180.Заговор против Гитлера в вермахте в 42г. Его база - группа армий Центр. Покушения на Гитлера.

Nov 03, 2007 00:05

Заговор в вермахте против Гитлера в 42г., его "эпицентр" находился в группе армий Центр, в непосредственном тылу которой действовали украинский бататльон, Родька-Касмович-Витушка, а в тыловом гебитскокомиссариате близ нее - Вайсрутении - Гадлевский, Бульба и т.д. Глава абвера Канарис примыкал к заговору. Управление еще Нахтигалем, Ролландом и белорусским "Первым штурмовым союзом" находилось в руках Оберлендера, Герулиса и еще одного офицера, выходивших на Канариса через 1 звено (В 42г. Оберлендер был занят мусульманскими коллаборантами)

Одно из ответвлений заговора во Франции: http://www.hrono.info/biograf/bio_we/vicleben.html Как раз там в декабре 42г. была вскрыта агентурная сеть ГРУ, примерно одновременно с сетью в Берлине.

В 42г. под руководством главы штаба группы армий центр готовилось покушение на Гитлера, оно было неудачно осуществлено в начале 43г. Покушение готовилось в Смоленске, куда Гитлера выманивали. Касмович-Витушка в 42г. создали в районе именно Смленска антипартизанские белорусские националистически полицейские структуры, по их словам тысяч в 10 чел. Т.е. могли действительно быть в курсе факта наличия заговора в вермахте и обсуждение этого факта во время их встречи с Родькой 29-30.07.42 в Витебске - вполне могло быть.

Еще надо разобраться по датам, что за покушение готовилось в 42г. на Гитлера в Беловежской пуще и как это его самолет ухитрились едва не сбить советские истребители.

В Беловежской пуще как раз должен был "сидеть" один из замов Бельченко по его должности главы НКВД Белостокской области. Отступая, Бельченко двух замов оставил партизанить во вверенной ему до войны "административной единице" и те, вроде, продержались достаточно долго. Не разворачивая, правда, больших бригад.

Отряд Орловского?

Такой широкий заговор не мог не иметь каналов выхода на Генштаб Красной Армии. И эти каналы не могли идти в обход ГРУ. И они вряд ли шли через НКВД. Скорее, одни генералы должны были искать выхода на других. Во всяком случае, абверу было наверняка логичнее и проще выходить на ГРУ, чем НКВД.

Информации об этом заговоре так много, что для памяти чтобы иметь перед глазами хронологию оставлю первые попавшиеся "источники". Но пока (?) нигде не видел ничего про попытки СС противодействовать заговору ок. декабря 42г (Гадлевский, Бульба попал и т.д.)

***

План устранения Гитлера и военного переворота возник еще в конце 30-х гг. В это время сложились основные звенья антигитлеровской оппозиции: военная группа во главе с начальником Генштаба Людвигом Беком и фельдмаршалом Эрвином фон Вицлебеном, группа в МИДе во главе с бывшим послом в Риме Ульрихом фон Хасселем, группа в управлении военной разведки во главе с начальником штаба абвера Гансом Остером, группа консервативных политиков во главе с обер-бургомистром Ляйпцига Карлом Фридрихом Герделером, группа молодых аристократов во главе с графом Гельмутом фон Мольтке и графом Питером Йорком фон Вартбургом, группы профсоюзных активистов и другие объединения немецкого Сопротивления.


Бывший начальник Генерального штаба генерал Людвиг Бек - один из руководителей антигитлеровского заговора

Уже летом 1938 г. генерал Бек и его офицеры разработали план, согласно которому предполагалось захватить Гитлера, объявить его душебольным и передать власть военным. Осенью 1938 г. новый начальник Генштаба Франц Гальдер, президент Рейхсбанка Яльмар Шахт и абверовец Ганс Остер подготовили военный переворот, в ходе которого Гитлер и все нацисты должны были быть отстранены от власти, а в Германии восстановлено парламентское правление. Однако после Мюнхенского соглашения, когда Британия и Франция фактически уступили Гитлеру Чехословакию, заговор распался.
          Еще один заговор возник после разгрома Польши осенью 1939 г. Генералы во главе с главнокомандующим сухопутными силами Вальтером фон Браухичем, собравшись в Цоссене (недалеко от Берлина), договорились отстранить Гитлера от власти и заключить мир с Лондоном и Парижем. Однако вскоре перетрусивший Браухич отказался участвовать в попытке переворота, после чего заговор провалился.
          В 1940-1943 гг. круг заговорщиков значительно расширился. К заговору примкнули крупнейшие немецкие военноначальники: главнокомандующий Западным фронтом фельдмаршал Гюнтер фон Клюге, командующий группой армий «Б» фельдмаршал Эрвин Роммель, командующий группой армией «Север» фельдмаршал Георг фон Кюхлер, командующий войсками во Франции Карл Генрих фон Штюльпнагель, командующий войсками в Бельгии и Северной Франции Александр фон Фалькенхаузен, бывший главнокомандующий сухопутными силами барон Эрих фон Хаммерштейн-Экворд, главнокомандующий армией резерва Фридрих Фромм, комендант Берлина Пауль фон Хазе, начальник штаба Берлинского округа Отто Херфурт, командующий танковой группой Эрих Гепнер. Антигитлеровскую оппозицию поддержали многие руководители полиции и военной разведки, в том числе начальник управления военной разведки и контрразведки Вильгельм Канарис и практически весь центральный аппарат абвера, глава криминальной полиции рейха обергруппенфюрер СС Артур Небе, начальник полиции Берлина обегруппенфюрер СА граф Вольф Генрих фон Хелльдорф и его заместитель граф Фриц Дитлоф фон дер Шуленбург, начальник разведки Генштаба барон фон Ренне, начальник военного управления Главного управления имперской безопасности Георг Хансен. Против Гитлера были готовы выступить высшие чины вермахта и сухопутных сил: главный военный судья д-р Зак, начальник оперативного отдела Генштаба Адольф Хойзингер, начальник экономического управления вермахта Георг Томас, начальник связи вермахта Эрих Фельгибель, первый генерал-квартирмейстер армии Эдуард Вагнер, начальник организационного отдела Генштаба Хельмут Штифф, начальник артиллерийско-технической службы Генштаба Фриц Линдеман, начальник связи сухопутных сил Фриц Тиле. В заговор включились высокопоставленные гражданские чиновники: министр финансов Пруссии профессор Йоханнес Попиц, заместитель имперского министра иностранных дел статс-секретарь барон Эрнст фон Вайцзеккер, бывший посол в Москве граф Вернер фон дер Шуленбург, легационные советники МИДа Ганс Бернд фон Хафген и Адам фон Тротт цу Зольц, правительственный президент Потсдама граф Готфрид фон Бисмарк, обер-бургомистр Штутгарда д-р Карл Штрелин, бывший обер-президент Силезии д-р Ганс Лукашек, бывший обер-президент Данцига барон Фердинанд фон Люнинк и др. Наконец, заговор поддержали ведущие немецкие промышленники, в том числе главы крупнейших концернов Роберт Бош («Бош»), Карл Фридрих фон Сименс («Сименс»), Альберт Феглер («Стальной трест»), Карл Бош («ИГ Фарбен»), бывший председатель Союза металлопромышленников Бернхард Леттерхауз и др.3
          В декабре 1942 г. Карл Герделер, Фридрих Ольбрихт и начальник оперативного управления группы армией «Центр» Хеннинг фон Тресков, встретившись в Берлине, договорились начать подготовку покушения на Гитлера. Тресков готовил убийство Гитлера при помощи пластиковых бомб, а Ольбрихт и Ганс Остер составили план захвата власти в Берлине, Кельне, Мюнхене и Вене. В конце февраля 1943 г. Ольбрихт сообщил Трескову, что приготовления к плану «Вспышка» закончены.
          13 марта 1943 г. Гитлер посетил штаб группы армией «Центр» в Смоленске. После совещания фюрер вылетел в свою главную ставку. Тресков попросил одного из офицеров, сопровождавших Гитлера, захватить пакет с парой бутылок коньяка для своего приятеля. В пакете находилась бомба с часовым механизмом, которая должна была взорваться во время полета. Однако самолет фюрера благополучно приземлился в Растенбурге - случайно не сработал взрыватель. Через неделю сорвалась еще одна попытка покушения - на этот раз в берлинском цейхгаузе. В октябре-ноябре 1943 г. генерал Штифф пытался пронести взрывчатку в ставку, но ужесточение охраны Гитлера сорвало этот план.
          В ноябре-декабре 1943 г. и в феврале 1944 г. предполагалось взорвать Гитлера во время осмотра новой военной формы, но осмотр три раза отменялся по различным причинам. Попытка ротмистра фон Брайтенбурга застрелить Гитлера во время совещания в ставке «Бергхоф» сорвалась из-за того, что охрана не пропустила Брайтенбурга в большой зал.

http://www.hist.ru/Londongestapo.html

***

Группы заговорщиков, планировавшие антинацистский переворот, существовали в Вермахте и военной разведке ( Абвере) с 1938, то есть ещё до начала Второй мировой войны, и имели одной из целей её предотвращение. Уже с этого времени в рядах решительных противников Гитлера появляются ключевые фигуры Сопротивления и 20 июля: генерал абвера Ханс Остер, генерал вермахта Людвиг Бек и будущий генерал-фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен. Однако их планы не осуществились из-за того, что им не удалось привлечь на свою сторону колебавшихся военачальников Франца Гальдера и Вальтера фон Браухича (которые, вместе с тем, и не доложили о заговоре), а также из-за слабой позиции Франции и Великобритании, которые перед началом войны еще не были решительно настроены против Гитлера.

В 1941 появилась группа заговорщиков во главе с полковником Х. фон Тресковом, племянником фельдмаршала Ф. фон Бока, работавшим под началом дяди в штабе Группы армий Центр на советском фронте. Парадоксальным образом штаб Группы, наступавшей на Москву, был одним из центров оппозиции Гитлеру. После Битвы под Москвой, первого поражения Германии в войне, Браухич и фон Бок были уволены. Несмотря на это, в штаб-квартире «Центра» в Смоленске сохранялась группа Сопротивления, созданная Тресковом, и о её деятельности знал новый командир, Ганс Гюнтер фон Клюге.

В 1942 Остер и Тресков создали масштабную сеть заговора, причём им удалось завербовать генерала Фридриха Ольбрихта, контролировавшего коммуникацию между частями Резерва сухопутных войск во всей Германии.

В конце 1942 появляются и первые планы убийства фюрера. Планировалось устроить взрыв на борту самолёта Гитлера, посещавшего штаб Группы Центр в Смоленске; в этом Трескову помогал Ольбрихт. Бомба не сработала; вторая попытка взорвать Гитлера на выставке трофейной советской техники в Берлине, также не увенчалась успехом. Это деморализовало заговорщиков. Кроме того, им не удалось завербовать в 1943 фельдмаршалов Рундштедта и Манштейна.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80_20_%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F

***

"Имя" № 161 от 1998-07-23

АРХИВ: СМЕРТЬ ТИРАНА ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕВОЗМОЖНО

Игорь КУЗНЕЦОВ Тираном быть опасно. Не только из-за гарантированного проклятия потомков, но и из-за постоянного - и обоснованного - страха смерти. Не было в природе тирана, которого не пытались бы убить... Первая попытка военных убрать Гитлера была предпринята 13 марта 1943 года. Покушение готовили полковник Хеннинг фон Тресков, который в то время руководил штабом группы армий "Центр", и лейтенант Фабиан Шлабрендорф. Тресков еще в 1942 году пытался осуществить акцию по убийству Гитлера, но тогда дело сорвалось из-за того, что у полковника не было с фюрером личного контакта. Однако Тресков не оставил мысли осуществить задуманное и постоянно убеждал адъютанта Гитлера генерала Шмундта в том, сколь необходимо, чтобы Гитлер смог собственными глазами убедиться в положении дел на фронте. Тресков хотел таким образом выманить фюрера из Берлина. Однако Гитлер после того, как в начале 1942 года советские истребители обстреляли его самолет и пробили крыло, на фронт больше выезжать не собирался. Удача улыбнулась заговорщикам в марте 1943 года. Тогда Трескову все же удалось убедить Гитлера поехать в Смоленск. Как только стало известно, что Гитлер согласился, заговорщики принялись отрабатывать возможные варианты покушения. Тресков предложил расстрелять Гитлера в офицерском казино. Вместе с Гитлером планировалось устранить и Гиммлера. Но 13 марта 1943 года фюрер прибыл в Смоленск без шефа СС. Поэтому фельдмаршал фон Клюге, посвященный в заговор, запретил убивать Гитлера. Он объяснил это тем, что убить Гитлера и оставить в живых Гиммлера значит ввергнуть Германию в пучину гражданской войны, войны между вермахтом и войсками СС. Однако, несмотря на запрет фельдмаршала, помощник Трескова обер-лейтенант Шлабрендорф подложил в самолет фюрера, улетающего обратно в Берлин, бомбу. Она находилась в пакете с бутылками "Куантро". Пакет Тресков просил передать полковнику Штиффу, которому он якобы проиграл пари. При выборе "адской машины" заговорщики пришли к выводу, что магнитные мины "Клэм" английского производства сработают стопроцентно. Взрыватель был установлен на тридцать минут. Когда "Кондор" с Гитлером поднялся в воздух, Тресков и Шлабрендорф не сомневались в том, что взрыв произойдет под Минском. Об этом заранее было сообщено в Берлин. Но радиограмма о взрыве на борту так и не поступила. А через два часа последовало сообщение: самолет фюрера благополучно произвел посадку в Растенбурге. Тресков и Шлабрендорф были потрясены. Теперь они должны были попытаться перехватить свой "дар данайцев" для Штиффа, который к тому времени еще не входил в число заговорщиков (он присоединился к ним лишь 20 июля 1944 года). И сделать это им необходимо было до того, как Штифф узнает о содержимом свертка. Тресков тут же позвонил в Растенбург, связался с адьютантом Гитлера и попросил его оставить у себя пакет с коньяком и не отдавать его Штиффу. "Произошло недоразумение, - оправдывался Тресков. - Я передал не тот пакет, и завтра мой адьютант исправит это недоразумение". Адьютант Гитлера пообещал сделать все, как он просит. Таким образом, беда и на этот раз миновала заговорщиков. Тогда же провалились попытки убить Гитлера, предпринятые полковником абвера фон Герстовом; капитаном Акселем фон дел Бусше и лейтенантом фон Клейстом. Казалось, что Гитлер заключил договор с самим дьяволом и просто смеется над заговорщиками. Между тем вездесущий шеф СС Гиммлер получал от своих осведомителей все новые и новые сведения о заговоре в стане генералов абвера и вермахта. Разрозненные эпизоды постепенно складывались в общую картину. Наконец в апреле 1943 года Гиммлер решился на первые аресты в стане заговорщиков, но нить расследования оборвалась в результате стойкости арестованных, которым гестапо так и не смогло развязать языки. В анналах тайной полиции этот эпизод получил название "Операция "Черная капелла". Между тем в среде заговорщиков имелись разногласия по поводу судьбы Гитлера. К примеру, фельдмаршал Роммель считал, что фюрера не надо убивать, чтобы не превращать его в мученика, а нужно арестовать и публично судить. Однако желающих убить Гитлера было гораздо больше. Июль 1944 года стал в этом отношении кульминационным месяцем. На 11 июля было намечено очередное покушение на Гитлера, Гиммлера и Геринга. Однако двое последних в ставку не приехали, и покушение сорвалось. Тогда акцию перенесли на 15 июля. Заговорщики были настолько уверены в успехе этой операции, что задолго до взрыва 1200 солдат начали свое движение к Берлину. Но Гитлер вновь покинул совещание раньше срока, и взрыв был предотвращен. Солдат повернули назад. 20 июля 1944 года 34-летний полковник Клаус фон Штауфенберг прибыл на совещание в ставку Гитлера "Вольфшансе" ("Волчье логово"). Гитлер высоко ценил этого офицера, который, несмотря на свою инвалидность (во время боя в Тунисе он был ранен, в результате чего потерял левый глаз, правую руку и два пальца на левой руке), продолжал служить в вермахте. Именно Штауфенберг должен был принести на совещание 20 июля взрывное устройство. Утром 20 июля Штауфенберг прибыл на аэродром Рангсдорф под Берлином. В одиннадцать часов утра самолет уже приземлился в ставке Гитлера. Однако внезапно выяснилось, что совещание проходит не в главном подземном зале, в котором ударная волна от взрыва уничтожила бы всех, а на открытой застекленной веранде. И хотя это оказалось большой загвоздкой в планах заговорщиков, однако отступать было уже поздно. Когда Штауфенберг вошел в зал заседаний, Гитлер произносил речь. Увидев молодого офицера, фюрер прервал доклад и с протянутой рукой пошел ему навстречу. После крепкого рукопожатия Гитлер вернулся на место, к столу, а Штауфенберг встал невдалеке, предварительно опустив портфель с взрывчаткой на пол и прислонив его к дубовой ножке стола. Капсула на взрывателе была раздавлена Штауфенбергом в приемной, поэтому теперь надлежало, не привлекая к себе внимания, тихонько покинуть зал заседаний. Штауфенберг подождал еще минуту, после чего наклонился к соседу, сидевшему рядом, и попросил того присмотреть за его портфелем, пока он на минуту выйдет из зала. Сосед молча кивнул, и Штауфенберг с легкой душой вышел из помещения. Однако, как только он скрылся за дверью, сосед задвинул ногой портфель глубоко под стол. Между взрывчаткой и Гитлером возникла толстая дубовая ножка стола. Тем временем Штауфенберг вышел на улицу, где его ждала машина с адьютантом Хефтеном. Мгновение - и машина тронулась с места. В тот самый момент, когда они подъезжали к воротам номер один, раздался мощный взрыв. Но даже несмотря на это, часовые у ворот беспрепятственно выпустили машину Штауфенберга с территории ставки. Впоследствии эта деталь побудила некоторых исследователей выдвинуть версию о том, что в числе заговорщиков был и начальник личной охраны Гитлера Раттенхубер. Между тем генерал Фельгибель сразу после взрыва позвонил в Берлин командующему армией резерва генерал-полковнику Фромму и сообщил: "Фюрер мертв". После этого он отключил в ставке Гитлера связь. Однако, видимо, помня о дьявольском везении фюрера, Фромм не торопился действовать дальше. И оказался прав. Единственным, кто не пострадал в зале заседаний во время взрыва, был Адольф Гитлер. Он оказался лишь слегка контужен. Заговорщики, проведя три часа в бесплодных спорах, дали наконец сигнал к началу восстания "Валькирия". Однако время было упущено безвозвратно. В стане заговорщиков началась паника. Начальник Генерального штаба сухопутных войск генерал Бек пустил себе пулю в лоб. Генерал-полковник Фромм переметнулся на другую сторону и приказал арестовать Штауфенберга, Ольюрихта, фон Хефтена и других. После того как это было сделано, Фромм же отдал приказ немедленно всех расстрелять. Как говорится - концы в воду. Всего было арестовано около семи тысяч человек, из них казнено около пяти тысяч. Первый закрытый процесс по делу "о покушении 20 июля" открылся в Берлине 7 августа 1944 года. Весь процесс был снят на кинопленку скрытой камерой, для того чтобы Гитлер (как Сталин в 1938 году) смог насладиться видом поверженных противников. Как выяснилось позднее, в этом заговоре против Гитлера были замешаны: двадцать один генерал, тридцать три полковника и подполковника, два посла, семь дипломатов высших рангов, один министр, три государственных секретаря, начальник уголовной полиции и ряд высших полицейских чиновников, губернаторов провинций. Впрочем, при всем дьявольском везении спастись тирану по имени Адольф Гитлер не удалось. После последнего покушения он прожил меньше года...

http://press.bymedia.net/press.article.print.php?articleID=15883&ID=

***

Кое-что понятно по технологиизаговора отсюда: http://www.erlib.com/%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/100_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2/40/

***
Кое-что и тут, в основном по попытке вермахта убить Гитлера в Борисове 41г.: http://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=alt;action=display;num=1066925567

Украинские коллаборанты

Previous post Next post
Up