Новая стратегия оранжевой революции: откровения Михаила Дмитриева

Jan 03, 2014 21:21



Приведу в сокращении ряд тезисов своей статьи, написанной для информационно-аналитического портала «Суть времени - Пермь», которая полностью не может быть опубликована в ЖЖ ввиду её большего чем позволят ЖЖ размера.

В рамках  мероприятий «Пилорама - Продолжения» музея «Пермь-36» состоялась лекция известного либерального социолога Михаила Дмитриева. Исполнительный директор музея «Пермь-36», открывая выступление, представила директора центра стратегических разработок Дмитриева как эксперта предложившего весной 2011 года «очень неожиданный прогноз» будущих волнений в выборный период, в котором главную роль будет играть т.н. средний класс.
Сразу оговорюсь, что доклады либерального социолога Михаила Дмитриева (в 1980-х входившего в ленинградский кружок Анатолия Чубайса) я считаю не исследованиями, а боевыми конструктами, легитимирующими действия элитных группировок под предлогом объективно складывающихся обстоятельств. И в этом смысле наиболее показателен именно тот самый упомянутый доклад  Михаила Дмитриева и Сергея Белановского, сделанный в марте 2011 года. (см. подробный разбор в полной версии статьи)

         ….. Итак, как мне кажется, я показал, что доклады  директора Центра стратегических разработок нужно воспринимать как боевые конструкты и планы боевых действий белоленточников на ближайшее будущее, а потому они заслуживают повышенного внимания. Теперь собственно перейдём к анализу планов околокремлёвских заказчиков Дмитриева, изложенных в его новом докладе, зачитанном в конце октября 2013 года в рамках «Пилорамы - Продолжения».
Согласно М. Дмитриеву политическая ситуация в стране будет стремительно меняться, стабильность экономической и политической ситуации в очередной раз заканчивается. Рейтинг власти в настоящее время пока ещё стабильный, но держится лишь на охранительном патриотизме - гарантии сохранения страны как целого. Все остальные проблемы - образование, здравоохранение, производство, среда, уровень жизни, коррупция, развитие страны в целом - не решаются и это подтачивает поддержку власти. Причём эти проблемы в гораздо меньшей степени волнуют жителей Москве и Петербурга, чем жителей регионов, что выливается в снижении лояльности к властям в провинции, и наоборот, ростом поддержки власти в Москве. Ухудшение материального положения людей в регионах, а разыгрывающийся с новой силой экономический кризис явно усугубляется, станет последней каплей рушащей это равновесие.
Решение властью проблем, вызванных экономическим кризисом и связанным с ним повышением политической активности, протестными акциями, осложняется следующими факторами:

- всё ещё относительная не включенность пассионариев во власть, что при падении материального достатка, усилит протестную активность.
   - усугубление проблемы отношения общества к мигрантам, в т.ч. и к выходцам с Кавказа. У власти связаны руки, так как давление на диаспоры приводит к ухудшению обстановки на Кавказе.
   - увеличение запроса на демократию со стороны групп, не относящихся к среднему классу, молодёжи и со стороны регионов.
   - массовый рост позитивного отношения к протестной активности у населения.
   - разрыв в уровне жизни в столице и регионах, вызывает снижение поддержки центральной власти на местах, при росте её в Москве.
   - усиление ответственности центральной власти за местные проблемы в глазах населения, при снижении ответственности местных властей, обусловленной изменением законодательства;
   - появление, особенно в крупных городах, наиболее политически активной, но при этом оппозиционной группы 20-30 летних избирателей.
   - отсутствие финансового ресурса, уже дефицитные бюджеты.
   - неопределённость с окончанием кризиса, общемировой кризис.
   - накопление и концентрация рисков.

Всё это говорит о том, что удержать равновесие без изменения социально-политической модели будет очень трудно.
В выступлении много внимания уделяется фактору снижения протестного потенциала Москвы и росту такового в регионах, что, как утверждается, объясняется диспропорцией в уровне жизни в столице и в провинции. Указывается, что в случае углубления кризиса регионы находятся в более уязвимом положении, они отреагируют раньше и сильнее в виде протестной активности, причём претензии, по большому счёту, будут только к центральной власти (к Путину, Думе). В виду отсутствия финансового ресурса, неясности дальнейшего течения мирового кризиса, нерешённости, запущенности многих центральных проблем и неопределённости в развитии страны властям придётся менять политическую модель.
О каком изменении модели идёт речь, не говорится. Говорится даже так: что бы власть ни сделала в политическом плане, это вряд ли положительно повлияет на экономическую ситуацию. Однако в выступлении делается упор на демократию и протестную активность, указывается, что локомотивом в этом выступят именно регионы. Учитывая это, а также фактор времени и места высказывания (форум «Пилорама») и прямые связи Дмитриева с видными либералами (Чубайс, Кудрин и другие), можно говорить о том, что под изменением социально-политической модели подразумевается всё та же дальнейшая либерализация политической, экономической и социальной жизни в стране, с последующей приватизацией и децентрализацией.

Ввиду того, что Москва не справилась с задачей в белоленточных протестах 2011-2012 годов, теперь на роль локомотива явно выдвигают регионы. В числе лозунгов новых протестов можно ожидать в том числе и сепаратистские требования, вроде создания Сибирской, Дальневосточной или Уральской республик. Ведь, согласно схеме Дмитриева, даже средний класс Москвы не хочет демократии и проявляет лояльность к властям в отличие от жаждущих демократии и оппозиционно настроенных регионов. Исходя из изложенного модели, регионы не смогут надеяться на изменения ситуации под давлением протестов в Москве, а значит, будут вынуждены решать проблемы самостоятельно, требуя или даже забирая себе всё больше полномочий, вплоть до попытки отделения от недемократичного (даже на уровне менталитета жителей столицы) Центра.

Отмечу, что в последнее время резко активизировалась либеральными и другими белоленточными силами работа в сфере пропаганды и проработки сценариев регионализации и даже развала России. Так, высшая школа экономика (ВШЭ) провела 7 июня круглый стол на тему «Какая федерация нам нужна?», где ведущие лидеры сепаратистов страны (такие как Штепа) и видные либералы рассуждали о моделях регионализации и даже «дезинтеграции такого имперского образования как Россия».


Круглый стол в Высшей школе экономики «Какая федерация нам нужна?». Модераторы круглого стола: научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин (министр экономики РФ 1994-1997 гг.) и вице-президент фонда «Либеральная миссия» Игорь Клямкин
24 сентября «Независимая газета» публикует на полосу доклад преподавателя ВШЭ Игоря Макарова о необходимости регионализации с подзаголовком «Чрезмерная централизация становится тормозом развития государства», 15 октября в эфире радиостанции «Эхо Москвы» С. Белковский делает заявление о необходимости отделения Северного Кавказа и в этот же день ещё один профессор факультета политологии ВШЭ Е. Альбац заявляет: «Не вижу особой проблемы, если Россия разделится по Уральскому хребту. Я думаю, что это неизбежно». Семинары и конференции по регионализации и созданию новых региональных идентичностей давно проходят в региональных вузах страны. Недавно к сепаратистской линии присоединись и националисты, которые всё больше попадают под влияние нацдемов Крылова, Севастьянова, Соловья. В требования националистов, прозвучавших на недавнем Русском марше (в т.ч. и на русском марше в Перми), входит создание русского национального государства (РНГ), предполагающее отделение территорий с преимущественно нерусским населением и превращение страны в «союз земель». Про организацию и пропаганду процесса регионализации и дезинтеграции страны, исходящую от либералов, белоленточников, нацдемов, олигархов (например, Прохорова) и власти (например, премьер-министра Медведева) можно говорить долго. Однако, согласно концепции Дмитриева, главное в этом процессе - различия в демократичности и оппозиционности жителей Москвы и регионов, а не планомерная организация заинтересованных в этом сил.

Самые тревожные ноты в оранжевой песне Дмитриева связаны с национальной темой. Социолог называет проблему мигрантов в качестве одного из самых уязвимых мест системы, но не ограничивается этим. Речь идет не только о накачке агрессивно-националистических настроений в русском большинстве, но и о параллельном росте политического протеста у представителей кавказских этнических групп, которые станут самостоятельной силой в общей оранжевой движухе. Как мы знаем, уже на январь планируется первый митинг протеста с кавказским акцентом. Раскрутка русско-националистического и «кавказского» протестов приведет к их столкновению как раз в канун Олимпиады. Последнюю господин Дмитриев также упомянул в своем докладе в качестве одного из факторов будущего политического кризиса. Акты террора в Волгограде, за которыми очевидным образом проступают контуры очень мощной террористической сети, говорят о том, что игра по-крупному уже началась. Новая парадигма антигосударственной смуты основана на радикализации, регионализации, межнациональных конфликтах на фоне усугубляющегося социально-экономического неблагополучия.
Таким образом, предложенный либералом Дмитриевым конструкт - ещё одна попытка легитимации как новой попытки оранжевого переворота, так и нового развала страны по модели разрушения СССР. Готовящаяся очередная острая фаза  «Перестройки-2» грозит стать испытанием для целостности страны и существования всего общества.

Чирков Дмитрий
Гурьянов Павел

Специально для информационно-аналитического портала "Суть времени - Пермь" http://eotperm.ru/?p=2002
Читайте также:

Круглый стол 25 января с лидерами белоленточников Перми «После 4 декабря. Будущее России. Рождение гражданского общества или оранжевая революция»

Дебаты с лидерами белоленточников Перми «Протестные выступления после выборов 4 декабря: выход из кризиса или игра по чужим правилам?»

Пермь-36: База подготовки белоленточных активистов и пятой колонны за полмиллиарда бюджетных рублей?

Пилорама, Пермь-36, оранж

Previous post Next post
Up