Вот и настало время написать третью часть моей «Повести о Великом Западе и мне». Раньше я хотел уложиться в две части - не получилось. Больно уж тема объёмная. Кстати, вполне может случиться так, что и в три части не уложусь. Так что, как говорится, не переключайтесь. А первые две части читайте
здесь и
здесь.
В общем, вторую часть, где про Руанду, пропустим, а вместо этого вспомним, чем закончилась первая. Закончилась она тем, что когда я всё ж таки вырос, то одно время мне было совсем не до Запада. Мне нужно было тогда, как и многим людям, найти свой Путь и найти свою Половинку. Помучившись изрядно, я нашёл и то, и другое. В общем, про Запад я вспомнил, когда уже был женат и стал достаточно сложившимся мастером-берестянщиком.
Иллюстрации какие-то специальные для этого поста искать не буду. Вставлю разные "собственные" красивые картинки из западной жизни. Эти картинки были или найдены вместе с картой памяти на тротуаре, или подарены одной женщиной, которая уехала "туда" жить.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6301/223641065.108/0_1512eb_cb66ff40_XXL.jpg)
И вот когда я уже стал хоть небольшим, но мастером, мне кто-то сказал таковы слова:
-А ведь на Западе очень популярны всякие русские экзотические штучки из бересты.
Я конечно же этим слегка соблазнился. К тому же это было время сразу после перестройки. Как я бы сейчас сказал, «время разных денег». То есть один и тот же товар у нас и на Западе стоил совершенно разных денег. «Там» всё было куда дороже. И если кто-то из России сумел продать что-то на Запад, пусть даже по западным меркам и дёшево, то по меркам российским это стоило уже солидную сумму. Вот бы и мне так, подумал я.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3709/223641065.10a/0_1513e6_64be7100_XXL.jpg)
Только вот где он, этот Запад, как туда проникнуть мне, жителю уральской пырловки? Проникнуть и получить за свои туески кучу денег. Где начинались те извилистые каналы, приводящие нищего «экспортёра русской экзотики» в блистающий мир истинного процветания? Кстати, что такое истинное процветание, я тогда представлял плохо, но твёрдо знал, что процветание - это много денег. Куда ж я их буду тратить - об этом я даже и не думал.
А то, что каналы к процветанию были воистину извилистыми и могли привести в никуда, это я видел. Примерно в то же время один мой друг-художник встретил какого-то шустрого человечка. И тот обещал ему отвезти его картины не куда-нибудь, а прямо в Париж. Показать там. И вдруг, да и продать, если что. Естественно, ни человечка того, ни своих картин, мой друг больше уже почему-то не встречал.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6517/223641065.109/0_1512fc_6a9ce943_XXL.jpg)
Мне советовали взять свои изделия и ехать прямо «туда», например в Германию. Типа доедешь и сам всё найдёшь. И вот я представил себя тупо смотрящим на всякие немецкие вывески. Куда мне идти? Я представил себя задающим каждому встречному два вопроса. Первый - это конечно же «Ду ю спик инглиш?», потому что по-немецки я вообще ни в зуб ногой, а по-английски всё-таки смогу два слова связать. А второй:
-Where can I sell my hand-made souvenires of birch-bark? (Где я могу продать свои сувениры ручной работы из бересты?)
Как я это представил себе в первый раз, так мне и поплохело. Кстати потом я слышал краем уха про одного нашего новоуральского художника-графика, который ездил примерно таким же способом со своими работами в Вену. Но у того, в отличие от меня хоть были «там» знакомые. О результатах его поездки я не был извещён.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6402/223641065.10a/0_1513dc_7cd43a13_XXL.jpg)
В общем для тех, кто не нашёл в себе силы рвануть на Запад настоящий, был Запад «местный», то есть всё та же Москва. Стою это я с чемоданчиком берестяных туесков, а передо мной возвышается прилавок. А там подобных берестяных штучек не то чтоб очень много, но достаточно. А если ты находишься с «чем-то» по разные стороны прилавка, то это «что-то», что на прилавке, кажется тебе шедевром недосягаемого качества, исполненным высочайшего таланта и мастерства. И ты робко выглядываешь откуда-то снизу и говоришь:
-А вы не взяли бы на реализацию наши работы из бересты?
С высоты прилавка мне был ответ:
-Ваши изделия конечно достойны, но вот спрос на бересту увы…
-А как жеж те самые иностранцы, это которые жадные до русской экзотики и с кучей денег в карманах?
-А их почему-то береста вообще не привлекает.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3411/223641065.108/0_1512e6_34dce88c_XXL.jpg)
Или ещё помню одну женщину, у которой было арендовано полтора метра прилавка где-то в Андалузии. Не знаю уж, чем она там торговала на своих андалузских метрах. Я её спрашиваю, и всё о том же самом:
-А не могли бы вы через свои полтора метра продавать наши штучки?
В ответ я выслушал горькую повесть о том, что западникам наше прикладное искусство даром не нужно. Что прикладное искусство - это чуть не единственная отрасль, где мы можем с ними на равных конкурировать, поэтому… В общем, нафига им конкуренты? Они должны своих мастеров поддерживать, а «искусство русских дикарей» будет только сбивать цену искусству местному. Такой вот протекционизьм небольшой.
Зарубежные заказы появились у нас только тогда, когда у нас появился свой сайт. И нам тогда уже фиолетово стало, кому свою бересту продавать - нашим русским или иностранцам. Деньги-то все платят одинаковые, что наши, что те. Время «разных денег» закончилось. И цены на разные товары у нас, и у них примерно выровнялись.Русским заказчикам продавать свои штучки как-то проще. Потому что отправлять посылки заграницу - это всегда морока. И те, кто стоят на почте в очереди сразу за нами это чувствуют лучше чем кто-либо. Потому что стоять им так приходится долго, пока мы заполняем всяческие таможенные декларации.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15535/223641065.109/0_1512fe_6345d0e9_XXL.jpg)
Так вот и получилось, что не выработалось у меня личного чувства благодарности Великому и Могучему Западу. Кто-то, может быть, такие чувства и испытвает, у кого-то личные отношения с Западом сложились благополучно. Кого-то там сразу приняли как родного, приютили и обогрели. У нас же как-то вот не сложились. "Косвенно" я ему конечно благодарен. Ибо он, запад, создал и изобрёл много полезнейших вещей типа Интернета, ЖЖ и книги про Хоббита. Но а прямой благодарности и любви к этому самому Великому и Могучему как-то нету.
Про Валерика так и не написал. Ну и ладно, значит будет и четвёртая часть.