Давно мечтал посетить заброшенный Дворец Культуры на моей малой Родине Нейво-Рудянке. И
писал я о нём. И
фотографии интерьеров выкладывал, взятые со "Свалкера". Писал и о
храме, который стоял на этом месте до Дворца. А теперь решил "окультуриться" и всё же Дворец посетить. Раньше он был наглухо заколочен, а теперь, как я узнал, внутрь дворца появилась лазейка.
Вот так он выглядит снаружи. С фасада. Очень нарядно и величественно. При жизни это был Дворец Культуры Нейво-Рудянского Лесохимического завода.
Непосредственно за Дворцом расположен хоккейный корт. Именно там стоял раньше Христорождественский храм, разрушенный Советской властью. На корте играли в хоккей мальчишки. Не обращая на них внимания, я залез в какой-то пролом, оттуда в окно. И вот я уже в коридоре внутри Дворца.
Это первое. что я там увидел.
Иду по коридору.
Захожу в комнаты. Афиши.
И сахар в шкафчике. С этим сахаром пил чай последний обитатель Дворца.
Детский рисунок"Окно моего дома". Скорее всего нарисовано с натуры здесь же. Примерно такие виды могли открываться со второго этажа.
А это кто-то решил поздравить меня. Он знал, что полезу в этот Дворец как раз в день своего рождения.
Вдруг слышу в коридоре какой-то странный шорох. Быстро оборачиваюсь. Кот. То ли серый, то ли трёхцветный. Кот настолько быстро прошмыгнул мимо меня, что я не успел навести фотоаппарат.
Анкета. "Как нам организовать культурный досуг в городе?" Имеется в виду город Кировград, ну и все его пригороды заодно, включая Рудянку. Анкет этих здесь целая пачка. Теперь культурному досугу граждан уже ничто не мешает. Ни малочисленность культурно-просветительных учреждений, ни слабая материальная база, ни пассивность населения. Культура в бывшем рабочем посёлке "Н" загнулась. Не полностью конечно, появились и другие культурные центры. Но в пределах этого Дворца она уже не живёт.
Отпечатанная фотоспособом театральная афиша. Наверняка на сцене этого Дворца шли спектакли, играли актёры, приезжавшие из других городов. Откуда они приезжали? Из Свердловска? Ведь в Кировграде своего театра нет. Впрочем, вот написано "Московский театр сатиры". Неужели он приезжал сюда с гастролями?
Как и везде в таких местах очень живописные потолки.
Книги. Среди них вижу "Спутник атеиста". Эх. Прийти бы сюда ещё раз с мешочком на предмет спасения литературы. Книг разных на полу валяется много. Есть, наверное, и старые фотографии. А у меня с собой сегодня только небольшая сумка от фотоаппарата. Ничего туда не положишь. Ни одной книжки. Хотя нет. Одну книжку "Художники Свердловска" я сунул в карман.
Тексты детских загадок. "Шумит он в поле и в саду..."
И над этим всем портрет Харатьяна. А батареи везде срезаны.
А вот у этой двери меня поджидала первая "засада". Коридор, в котором я ходил, оказывается наглухо заколочен. Вернее не совсем наглухо. Есть маленькая дырка снизу. Пытаюсь протиснуться. Фиг вам! Ватник мешает. Плохо всё же быть "ватником". Был бы либералом, проскочил бы в щель как намыленный.
Снимаю телогрейку и просовываю в щель. Туда же сумку с фотоаппаратом. "Художников Свердловска" пришлось оставить. Потом, может быть, вернусь за ними. А по ту сторону щели мне открылся "оперативный простор". Вестибюль. И лестницы, ведущие на второй этаж.
Как пройти в библиотеку? А вот она. В этих комнатах раньше была библиотека. К счастью библиотека в посёлке не единственная. Есть ещё одна, уцелевшая до сих пор.
На полу лежат кучи билетов. А вот такие фильмы показывали здесь в "тысячу девятьсот лохматом" году.
За этими дверями - уже улица. Направо - на улицу, налево - внутрь. Уличные двери конечно же намертво заколочены. Здесь был главный вход.
Вид на него же, только в фас.
Окошечко кассы. Сюда протягивали свои монетки дети, чтоб получить билет на какой-нибудь фильм "Следователь по прозвищу Шеридо". Так было написано на афише. Потом афишу исправили, написали "по прозвищу Шериф", как надо. Названия фильмов писали в бумажке для художника от руки. Почерк мог быть неважный. Поэтому художник путался и частенько писал на афишах с ошибками. Фильмы здесь шли по два дня и очень часто менялись, не то, что в городе.
А это тесный закуток, в котором сидел кассир.
Жизнь в этом Дворце прекратилась однажды в три двадцать пять. С двадцать шестой минуты четвёртого пошла уже разруха.
Лозунги. Когда же он был, двадцать седьмоой съезд КПСС? Наверное, он был последним. Двадцать восьмого уже не было.
Красивая розетка на потолке.
И вдруг я услышал детские голоса и шаги. Ох, не надо было лезть сюда при всём народе. Дети меня увидели и тоже решили прогуляться по заброшенным интерьерам. Встречаться с молодым поколением мне что-то не хотелось. Дети шли тем же коридором, что и я. Перед дверью с дыркой они остановились. Послышался звук пинка. Наверное, они хотели расширить лаз. Не вышло. Заколочено там было крепко.
Попинают и уйдут, подумал я. И двинулся дальше. Библиотека.
Когда-то книги здесь были навалены огромной кучей. Теперь их гораздо меньше. То ли их спасли, то ли выбросили на свалку. Видно, что кто-то собирал их в мешки. Зачем? Щели на стенах заклеены бумажками. Если они расширятся и бумажки порвутся, значит пора приезжать с экскаватором и сносить Дворец, чтоб он не обрушился сам. Пока не пора.
"Учитесь говорить по-немецки".
"Тихо, идёт съёмка". Сегодня здесь и тихо, и идёт съёмка. Детские голоса досюда не долетают. Хотя дети не отступились от своей идеи идти по моим следам. Они нашли другой ход и пошли сразу на второй этаж.
Ещё один лозунг.
А я пошёл в мастерскую художника. Стены мастерской расписаны картинами на тему сказов Бажова. "Ермаковы лебеди". Заводской художник дело своё знал. Кто он был?
Где-то в углу нарисован Данила-мастер. И Ванька с балалайкой из шпона.
А как этот сказ называется, я не помню. Вроде "Золотой волос". Один юноша украл невесту с длинными золотыми волосами. Скачут они на конях, уходя от злых родственников.
А перед ними ведь должна бежать лисичка, указывать дорогу. Как там у Бажова: "а лисичка так и стелет, так и стелет". Хотя ни одна уважающая себя лисичка не стала бы показывать дорогу человеку в шапке с лисьим хвостом. А у героя шапка именно такая.
Я отодвинул какой-то плакат и нашёл лисичку.
А это что? Я увидел длинную картину, прислонённую к стене. Не боясь, что услышат дети, я потянул картину и поставил её вдоль стены. Вот она. Я присмотрелся к пейзажу и узнал. Это ж Рудянка. Сидя на вершине горы Палёной, живописец писал этюды. А потом написал эту картину.
Узнаёте? Лесохимический завод, пруд, дамба, идущая к тому берегу, водонапорная башня, даже лодки рыбаков. Дым за заводским забором. Это дым от узкоколейного паровозика. Значит картина написана в 50-е или 60-е годы, когда паровозик там ещё ходил. Клуб был построен вроде бы в 1956-м году. Значит первый художник, работавший в этом клубе был настоящим мастером.
Я тут подумал, а не он ли написал картину
"Львы". Она относится к тем же временам. Вряд ли в маленьком посёлке был ещё один хороший художник.
Кстати, если приглядитесь, то можете найти на картине справа довольно большой домик с красной крышей. Это и есть наш Дворец.
Выложу фотографию, сделанную примерно оттуда же, в семидесятые годы. Сходство есть, но отдалённое. И ракурс не тот. Если смотреть с горы, то всё будет не так. А чтоб было так, как на картине, нужно висеть с этюдником в воздухе над самим заводом. Может быть, автор писал этюды, сидя на остветительной вышке? Таких вышек в заводе несколько. Не исключено и такое. Он ведь был заводским художником, его могли пустить и на вышку.
А здесь, в этом шкафу, поколения заводских художников хранили свои краски. Они и сейчас здесь, только давно уже высохли.
А я на сегодня с вами прощаюсь. Не дошёл я сегодня до "гербового" зала. Завтра допишу. Не переключайтесь. Во Дворце ещё мнго интересного.