Был ли в годы ВОВ труд без отпусков и выходных?

Feb 26, 2013 19:53



Наверное, каждый из читателей моего ЖЖ сможет припомнить какой-нибудь фильм, или эпизод из книги, в котором описывалось что-то подобное:
«Нас, подростков, отправили работать в цех. Стужа - страшная, а одежонка - никудышная. Работали наравне со взрослыми. Уставали неимоверно. Часто сил не оставалось даже уйти в барак. Засыпали тут же, у станка, а проснувшись - снова принимались за работу».
Сейчас разоблачили много мифов о Великой Отечественной войне. Как реальных, так и мнимых. Причем с явным преобладанием псевдоразоблачений. Но есть ряд случаев, когда критика советской пропаганды вполне оправданная. Например, в советских кино, романах и воспоминаниях участников, все немцы непременно с «автоматами шмайссер» и они на мотоциклах, а у наши с трехлинейками, да пешком и т.д.
Сейчас большинство интересующихся историей людей знают: это миф!
А вот что касается работы в тылу советские мифы оказались более живучими. Главным образом потому что эти мифы раскручивают пропагандистскую мельницу антисоветчиков.
Советские пропагандисты-мемуаристы всю грязную работу сделали за либералов и фашистов - они убедили общественное мнение, что труд в годы войны был изничтожающе рабским. И победила в войне не социалистическая экономика, как уверял Сталин И.В., а тоталитарный режим.
Как известно рабский труд совершенно неэффективен. Это в годы войны убедительно доказали миллионы военнопленных и остарбайтеров в Третьем Рейхе.
Почему же СССР, имевший куда более слабую экономику, чем Третий Рейх в промышленном противостоянии одержал победу?
Этому вопросу вообще уделяется мало внимания. Я затрону только маленькую часть этой большой проблемы. Давайте поговорим об отпусках и выходных на промышленных предприятиях в годы Великой Отечественной войны на трубных предприятиях Урала.
Для понимания ситуации надо сказать, что трудовые отношения в годы ВОВ в значительной степени регулировались ещё довоенным Указом Президиума верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года. Среди тех кто его не читал ходит множество небылиц и сказок. Указ, как известно, был реакцией на начало второй мировой войны. Некоторые пункты этого Указа действуют по сей день. Например, в 1940 году рабочий день трудящихся удлинили с семи до восьми часов, а для служащих государственных учреждений с шести до восьми часов. В большинстве учреждений и организаций России восьмичасовой рабочий день остается и в настоящее время, хотя вторая мировая война давно кончилась.

Право ли было советское руководство, что отменило в 1940-м году 6-часовой рабочий день для госслужащих?
Мне кажется - правильно.
Наверное, важно так же помнить, уважаемый читатель, что тиран Сталин в годы индустриализации заставлял наших отцов и дедов строить социализм аж по целых 6-7 часов в день!
А колхозников - по 60 трудодней в год!

Впрочем, Указ предусматривал и действительные ограничения свобод. Например работнику запрещался переход с одного предприятия на другое без разрешения руководства, устанавливались наказания за прогулы и опоздания.
Короче говоря, промышленность перешла на полувоенное положение.
Я не буду далее заниматься вольным пересказом. Указ небольшой и всякий желающий может его прочитать.
Честно признаюсь и я в своих статьях и докладах не редко использую фразы о том, что рабочие в годы войны трудились без выходных, отпусков, сверхурочно.
И, вроде бы, это правильно. Но получается неправда, если не поставить слова «иногда», «зачастую» и т.п.
На самом деле и отпуска были, и выходные были, и не так уж мало их можно насчитать.

Сразу оговорюсь: я не собираюсь подвергать сомнению подвиг тружеников тыла. Я пытаюсь доказать, что наш тыл оказался сильнее европейского не только благодаря самоотверженности, но и благодаря социалистической системе производства.

Первый пример: в 1944 году на Билимбаевском труболитейном заводе среднесписочное количество рабочих за год - 381 человек.
За год все работающие отгуляли очередных отпусков 595 человеко-дней.
Праздничных и выходных всеми рабочими использовано 13878 человеко-дней.
Кроме того, 490 дней внеочередных отпусков предоставила администрация завода.
Путем простого деления получаем, что на каждого работающего приходилось примерно 3 дня отпуска и по 36 выходных и праздничных дней. Т.е. средний работник БТЗ фактически каждый 9-й день не ходил на работу!
А были ещё прогулы, невыходы по болезни, прогулы…
Если почитать их, то невыходы на работу составят каждый пятый день.

Мне трудно сказать насколько ровно выходные распределялись между трудящимися БТЗ, но то, что утверждение о работе без праздников и выходных ложное - неоспоримо. Мне могут возразить, что в 1944 году на БТЗ после отъезда авиационных предприятий ещё продолжалась реконструкция и пример не типичен.
Хорошо, давайте заглянем в отчет Старотрубного завода за 1944 год. Среднее количество выходов на 1 рабочего на Старотрубном заводе в 1944 году - 296,5, а в 1945 году - 285,1.
Среднестатистически на Старотрубном заводе работники не выходили на работу в 1944 году почти каждый пятый день! В 1941 году каждый четвертый (полгода были мирными). А в 1945 году невыход приходился на 4.5 дня (опять полгода мирные)!
Т.е. работа без выходных в годы войны - это миф! Да и нелепо было бы думать что такую высокую производительность труда, какую показывали советские предприятия в годы ВОВ (учитывая слабость материальной базы и низкую квалификацию работников, среди которых было много женщин и подростков), можно было бы добиться самоуничтожающим трудом.

Однако у моих оппонентов есть ещё один аргумент - сверхурочные. Дескать, работали без выходных месяцами, потом, естественно, заболевали, брали отпуска, выходные, отлеживались, вот и набегало указанное количество выходных.
Однако и это не соответствует действительности.
На БТЗ в 1944 году сверхурочных ко всему рабочему времени за год отработано всеми рабочими 7,85%.
На СТЗ сверхурочных было и того меньше. На одного рабочего в среднем в 1944 году в месяц приходилось 15,7 часов сверхурочных, а в 1945 году - 10,8 часа.
Причем за сверхурочные руководителей по головке не гладили. В итоге в 1945 году на ПСТЗ оставлять на сверхурочные работы рабочих было можно только по личному распоряжению директора и только в исключительных случаях.

Я лично из всего вышесказанного делаю вывод, что даже в тех жесточайших условиях, когда СССР вёл самую страшную в истории войну, на предприятиях страны всеми силами стремились сохранить человеческие условия для работающих. Конечно, бывало, мерзли, бывало, оставались на сверхурочные, бывало, что долго не получали выходной…
Война был страшная, было всякое. Однако если, скажем, в годы войны 100 000 красноармейцев в боях получила ранение в ухо, не значит, что немцы исключительно стреляли по ушам.

Кстати, есть ещё одна очень «болезненная тема» работы тыла в годы ВОВ - это наказания за опоздания. Ведь существует миф, что раз закон разрешал привлекать к ответственности за единственное опоздание, то и правоприменительная практика должна говорить о том же. Но об этом напишу в другой раз…



Previous post Next post
Up