила, то все эти заболевания представляют собой спектр, т.е между ними нет четких границ, за исключением, пожалуй, синдрома Ретта и дезинтегративного расстройства. Эти два приводят к глубокому расстройству интеллекта и являются самыми тяжелыми из всех. Ребенок, при синдроме Ретта -девочка, при дезинтегративном расстройстве -мальчик, полностью теряет полученные до начала заболевания навыки и не может взаимодействовать с окружающими и ухаживать за собой, в том числе управлять мочеиспусканием и дефекацией. Это собственно "конечная станция" на данной ветке. Если же двигаться от них в сторону станции "норма", то следующий по тяжести будет ранний детский аутизм. Это будет даже не станция, а район, по которому движется поезд. Это тот самый классический аутизм, который описан Каннером в 1943 году, и получивший его имя ( синдром Каннера). Он, если брать совсем уж классический случай, характеризуется отсутствием речи, отсутствием социального контакта и простыми стереотипиями, которые и составляют практически всю деятельность ребенка. При этом у ребенка наблюдается атипичная умственная отсталость, которая возникает из-за невозможности усвоения новых знаний. Хотя, и внутри этого диагноза могут быть варианты - более тяжелые и более легкие, когда ребенок все-таки овладевает какими-то навыками и даже его интеллект может достигать 70.
После этого района, после столбика в IQ 70 (Это чисто диагностический критерий, но в реальности и тут граница размыта) начинается область "аутизма с высокой степенью функционирования". Это неофициальный термин и не используется в диагностике, однако он просто характеризует положение, что аутизм может быть весьма различным. Многие утверждают, что это уже следующее заболевание в спектре- синдром Аспергера, но другие полагают, что все же это разные понятия.На этом уровне больные способны вести нормальный образ жизни и справляются с повседневными задачами, но у них наблюдаются серьезные проблемы со взаимодействием с другими людьми. Они плохо держат зрительный контакт, у них бедная мимика и с трудом интерпретируют мимику и жесты других людей. Речь у них развивается с задержкой, они плохо понимают и пользуются метафорами и переносным смыслом слов. Однако в отличии от "классического" аутизма они хорошо понимают отдельные концепции и идеи, различные правила, у них хорошая память, есть математические и артистические способности, они могут овладеть компьютером, рано овладевают чтением и часто увлекаются им.
И последний район на пути к норме - это синдром Аспергера. Люди с этим синдромом имеют нормальный или повышенный интеллект, но часто отстают несколько в развитии моторном. Речь у них развивается своевременно, но отличается своеобразием. Дети такие многословны,часто могут неправильно пользоваться метафорами в речи, речь больше похожа на официальную из-за некотрой монотонности, отрывистости, повышенной громкости. Часто используют сложные термины и похожи на маленьких профессоров. Однако у них существуют трудности во взаимодействии с другими. Трудно адаптируются в коллективе, плохо понимают юмор, иронию, могут долго говорить об одном и том же, т.к. не чувствуют потерю интереса аудитории и чувства слушателей. В целом это весьма одаренные люди , которые могут добиться очень многого, если этому не помешает их дезадаптация в обществе. Вообще они крайне тяготятся своей неспособностью быть включенными в социум и сильно страдают от этого. На этой почве у них часто развиваются невротические расстройства ( чаще всего навязчивые) и депрессии, которые могут значительно осложнять им жизнь. По сути единственное что их отличает от среднего населения- это трудности коммуникации. Особенно труден для них подростковый возраст из-за того, что они не могут находится в обществе сверстников, которые часто избирают их объектом для шуток, не могут найти себе друга или подругу. В более позднем возрасте они могут достаточно неплохо адаптироваться профессионально и весьма преуспеть, однако трудности с отношениями могут сохранятся. Очень яркий пример синдрома Аспергера ( вероятного) - главная героиня сериала "Кости" ( прекрасный специалист, которая совершенно ничего не понимает в человеческих отношениях, шутках и поведении). Нужно отметить, что людям с Аспергера очень помогло развитие интернета. Именно общение онлайн позволяет им избежать многих неприятностей со знакомством и общением, т.к. оно не требует чтения невербалики собеседника. Именно такие взаимодействия помогают им преодолеть многие негативные чувства связанные с их особенностями личности.
Основной смысл работы с аутистическим спектром - это адаптация больных. Т.е. это мероприятия, которые позволяют "подтащить больных" по линии метро, как можно ближе к центру. Существуют люди, которые утверждают, что таких людей не стоит трогать, так они счастливы в своем собственном мире и им никто не нужен. Так вот было установлено, что они нуждаются в общении с другими, но не знают как это сделать. Любые же перемены, в том числе и новые люди, в их окружении вызывают у них панику. Поэтому наверное будет правильно, помочь ребенку стать более близким к миру.
Основными методиками адаптации являются различные обучающие программы, включающие терапию игровую, поведенческую, трудовую, коммуникационную. Что же касательно лечения медикаментозного, то такого, направленного конкретно на лечение аутизма не существует. Однако психотропные препараты используются для лечения коморбидных ( сопутствующих) расстройств. Например, для лечения депрессий и стереотипного или навязчивого поведения используются ингибиторы обратного захвата серотонина. Хорошо исследованы 3 препарата для этих целей кломипрамин ( анафранил), флувоксамин ( Лувокс), и флуоксетин ( Прозак). Исследованиями показана их эффективность в отношении данных симптомов. Что касательно нейролептиков, то они могут быть использованы для лечения агрессивного и аутоагрессивного поведения больных, лечения стереотипий. FDA одобрила для этих целей только 4 препарата - клозапин, рисперидон ( рисполепт), оланзапин (Зипрекса) и кветиапин ( Сероквель). однако, наиболее уверенные данные о лечении были получены только у рисперидона. В любом случае при назначении психофармакологии необходимо взвесить все за и против с учетом все возможных отрицательных моментов терапии.
Всегда звучат мысли, что проводимая терапия, адаптирующая больных разрушает их внутренний уникальный мир и портит их, делает безликими. На самом же деле нет ни одной такой методики, которая позволила кардинально воздействовать на механизмы аутизма. Как ни старайся, человек с аутизмом всегда будет иным. Терапия позволяет лишь лучше использовать его способности и дает возможность вести независимую от других людей и учреждений жизнь. Другой вопрос, что такие реабилитационные мероприятия для больных вне крупных городов недоступны. Мир аутиста действительно уникален и об этом всегда говорят специалисты, когда раздаются мнения, что больные аутизмом-это балласт, от которого нужно избавится. Эти люди могут внести в нашу жизнь много новых идей,если им дать возможность эти идеи выразить.
Адаптировать или не адаптировать ребенка с аутизмом любого уровня, это решение родителей. Однако если аутизм не носит характер "процессуального" ( прогрессирующего) можно добиться положительных результатов. Это далеко не так легко, но тем не менее возможно, особенно если это аутизм с высоким функционированием или синдром Аспергера.
Previous post Next post
Up