Тема интернационализма и антифашизма сейчас не в моде.
Увы!
Я о судьбе немецкого антифашиста Фрица Беена узнал случайно. Читал книгу Михаила Демиденко
"Девочка из детства" в которой автор сообщает, что был такой немецкий военнослужащий Фриц Беен, который где-то добывал дефицитные лекарства и переправлял их через партизан в блокадный Ленинград. После того как Беена разоблачили гросс-адмирал Дениц приговорил Беена к расстрелу. Демиденко утверждает, что на момент написания им книги, Дениц жил в ФРГ и был почетным гражданином этой страны.
В интернете я нашел вот так такой
рассказ краеведа из Усть-Луги Лазаревой Т.И. о Фрице Беене и его товарищах...
6 января 1944 года по приговору гитлеровского военно-полевого суда в Таллине были расстреляны три немецких антифашиста-коммуниста - Фриц Беен, Карл Герс, Франц Ваммахер.
Оказавшись на оккупированной территории Советского Союза, Фриц Беен создал в 321-м морском строительном батальоне вермахта подпольную организацию из 8 солдат.
В Эстонии и Ленинградской области Фриц и его товарищи вступили в связь с советскими патриотами, чтобы совместно бороться против фашизма. В поселке Усть-Луга они встретили Василия Григорьевича Титова, бывшего директора нашей Кракольской школы. Вскоре после начала войны Титова вызвали в Смольный и назначили уполномоченным «П» Ленинградского обкома ВКП(б) в Русско-Высоцкий район. Уполномоченными «П» называли руководителей подпольных партийных организаций, направляемых в районы, которые могли быть захвачены врагом. Фашисты, заняв Русско-Высоцкое, вывезли оттуда все население. Титов, проработав некоторое время техником-связистом в Кингисеппе, вернулся в Усть-Лугу, где жил его отец. Здесь Титов создал подпольную организацию из учителей и старшеклассников нашей школы.
Вместе с солдатами из группы Беена они осуществили ряд диверсий в Усть-Луге и Нарве, распространяли листовки, сообщали, где строятся боевые объекты, нацеленные на Ленинград. Василий Григорьевич передал два оттиска печати местной комендатуры в Усть-Луге, чтобы советские органы разведки могли изготовить фальшивые удостоверения личности.
Как стало известно из воспоминаний соратников Беена, группа Титова-Беена готовила диверсию на мосту через Нарову, которая могла надолго прервать движение на этой важной магистрали, соединявшей Эстонию с фронтом. Беен передал Титову схемы немецких укреплений на всем побережье. Другой член группы Беена - Эмиль Шифельбейн вспоминал: «Наши встречи происходили в маленьком деревянном доме, неподалеку от школы, если перейти железнодорожный путь. В домике было три комнаты и совсем немного мебели. Из советских товарищей только женщина-врач говорила по-немецки. Мне известно, что она дважды переходила линию фронта, чтобы передать полученные от нас сведения». В этом домике, как удалось установить, проживала тогда врач Матильда (по паспорту Матрена) Дедикова, тоже член группы Титова.
Аресты членов группы Беена-Титова начались осенью 1943 года. Более 40 советских патриотов казнили без суда и следствия в Нарве. До этого их подвергали страшным пыткам. Лишь отдельные члены группы Титова дожили до Победы. Среди них и ближайшая помощница Титова - врач М. Дедикова. Она погибла в автокатастрофе уже после войны.
Беен, Герс, Ваммахер три месяца ждали утверждения приговора в тюрьме казармы в пригороде Таллинна - Тонди. Исполнение приговора поручили сводному взводу 321-го саперного батальона вермахта под командованием майора Петерсена. Подсудимые успели крикнуть: «Да здравствует Германия, да здравствует коммунизм!» В 8 часов 05 минут, как педантично отмечается в акте расстрела, раздалась команда «огонь!».
На этом можно было бы закончить, но вот ещё деталь: в Таллине позднее был установлен памятник антифашисту Фрицу Беену. Как писал Делфи ещё в 2008 году этот памятник эстонцы демонтировали и выбросили во двор исторического музея.
Агенство с издёвкой писало:
"На сегодняшний день во дворе от истории отдыхают: три Ленина, Cталин, Кингисепп, расстрелянный немцами антифашист Фриц Беен, несколько красноармейцев - то ли погибших в боях или расстрелянных фашистами, то ли павших жертвами сталинских репрессий. Скорее всего - серединка на половинку. Одни памятники прекрасно сохранились и стоят, у других не хватает головы или носа и они лежат на спине, либо боком".