Боевое искусство страны Советов. Часть 1-я

Oct 10, 2010 18:26




Родословная самбо описана достаточно подробно. Но история эта «разорванная». Поначалу с пренебрежением смотрели на все, что было сделано в досоветский период. Потом стали оплевывать все, что было сделано многочисленными спортсменами, тренерами и энтузиастами в советские годы. Все это в итоге привело к потере популярности самой совершенной боевой системы в истории человечества.


Всякий рассказ о самбо начинается с древнейших времен. С греческого панкратиона, с древних единоборств Европы и республик бывшего Советского Союза. Я себе задачу несколько упрощу и начну с предреволюционных лет. Начало 20-го века в плане культуры было очень необычным. Двадцатый век уже начался, но многие элементы века 19-го еще не уходили из обыденной жизни. Самым любимым и самым популярным видом борьбы в России в начале 20-го века была французская. Потом, в СССР, ее переименовали в классическую, а ныне переименовали в греко-римскую. И ныне от былой популярности французской борьбы остались только жалкие ошметки. В начале же века профессиональные борцы с цирками-шапито разъезжали по всей стране. Это были универсалы. Они гнули пятаки, рвали цепи, ломали  подковы и боролись. Часто вызывали на арену померяться силой всех желающих. Победить их удавалось очень не многим. А тот кто побеждал - сам становился профессиональным борцом. На всю Россию гремели имена Дяди Вани, Железного Самсона, Ивана Поддубного… Но все прекрасно понимали, что сила и ловкость мастеров французской борьбы - природное дарование. Однако некоторые навыки борьбы без оружия были нужны и полиции, и гражданам, дабы защититься в сложной ситуации. Спрос на «запрещенные приемчики» с помощью которых «дохляк может одолеть амбала» быстро родил предложение. Вот как биограф самбо М.Н. Лукашев описывает ситуацию в царской России: «Отозвалась на общую моду и царская Россия, хотя приемы самозащиты прививались там далеко не всегда удачно. Навыки самозащиты, не считая, конечно, те, что порождались излюбленными видами спорта - кулачным боем и борьбой, были распространены в России довольно слабо.
В царской армии при обучении солдат штыковому бою приемы самозащиты не преподавались. Однако большинство этих выходцев из народа обладали навыками кулачного боя и национальной борьбы, которые использовали в случае необходимости. К тому же бывалые воины отлично дополняли действия штыком или прикладом различными ударами головой и ногой.
В полиции же и жандармерии долгое время существовали чисто практические навыки использования ряда приемов - таких, как загиб руки за спину, обезоруживание. Специального же обучения в этой области не существовало. Первые сведения о такого рода обучении относятся к 1898 году. Известный борец-профессинал, чемпион мира Владислав Пытлясинский начал в Ревеле преподавание приемов самозащиты местной полиции. Скорее всего он обучал приемам по книге Фабиана фон Ауэрсвальда, приобретенной во время пребывания за границей. Что же касается джиу-джитсу, то В.А. Спиридонов и В.С Ощепков в своих работах в один голос утверждают, что впервые официальные круги в старой России заинтересовались им в 1902 году. Реальных результатов в то время это не дало. В 1907 году в России обозначился явный интерес полиции к джиу-джитсу. Журнал «Полицейский вестник» рассказал читателям о преподавании этой системы немецким полицейским. Вскоре капитан полиции Демерт выпустил книгу «33 приема нападения, обороны и обезоруживания по Японской системе Жиу-житсу».
Об этом один из основоположников борьбы самбо Анатолий Харлампиев впоследствии напишет: «Интерес к приемам самозащиты и нападения рос с каждым днем. Предприимчивые издатели стали выпускать книги: Н. Гарман, Кара Ашикага выпустили руководства по джиу-джитсу, вышла небольшая книжечка Эмиля Андре «Искусство защищаться от уличных нападений». Такая с позволения сказать «литература» была так составлена, что выполнить, описанные там приемы было невозможно. Эти и подобные им книжонки вскоре были забыты, но реклама таинственного джиу-джитсу сделала свое дело: для тех кто не был с нею знаком она представлялась чем-то загадочным».
На мой взгляд, и Лукашев и Харлампиев написали строки осуждения дореволюционных энтузиастов самозащиты из коньюктурных соображений. Во-первых, отмахиваться от предшественников - не правильно. Это отрицание в будущем приводит к новому отрицанию. Во-вторых, значительная часть дореволюционных авторов, создавала свои системы не на основе джиу-джитсу. Упомянутый Эмиль Андре, на картинках книжки которого господа в котелках и цилиндрах волтузят пролетариев в картузах, использовал приемы французской борьбы, английского бокса и савата.
Сам Эмиль Андре писал:
«В нашу задачу не входит излагать предварительные упражнения какими занимаются в залах бокса те, кто имеет время сделаться истинными «любителями», усвоившими даже частности своего излюбленного спорта - частности более менее блестящие, но порой бесполезные сточки зрения успеха в борьбе. Мы ограничимся несколькими замечаниями по различным вопросам. Так называемый «английский бокс» состоит из ударов кулаком
«Французский бокс» обнимает одновременно и удары кулаком английского бокса и удары ногой».
Все! Как видите ни слова о джиу-джитсу!
Поэтому миф о самбо как о «большевистском джиу-джитсу» не выдерживает ни какой критики. Если бы не было джиу-джитсу, то самбо все равно бы родилось. Почти в том же самом виде в каком оно явилось в действительности. Например, горячий пропагандист спорта И.В. Лебедев, известный как Дядя Ваня, написал руководство и преподавал самооборону петроградским городовым и офицерам полиции. Энтузиаст тяжелой атлетики и французской борьбы преподавал по своей методике.
Конечно, с приходом в Россию джиу-джитсу и дзюдо процесс создания самбо ускорился. Но о дзюдо и джиу-джитсу в царской России и в первые годы советской власти напишу в следующий раз.

Продолжение следует…

Некоторые странички из книжки Эмиля Андре "Сто способов самозащиты на улице для безоруженного".














история

Previous post Next post
Up