Перед началом второй части выложу вторую из тех двух фотографий, которые я сделал в 1998-м году. Остальные фото в этом посте чужие. Это Аля и её мать, моя тёща на фоне красных стен шахты. Две шахтёрки. Эх, не пошла Аля работать в шахту решила стать художником.
А мы тем временем подходим к соляному комбайну. Он стоит в конце туннеля, который сам и прогрыз в толще земли. Эта машина со множеством фрез стоит на двух длинных гусеницах. У всех здешних механизмов, кроме машинок и погрузчиков двигатели электрические. И ещё я обратил внимание на то, как мало места отводится человеку в этих подземных машинах. Кабина машинки, на которой мы приехали очень тесная. Я сидел, упираясь каской в низкий потолок. И дверей-то в машинке нет только потому, что в туннелях везде узко. Двери не откроешь. Поэтому их не делают вообще. Кабина комбайна такая же крошечная и тесная.
К нам подходит машинист, мужчина средних лет, сплошь обсыпанный белой пылью словно пекарь. Аля сказала, что похоже на то, что на него высыпали целый куль муки. Это соль.
Машинист включает что-то в своей кабинке и фрезы с воем начинают вгрызаться в стены и потолок туннеля. Плотное облако белой солёной пыли окружает всё вокруг. Не видно ровным счётом ничего. Сквозь пыль слышится вой двигателей, скрежет фрез и грохот падающих кусков породы. И тут я понимаю, что странный привкус, который я ощущаю на губах с самого момента спуска в шахту - это вкус соли. Весь воздух здесь пропитан солью. Да уж. Пермяки, они по-прежнему солёны уши.
Поработав какое-то время, двигатели останавливаются. Вслед за ними потихонечку оседает и пыль. И тут мы обращаем внимание на то, что у машиниста нет на лице респиратора.
-А почему? -спрашиваю я.
- Очень тяжело дышать в нём. А соль, она лечебная.Недаром же сюда в шахту людей возят лечиться.
Соль конечно лечебная, но не в таких же количествах.И тут мне как-то стало понятно, почему шахтёры работают по шесть часов и зарабатывают довольно большие деньги.
Прямо за комбайном стоит электрический самоходный вагон. Это жёлтый железный ящик на огромных колёсах.Он ездит туда-сюда на довольно большое расстояние. Но только по прямой и вдоль кабеля, по которому подаётся электричество. А пока вагон едет, кабель наматывается на огромную катушку. Я нашёл фотку этого механизма. На ней можно разглядеть ту самую катушку.
Машинист включает ленточный транспортёр своего комбайна и весь вагон, весь огромный ящик на колёсах за какие-то секунды наполняется кусками соли. Вагон плавно трогается и катит куда-то в тёмный конец туннеля, а чёрный кабель величественно сматывается с катушки. Мы идём вслед за вагоном.Разгружается вагон тоже за секунды. Дно его представляет собой такой же ленточный транспортёр. Его включают. И гору соли выметает из ящика одним махом.
Здесь в полу пробито отверстие. Оно идёт на нижний "этаж". По всему нижнему "этажу" протянуты длинные резиновые транспортёры. По ним соль стекается со разных концов шахты к скипу, а потом поднимается на поверхность. Здесь стоит рабочий с пехлом в руках и пропихивает в отверстие застрявшие куски породы. Правда пехлом этот инструмент называли мы, когда работали на дробилке. У шахтёров он мог называться как-то по другому. Но суть инструмента одна и та же. Это длинный железный стержень, которым что-то проталкивают.
- Вот эта соль называется сильвинит. Он идёт на удобрения - говорит нам шофёр.
А ещё ниже залегает ещё один пласт. Это уже карналлит. Его отсюда отправляют на титано-магниевый комбинат здесь же в Березниках. Из него там выплавляют титан. Титан везут в Верхнюю Салду, из него делают части самолётов. А уже их отправляют в город Сиэтл, где делают "Боинги". Детали наших самолётов и ракет делают из него же.
А сильвинит мелют, перерабатывают и складируют вот таким образом. А потом развозят по всему свету. Туда, где есть нужда в минеральных удобрениях.
А я к большущему сожалению не дописал до конца свой пост и сегодня. Завтра допишу.