Есть среди старинных вещей, доставшихся мне от предков старинный бронзовый колокольчик. Он древний как мир, древний как детство. Он висел над воротами бабушкиного дома в Нейво-Рудянке. И когда кто-нибудь входил в наши ворота, колокольчик звенел громко и мелодично. Его было слышно даже в огороде, довольно далеко от дома.
Колокольчики висели у многих над воротами, но чаще всего это были жестяные коровьи ботала. У них и звук был железный, "коровий". А вот у нашего был настоящий голос. Он напоминал о тройке, вьюге, ямщике в огромном тулупе. Или о парусном корабле, где на палубе "бьют склянки". В общем, о чём-то дальнем и романтическом.
Когда я был маленьким и гостил у бабушки я, только заслышав звон колокольчика, подбегал к окну. Кто там? Может быть, это мама с папой приехали? Хоть у бабушки было и хорошо, я всегда тосковал по родителям.
Однажды отец обратил моё внимание на надпись, которая была отлита по низу колокольчика, как говорится по "юбке": "Каво люблю, того дарую .1855" Смотри, говорил он мне, эта надпись с двумя ошибками. Первая ошибка -каво. А вторая - написано "того дарую" вместо "тому дарую".
Не знал я тогда, да и отец мой не знал тоже, что древние говорили и так: "Дарую его", "даровал его землёй и постройками".
-Ты его береги, он старинный - говорил мне отец. И когда мы продали наш старый бабушкин дом, я первым делом снял и припрятал этот колокольчик.
Вместо бронзового язычка внутри нашего колокольчика подвешена на проволоке обыкновенная гайка. Потерялся язычок ещё давным давно. А вот ушко для этого язычка, оно железное. Почему-то не догадался я сфотографировать это железное ушко внутри колокольчика. Почему железное, я не знаю. Оно покрыто ржавчиной и резко выделяется на фоне зелёной бронзы. И крепко-накрепко припаяно. Или приварено. Настолько крепко, что не отвалилось с 1855 года до наших дней. Неужели предки умели сваривать воедино чёрные и цветные металлы?
Наверное, это валдайский поддужный колокольчик. Я слышал, что именно их украшали подобными надписями.
И, может быть, прапрадед мой Георгий Егоров прицеплял этот колокольчик под дугой, когда ездил в Ирбит на ярмарку. Он ведь был торговцем. Все рудянские, кто побогаче, были торговцами. И домочадцы, заслышав с дороги знакомый звон, хватали шубейки и надевали "коты пимные". А что такое "коты", да ещё и "пимные"? А это валенки с обрезанными голенищами, самая подходящая обувь. чтобы выбежать зимой на улицу. Ведь хозяин едет, подарки с ярмарки везёт.