В царские годы подавляющее большинство уральских школ были начальными. Именно в начальных школах работало подавляющее большинство российских учителей!
В сфере образования существовала большая социальная дифференциация.
Как и сейчас наиболее высокие заработки имело руководящее звено средних и средне специальных учебных заведений. Но были от сегодняшнего дня и отличия: так, в наиболее благополучном, даже привилегированном положении находилась высшая школа.
Заработная плата наиболее массовой категории работников образования- учителей именно начальных школ часто не дотягивала до 15 рублей в месяц. Именно столько получал мастеровой не очень высокой квалификации. В целом документы свидетельствуют о том, что заработная плата учителей начальных школ в 1900 г. была от 100 до 300 рублей в год.
Фактически уровень жизни современных учителей опустился до уровня начала XX века.
Как пишет историк, Анна Суворова, из-за того, что служба в школе оплачивалась весьма скромно, «сеятели на ниве просвещения» вынуждены были выходить в поле и сеять хлеб. Помимо хлебопашества, некоторые занимались огородничеством, пчеловодством, садоводством, хмелеводством, ремеслом(переплетным, столярным, токарным, плотничьим, сапожным, портняжным, кузнечным, красильным), рукоделием. Некоторые учителя держали домашний скот, многие собирали грибы, ягоды, охотились и рыбачили. На время отпуска кто-то уезжал к родственникам, но у многих не было средств на такие поездки. Преподаватели, имевшие хозяйство, летнее время посвящали ему. В некоторых училищах в страдный период устраивались детские ясли, где учительницы работали воспитательницами. Учителя предлагали свои услуги по изящному рукоделию, вышивания гладью, росписи по стеклу, обучению музыке и т.д.
Возникало унизительное противоречие между самосознанием «человека с образованием» и невозможностью по-настоящему поддерживать этот статус!!!
То есть, ситуация и в этом плане была почти аналогична сегодняшней.
Основная часть жалования педагогов уходила на бытовые нужды. Учительница из Стерлитамака
М. К. Арсланова в своем дневнике сообщила, что в1905 г. приходилось работать без заработной платы, учени-ки приносили педагогу по5 копеек в неделю, с1907 г. жалование учителя составляло10 рублей в месяц. В редких случаях они имели собственные квартиры, которые могли получить по наследству от родителей или других родственников. По мнению других исследователей, например Ю. Железняковой, учитель был приезжим и собственного дома не имел. Учителя проживали у крестьян, снимая«углы» и«квартиры» в их убогих домишках. Нередко учительское жилье находилось прямо в школе. В лучшем случае, в небольшой, отдельной комнате, в худшем- в классе, за тонкой дощатой перегородкой.
Писатель Павел Бажов в «За советскую правду» описал приезд учителя в сибирскую деревню в период американо-колчаковской оккупации:
- Ну, а вучилище где будеть? - спрашивает староста.
- Та где же говорено - у Костьки Антипьевича. Самое у него вучилище и квартира вучителю будеть.
Названный Костькой, высокий крестьянин с бельмом на левом глазу, считает нужным оговориться:
- Можеть, кто другой желаеть?
- Кто ж пожелаеть, коли у вас дом у селе большейший.
Дальше условливаются, когда привезти школьную мебель, которая сделана еще до революции и стоит по домам. Выбирают попечителя, черного верзилу, с которым разговаривал Кирибаев перед сходкой. Со схода Кирибаев пошел осматривать школьное помещение. Кроме хозяина арендованного под школу дома, с ним пошли вновь избранный попечитель и староста.
Дом оказался просторным, с блестящими, как лакированные, стенами из кедрового леса. Для класса назначалась угловая комната с большой печью «щитом», по местному говору. Рядом маленькая комната для «вучителя». Через теплый коридор жилая изба хозяина.
После Октября статус учителя и его материальное положение резко улучшается. Первуоральский горисполком в конце 30-х с гордостью докладывал:
«Учительница начальных классов в 1913 году получала за свой труд от 14 до 15 рублей. Сейчас ее месячный оклад не менее 300 рублей. Из 410 учителей в Первоуральском районе 86 человек имеют высшее образование, законченное среднее - 200 человек. За годы сталинских пятилеток построены школы №10,11, 15,7,12 и №5. А так же билимбаевская средняя школа».
Как известно канцлер Германии Бисмарк после победной войны с Францией сказал, мол, эту войну выиграл прусский школьный учитель.
Все войны страстотерпца святого Николая Кровавого школьный учитель проиграл. А потом проиграл и российскую империю. Восстанавливать державу, уже советскую, пришлось советскому учителю.
Какую войну и какую державу проиграет нынешний нищий учитель пока можно только предполагать…