Завтра кончилась война. Экономика Финляндии в Зимней войне

Mar 11, 2017 10:35




Когда весной 2013 года я написал пост «Зачем Финляндия напала на СССР?» я даже не предполагал, что эта тема вызовет большой резонанс и годом спустя,  крупнейший специалист по советско-финской войне В.Н. Барышников обратится к этой теме.

Позднее я написал исторический очерк "Зачем Финляндия спровоцировала зимнюю войну?" в котором, в общем-то, высказал несколько достаточно простых тезисов:

  1. Уклад финской экономики имел сезонность (летом - сельское хозяйство, зимой - заготовка леса), поэтому воевать Финляндия может только «вахтовым методом».
  2. Прокормить себя без поставок продовольствия из-за рубежа Финляндия была не в состоянии.
  3. Промышленность Финляндии не могла обеспечить армию необходимым количеством оружия, боеприпасов и снаряжения.

И если пункты 2 и 3 можно было решить за счёт поставок из-за рубежа, то пункт 1 решить возможно только на короткое время - после уборки урожая и до начала посевной следующего года. То есть, война должна быть непременно зимней. Армия должна быть непременно отмобилизована заблаговременно осенью. И если война осенью по каким-то причинам не начинается, то её нужно спровоцировать. В Майниле или в каком-нибудь другом месте.

Если война не начнется, отмобилизованная армия всё проест, а сотни тысяч выселенных финских финскими властями граждан из приграничных районов - начнут бунтовать.

В.Н. Барышников в статье «Роль международной финансово-экономической помощи Финляндии в войне против СССР 1939-1940 г.г.» приводит высказывание временного поверенного в  делах СССР в Финляндии Е. Т. Синицына, который, в частности, прямо писал 12 ноября 1939 г. в наркомат иностранных дел:

«Мне кажется, что их петушиной позы (речь идет о срыве советско-финляндских приговоров в Москве. - В. Б.) хватит очень ненадолго. Известно, что финны сейчас тратят на армию в день 60 мил. финск. марок. При их бюджете этого одного факта достаточно, чтобы вызвать банкротство страны».

Выходит, Финляндия стояла перед выбором: либо срочно начинать войну, либо распускать армию.

Особенно остро стоял вопрос в обеспечении страны продовольствием.

«Однако, несмотря на то, что летом 1939 г. был издан ряд законов о необходимости срочного насыщения зерном складов с так называемым неприкосновенным запасом, к масштабному их заполнению смогли приступить лишь только к началу осени, - пишет Баорышников. -  При этом урожай хлеба в 1939 г. оказался значительно ниже, чем за предшествующий период. В результате стало очевидно, что «продовольственных резервов могло хватить только на полгода, т. е. до весны 1940 г.»

Война, напомню, и продолжалась до 12 марта 1940 года. Завтра будет очередная годовщина окончания «зимней войны».

Барышников пишет:

«Вследствие этого (того, что финны не смогли закупить продовольствие за рубежом) в Финляндии опять начали изыскивать сугубо внутренние ресурсы. С этой целью 20 сентября (1939 года!!!)  было образовано специальное министерство народного снабжения, которое занялось регламентацией в  стране потребления и  организацией карточной системы. В итоге заблаговременно в Финляндии стали решаться непосредственные вопросы распределения продуктов питания с помощью внедре ния карточек, причем нормированное распределение товаров могло коснуться практически всех важнейших видов продуктов питания, а их распределение начало в последующее время колебаться от 20 до 60%. Что же касается непосредственно хлеба, то здесь руководство страны вообще пошло на организацию искусственного ограничения его общего потребления. Это осуществлялось за счет активного использования муки крайне низкого качества, но  «пригодной к  употреблению» . Эти экстренные и  сверхординарные действия, принесли свои результаты: государственные запасы зерна начали расти, создавая хорошую перспективу удовлетворить текущие потребности вплоть до получения в 1940 г. нового урожая».

То есть, до весны Финляндия могла воевать вполне спокойно, а дальше нужно было распускать армию на сельхозработы. Что, собственно, и произошло в действительности. Весной финны приняли условия СССР, закончили войну, провели демобилизацию и дотянули таки до следующего урожая без массовой дистрофии и голодных смертей.

К сожалению Барышников так и не прояснил вопрос почему западные страны сумели отлично вооружить и оснастить Финляндию для войны с СССР, а обеспечить продовольствием - не смогли.

Тем более, что Финляндия ещё могла платить. За время войны по данным Барышникова она израсходовала только 60%  золотого запаса. Кроме того, оружие поставлялось в основном не за плату.

Барышников пишет:

«Реально в Финляндию прибывал колоссальный поток импортных товаров, который за 101 день войны по своему объему сравним лишь с целым семилетним периодом во внешнеторговом обороте Финляндии накануне «зимней войны», причем, весьма значительная часть западных поставок представляла собой именно «пожертвования».

Семилетний объем за 101 день!!!

Но динамит на «хлеб не намажешь!»

Еда подходила к концу, а желающих кормить финнов не обнаруживалось. Финн честно довоевали западным оружием до весны, а потом отправились пошли ковырять грядки.

По мнению Барышникова в 1940 году кризис в экономике Финляндии уже наступил, хотя финские историки этого и не признают. Такого упадка экономика Финляндии не знала даже на максимальной глубине «великой депрессии».

Не  упоминает Барышников, к сожалению, и того факта, что 1940 год - стал единственным годом за все 30-е и 40-е годы XX  столетия, когда в Финляндии наблюдалось падение численности населения. Даже в годы второй мировой войны население Финляндии росло, а в 1940-м году - снижалось. Происходило это за счёт военных потерь или за счет каких то других - не известно. Наши историки в определении финских потерь пользуются финоязычной Википедией. И свято ей верят!

Как бы то ни было, война началась, когда Финляндия не могла более содержать невоюющую армию, а закончилась война, когда Финляндия больше не могла продолжать войну не только из-за поражений на фронтах, но и экономически.

Ну а профессиональные историки-антисоветчики могут и дальше верить  в «хитрый план Жданова» и в то, что русские, как обычно, «сами себя поубивали в Майниле…»

На фото вверху: Министр иностранных дел Финляндии Вайне Таннер (Väinö Alfred Tanner, 1881-1966) выступает по радио с сообщением об окончании советско-финской войны.


советско-финляндская война, война

Previous post Next post
Up