Я давно хотела написать о ней и о ее методике обучения малышей и школьников, но все не доходили руки. О ней написали в "Новой газете". Не могу, не показать вам статью. Спасибо огромное Софье Николаевне за те разработки, которыми мы можем пользоваться сейчас.
6 декабря 2012 года умерла Народная
учительница Софья Николаевна Лысенкова. Учитель начальных классов с
60-летним стажем, она умела учить всех без отбора, без отстающих, без
перегрузок. Сегодня, когда на смену кропотливой методической работе в
школе пришел бумажный вал бестолковых отчетов, многие удивляются: разве
это возможно? Но Лысенкова была уверена: это доступно всем, если взять
на вооружение методику - ее методику опережающего обучения.
Софья
Николаевна Лысенкова в 1981-м получила звание заслуженного учителя, в
1990-м - народного, а в 1999-м была удостоена медали Ушинского. Ее имя в
энциклопедии «Лучшие люди России».
Все,
кто хотя бы понаслышке знает об открытиях Софьи Николаевны Лысенковой,
помнят, что с одним своим классом - с шестилетками - она закончила
программу за три года вместо четырех, с другим - за два вместо трех (по
программе 1-3), а еще с одним, завершив программу начальной школы за два
года, решила перейти в среднюю - в пятый класс, чтобы до конца понять,
почему на этом переходе спотыкаются многие ребята...
Опережение
Лысенковой - это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов
на тему вместо восьми, а как раз наоборот - значительное увеличение
времени на прохождение каждой сложной темы!
Опережение
Лысенковой - это не класс вундеркиндов, а самые обычные классы обычной
школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно
всех, а классы коррекции считает преступлением против детей,
дискриминацией.
Опережение Лысенковой
- это и заинтересованная работа в классе сильных детей. Они не
заскучают, они первыми поймут материал следующих тем и даже следующих
лет обучения - ближнюю и дальнюю перспективу, которую Софья Николаевна
вводит постепенно малыми дозами задолго до того, как придет их время по
программе, начнут отвечать и поведут за собой остальных.
Опережение
Лысенковой - это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями
с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой
Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в
столице: музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и
художественным образованием и просто гулять. У Лысенковой строгое
правило: вторая половина дня принадлежит детям и школа не должна на нее
посягать. Домашних заданий она не давала. Ей хватало уроков.
Но как?
Трудную
тему надо долго выращивать, и придет время, когда даже самый слабый
ребенок ответит успешно. Софья Николаевна догадалась ввести в школу
будущее. На каждом уроке она, кроме прошлого и сегодняшнего материала,
небольшими порциями давала труднейший материал, который будут проходить
через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Учительница называет
это "большой перспективой". Лучшие ученики интуитивно схватывают
сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые,
не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал
и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса.
"Отстающих в классе Лысенковой не может быть, как говорится, по
определению", - писал Симон Львович Соловейчик в журнале "Новое время" в
1989 г., объясняя суть педагогического открытия Лысенковой.
Но
как опережать программу, при этом не подгоняя детей вперед любыми
средствами, а, наоборот, увеличивая время на прохождение каждой сложной
темы? Не загружая школьников дополнительными уроками и домашними
заданиями, а оставляя детям вторую половину дня в их полное распоряжение
- для их здоровья и развития.
Как
обеспечить всем успех, если на освоение темы одним детям нужно пять
уроков, другим - пятьдесят? Удовлетворить потребность природы каждого
ребенка, не разделяя при этом на способных и отстающих?
Работая
по системе опережения, учитель не может приходить на урок
неподготовленным, ведь он одновременно управляет приводными ремнями
нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения - это вдумчивая работа.
Но
Софья Николаевна говорила: у меня самая легкая профессия, легче не
найдешь! Она все время повторяла, что работать ей очень легко и
радостно. Кто хоть раз видел ее урок, согласится, что и детям у нее
очень легко. Даже те, кто просто присутствует на уроке в качестве
зрителей на последних партах, а она пускала всех желающих - учителей,
родителей, методистов, - заражаются приподнятым настроением.
Я
ходила к ней на уроки на целый день, раз в неделю в течение года - меня
заслал в такую длительную командировку редактор газеты «Первое
сентября» Симон Соловейчик, наверно, чтобы я навсегда поняла, что такое
учитель. И потом я до последнего ее учебного года ходила к ней на
уроки, когда вдруг накатывала грусть и усталость - отдохнуть душой и
набраться сил.
Педагогические
открытия часто парадоксальны. Они переворачивают привычное. А вернее,
возвращают его с головы на ноги. Так и на уроках у Софьи Николаевны: она
никогда не бросалась на ошибку и не акцентировала на ней внимание -
исправили и бодро побежали дальше, никогда не фиксировалась на неудаче -
это не нужно ни ей, ни ребенку, ни классу. Традиционный учитель как
коршун парит над классом и камнем падает на каждый промах ученика:
показывает, что не так, объясняет, почему не так, потом говорит, как
нужно… Он хочет как лучше, он думает, что помогает, он привык, что в
этом его роль. А ребенок съеживается от каждого такого налета. С третьей
неудачи он уже не хочет больше пробовать. Скоро он начинает мешать…
механизм по разрастанию неудач запущен. Пройдет совсем немного времени, и
ему будут подыскивать место в классе коррекции или отправлять на
психолого-медико-педагогическую комиссию.
А
Софья Николаевна все делает для того, чтобы пришла удача. И она
приходит. А тогда уже Лысенкова говорит: как же работать без отметок,
ведь это поощрение, мои дети любят свои отметки.
Я
не устаю восхищаться этой женщиной! Спасибо ей, я своими глазами видела
уроки, на которых ребенок крепнет от того, что учитель уверен в том,
что «все будет хорошо».
Дорогие учителя начальных классов, достаньте, добудьте книги Софьи Лысенковой, и ваша работа станет легкой и радостной.